Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Почему разобрали старые дома на Советской и что восстановят в исторической застройке

29  Февраля 2016 г.  в 14:07, показов: 13811 : История города Бреста


Анастилоз как паллиативный прием сохранения исторического фасада по ул. Советская, 43, 45 в Бресте.

Почему разобрали старые дома на Советской и что восстановят в исторической застройке

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе. Чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения.

Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени. 1831 год.

В данной разработке практическое использование анастилоза выступает в качестве паллиативной меры спасения аутентичного фасада конца 1920-х годов по улице Советской, 45 в городе Бресте.

Почему разобрали старые дома на Советской и что восстановят в исторической застройке

фото из архива

Немного истории. Интересующее нас здание расположено на исторических участках №11 и №12, квартала №31. Первые владельцы участков не установлены. В 1926 году по заказу владельцев участков; Шапиро Фишман Хуны, Шульмана Герша, супругов Фуксман Абрама и Ханы, Розенбаум Шейны, Эйберман Арона, Перник Вольфа, Финкельштейн Малки и Ганц Натана была разработана проектная документация на восьмисекционный двухэтажный жилой дом со встроенными магазинами на первом этаже. Автор проекта брестский инженер-архитектор Николай Синкевич. В 1928 году все хозяева ввели свои секции в эксплуатацию. Шапиро Хуна только первый этаж.

3 января 1939 г. она обратилась в магистрат с просьбой разрешить достройку согласно старому проекту. На что получила разъяснение от 17 февраля 1939 №т-9/1,что проект, утвержденный 13 сентября 1926, утратил свою силу по истечении двух лет, для утверждения требуется новый. Это последний документ в деле Хуны Шапиро, и не известно успела ли она достроить до второй Мировой войны надстройку второго этажа, или это было выполнено позже. В 1928 году в период сдачи дома, (Советская, 45) все секции имели один адрес ул. Ежи Домбровскего, 37. В 1930 каждая секция получила отдельный адрес: Шапиро Фишман Хуна –Домбровскего, 37, Загель Кейла (купила секцию у Шульмана Герша) –Домбровскего,37/1, Фуксман Абрам –Домбровскего, 37/2.

Почему разобрали старые дома на Советской и что восстановят в исторической застройке

В 1938 владельцем секции 37/2 числится Бейла Ниссенбаум, а в 1939 супруги Сруль и Рухля Паппе. Розенбаум Шейна владелец секции по улице Домбровскего, 37/3, Эйберман Арон –Домбровскего, 37/4, Перник Вольф –Домбровскего, 37/5, Финкельштейн Малка и Гдала –Домбовскего, 37/6, Ганц Натан –Домбровскего, 37/7. В последствии к дому добавлен в качестве секции бывший одноэтажный жилой дом с мезонином Пружана Таубы по адресу Домбровскего, 35 (Советская, 43). В секции Шапиро Фишман Хуны располагались Купеческий Банк, редакция и администрация ежедневной газеты (выходила с 1928) «Unser Poleser Express».

К сожалению во всех справочных изданиях межвоенного периода все секции дома (Советская, 45) отмечены одним адресом – Домбровскего, 37, поэтому невозможно с уверенностью утверждать в какой секции находились следующие организации: парикмахерские принадлежности Пашуцкего, парикмахерская Ганц Натана, шубы Фуксмана, Галантерея Шульмана, головные уборы Фельдмана, мебель Харо П., прачешная Гринберга, портные М. Прыганец и З. Швареберг, табачный магазин С. Розенбаума, склад «железа» Финкельштейн Малки.

В Государственном архиве Брестской области находится документ от 26 мая 1934 № 11-96, письмо технического отдела магистрата адресованное всем владельцам дома по ул. Домбровскего, 37. В нем говорится, что здание имеет целостный характер, а каждый хозяин окрасил главный фасад своей секции по своему усмотрению, в результате чего здание вызывает «непорозуменья». Дом должен быть окрашен «…jednym kolorem w tonie piaskowym w terminie do 15 czerwca b. r.».

Почему разобрали старые дома на Советской и что восстановят в исторической застройке

Строчка домов по ул. Домбровского (третье от угла улицы слева интересующее нас здание).
1930-е.

