Экономическим судом Брестской области в первом квартале 2022 года привлечено к административной ответственности 7 перевозчиков, допустивших осуществление предпринимательской деятельности на территории Брестского региона с грубым нарушением законодательства о лицензировании.
Сотрудниками Транспортной инспекции выявлены нарушения, в частности выполнение перевозок пассажиров в регулярном сообщении без наличия лицензии, а также без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров. Кроме того, выявлены случаи допуска на линию транспортных средств с неисправностями, при наличии которых участие в дорожном движении запрещено.
Телесюжет: ТРК Брест
Правовой механизм регулирования перевозок пассажиров предусматривает обязательное наличие лицензии для автомобильного перевозчика, выполняющего регулярные перевозки пассажиров, в качестве гаранта защиты граждан от угрозы причинения вреда жизни и здоровью.
Осуществляя регулярную перевозку пассажиров без договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, то есть под видом нерегулярных, перевозчики создают недобросовестную конкуренцию в соответствующей сфере.
В пояснениях о причинах противоправных деяний некоторые правонарушители в свое оправдание указывали на то, что перевозки осуществлялись в нерегулярном сообщении, однако установленные судом факты и обстоятельства по делу свидетельствовали об обратном.
Так, согласно материалам дела, рассмотренного экономическим судом, индивидуальный предприниматель в декабре 2020 года на автовокзале в Столине предложил нескольким гражданам услугу по перевозке автомобилем-такси, согласовав маршрут Столин-Пинск и стоимость поездки для каждого пассажира. Находившиеся в автомобиле-такси пассажиры знакомы не были, общих целей в предложенной ИП поездке не имели, согласие на совместную перевозку предварительно не давали.
Суд установил, что фактически ИП была осуществлена перевозка пассажиров в регулярном сообщении с использованием транспортного средства без наличия специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.3 КоАП.
Судом признаны необоснованными доводы ИП об оказании им услуг по перевозке пассажиров автомобилем-такси, так как спорная перевозка не соответствовала признакам перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, установленным законом.
Суд, изучив обстоятельства оказания услуги, в частности, перемещение не взаимосвязанной между собой группы физических лиц, наличие конкретного маршрута с сообщением о нем пассажирам, установление фиксированной платы за проезд для каждого из них, квалифицировал перевозку как выполненную в регулярном сообщении с использованием транспортного средства без наличия специального разрешения (лицензии) и подверг ИП взысканию в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составило 320 рублей.
Этот же предприниматель за аналогичное правонарушение в сфере перевозок пассажиров, допущенное в марте 2022 года, привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 базовых величин, что составило 480 рублей.
Судебные постановления вступили в законную силу.
Следует отметить, что размер налагаемого судом административного взыскания на недобросовестных перевозчиков пассажиров составлял от 10 до 500 базовых величин.
Так, максимальное административное взыскание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 13.3 КоАП, в виде штрафа в размере 500 базовых величин дважды применялось судом к перевозчику зарегистрированному в Минской области за выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по маршруту г. Барановичи - г. Минск без лицензии.
Ранее перевозчик неоднократно привлекался судом к ответственности за административные правонарушения в сфере перевозок пассажиров, в общей сложности ему надлежит уплатить в доход государства порядка 39000 рублей штрафа.