Здание по ул. Советской, 45 носит черты переходного периода от «утилитарного» или «рационального» классицизма к конструктивизму. После национализации здания, в 1940 году, объект использовался по первоначальному назначению; первый этаж торговые точки и предприятия сферы услуг, второй этаж под жильё. В доме до 1953 года размещалась артель «Новый путь», здание предполагалось реконструировать, согласно решению горисполкома №551 от 21.07.1953, под магазин «Детский мир». Согласно решению горисполкома №750 от 19.10.1978 здание подлежало сносу в связи с предполагаемым строительством магазина «Универсам». С 2007 года здание являлось историко-культурной ценностью «без категории» в составе исторического центра Бреста категории «2».

В настоящее время в связи с реконструкцией здания под административно-гостиничный комплекс Министерством культуры Республики Беларусь принято решение сохранить фасадную стену по ул. Советской и увеличить этажность комплекса в глубину квартала. В связи с чем, заказчиком была удалена предназначенная к демонтажу часть здания. Однако, как показали результаты научно-технического отчета, произведеного обследования технического состояния фасадных стен, от 2 августа 2014 выполненному к.т.н., доцентом И.В.Зинкевич и к.т.н., доцентом В.Л.Шевчук (УО «БрГТУ») состояние ограждающих конструкций признано как неработоспособное (категория IV по п.8.3.5. ТКП 45-1.04-208-2010).

Сложность укрепления стены заключалась также в состоянии и глубине заложения фундаментов. Оказалось, что здание по ул. Советской, 45 представляло собой 9 блокированных домов с глубиной заложения фундаментов от 1.5 до 0.2 м. Таким образом, оставшаяся стена это 13 самостоятельных стен не имеющих жестких связей между собой. Избрание метода сохранения фасадной стены было поручено специализированной реставрационной организации ОАО «Белреставрация», филиал «Брестреставрацияпроект». Комплексные научные изыскания и выработка концепции сохранения историко-культурной ценности были проведены согласно договору от 8 декабря 2014 г. с привлечением специалистов брестских университетов:

1. Проведены историко-архивные и библиографические изыскания по объекту. Определен автор и дата строительства зданий. Обнаружены архивные проектные чертежи 1926 года. Определены владельцы и организации занимавшие встроенные помещения первого этажа на период 1926-1939 гг. Выявлены 14 владельцев и арендаторов встроенных помещений на 1928-1939 гг. (научный руководитель, архитектор Н.Н.Власюк (УО «БрГТУ»)

2. Проведены физико-химических исследований строительных материалов и окрасочных составов, определен состав и первоначальный колер лакокрасочных составов, даны технологические рекомендации по проведению реставрационных работ (кандидат технических наук, доцент Э.А. Тур (УО «БрГТУ»).

3. Произведены архитектурно-археологические обмеры и натурное обследование сохранившейся аутентичной стены (при участии археолога, кандидата исторических наук, доцента А.А.Башкова (УО «БрГУ»).

4. Произведено археологическое изучение объекта при помощи зондажей, выявлены фрагменты авторской поверхности.

5. Выявлены аутентичные балконные ограждения главного фасада. Определено техническое состояние и методика восстановления.

По результатам комплексных научных изысканий были сделаны выводы:

1. Авторская поверхность стены сохранилась фрагментарно.

2. Конструктив стены не представляет историко-культурной ценности и не подлежит экспозиции.

3. Здание никогда не являлось памятником архитектуры, а лишь характерной частью исторической застройки, почти полностью утраченной на участке улицы Советской – от Маяковского до Гоголя.

4. Стена находится в аварийном состоянии.

5. Объект не имеет мемориальной ценности.

Предложенная филиалом «Брестреставрацияпроект» концепция сохранения аутеничной стены (автор доцент кафедры АПиР БрГТУ, архитектор Н.Н.Власюк) полностью соответствует Венецианской , законодательству Республики Беларусь и современным научным тенденциям в области реставрационной методики. Общая современная тенденция в области реставрационной методики — подтверждение принципов археологической реставрации с одновременным признанием возможности гибкого подхода, основанного на более широкой трактовке памятника. За основу принят метод анастилоза. Однако, заметим, данная концепция не является панацеей по сохранению историко-культурного наследия г. Бреста и не предназначена для повсеместного применения в историческом центре города, а предлагается как единственно приемлемый в данном конкретном случае вариант заполнения лакуны в строчке домов.

Хрестоматийный пример анастилоза - Исторический центр Варшавы, столицы и крупнейшего города Польши, который был практически полностью (согласно данным ИКОМОС — на 85 %) разрушен в период немецко-фашистской оккупации 1939—1944 гг. В 1945 году специально создан Объединенный Фонд Восстановления Столицы, а 14 февраля 1945 года открыта «Администрация восстановления столицы» (BOS) во главе с Яном Захватовичем. В состав которой, входило более 1400 специалистов в области архитектуры, истории, урбанистики, социологии, экономики, инженерного проектирования и строительства и т. п.

В период между 1945 и 1966 годами был проведен комплекс мероприятий по восстановлению исторического облика города, сложившегося на протяжении XIII—XX веков. Причем, при восстановлении, предпочтение было отдано зданиям построенным до XVIII в., т.е. до утраты независимости Польши. При этом использовался принцип анастилоза. Фрагменты наружного декора, росписи фасадов были отобраны из руин и восстановлены на новых стенах на свое первоначальное место. При отделке фасадов была произведена нюансная сигнация аутентика.

Как уникальный пример достоверного восстановления и реконструкции уничтоженного наследия, 2 сентября 1980 года, на 4-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Париже, Старый город Варшавы был внесен (под № 30) в список Всемирного наследия.

Представленная в январе 2015 года на расширенный градостроительный и координационный совет г. Бреста, и получившая одобрение, с небольшим преобладанием голосов, в качестве эскизного проекта концепция, никоим образом не является законченным эскизным проектом, поскольку важная особенность реставрационного проектирования — тесная связь с процессом производства работ. Только в ходе осуществления реставрации, когда оказывается возможным максимально полное раскрытие памятника, осуществляется с наибольшей полнотой и его исследование.

Поскольку проект реставрации базируется на исследовании, то очевидно, что окончательная разработка проекта во всех деталях до начала реставрации принципиально невозможна. Поэтому эскизный проект реставрации — необходимая стадия работ, позволяющая заблаговременно провести широкое обсуждение авторских предложений и вынести не единоличное, а коллективное решение о судьбе историко-культурной ценности. Предложенная концепция была утверждена Научно-методическим Советом Министерства культуры Республики Беларусь.

Таким образом, методика анастилоза данного здания предполагает следующее:

1. Максимально возможное выявление «авторской поверхности», которое будет продолжаться весь период раскрытия объекта.

2. Демонтаж и хранение аутентичных фрагментов здания, сохранивших авторскую поверхность. Технология и конструктивная часть этого процесса уже разработаны.

3. Подведение новых фундаментов и возведение, аутентичным кирпичом полученным при демонтаже, фасадной стены согласно проекту 1926 арх. Н.Синкевича и результатам комплексных научных изысканий.

4. Установка аутентика в процессе строительства на изначальное место. Нюансная сигнация аутентика.

5. Сохранение всех аутентичных, и восстановление утраченных вывесок (надписей) периода 1926-39 гг. на фасадах.

6. Восстановление и установка на первоначальные места аутентичных ограждений балконов.

Автор - Николай Власюк (старший)

Январь 2015 года

На снимках: современный вид улицы Советской; исторические фасады зданий встроенные в современную застройку.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Фото Юрия Макарчука

Паллиативный приём – полумера временно или частично обеспечивающий выход из затруднительного положения

Анастилоз - один из методов музейной реставрации. Однако реконструкция может предполагать такое переустройство объекта заключающийся в воссоздании разрушенного памятника из его отдельных частей. При этом не ставится задача искусственно дополнить недостающие части сооружения новоделами, но представить в деле все найденные подлинные детали.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Николай Власюк (старший)
Виртуальный Брест

     Дополнительные материалы по теме:




Система Orphus