В редакцию Myfin.by пришли вопросы, касающиеся прав потребителей. В частности, как правильно поступить, если купили испорченный продукт или сложнотехнический товар с браком? Может ли покупатель от него отказаться? На эти и другие вопросы ответила председатель Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП) Анна Суша.
С просрочкой – к администрации
Если увидели в торговых точках продукцию с истекшим сроком годности, но еще не купили ее – обратитесь к администрации магазина. Такой товар должны немедленно снять с полки.
Анна Суша отметила, что в магазинах обычно тщательно следят, чтобы просроченный товар вовремя был убран с полок и прилавков. Однако все же случается, что просрочка реализуется.
– Чаще всего администрация благодарна покупателю за такую подсказку и бдительность, – говорит эксперт.
Просроченный товар уже куплен, и потребитель это заметил только тогда, когда пришел домой. Что делать? Председатель БОЗП ответила так:
– Безусловно, надо возвращаться в магазин, показать чек и вернуть деньги. Иное дело, когда потребитель не хранит чек. Но в большинстве торговых объектов есть камеры наблюдения, и по их записи можно доказать, что просроченный товар куплен именно в этом магазине. Продавец обязан немедленно вернуть деньги и снять такие пищевые продукты с реализации.
Фото: product-service.ru
А как быть, если купил товар не с истекшим сроком годности, однако при вскрытии упаковки обнаружил, что он испорчен – прокис или с плесенью.
– Тотчас надо вернуться в магазин и указать администрации на негодность товара к употреблению. Если чек не сохранился, а упаковка уже вскрыта, доказательством служит сама упаковка. Более того, покупатель же взял не последний экземпляр из холодильника в магазине –и это тоже подтверждение факта наличия испорченной продукции. Также, как и в первом случае, доказательством может быть запись с камер наблюдения, – пояснила Анна Суша.
Если потребитель обратится в магазин спустя некоторое время после покупки, то труднее будет доказать, что товар был не годен для употребления. Здесь возникнут вопросы, как покупатель хранил данный продукт и почему он испортился.
Товар с браком – вернуть или заменить
Что делать, если купил сложнотехнический товар и через некоторое время обнаружил производственный брак.
– В данном случае обязательно после покупки заявлять ваши требования. В течение 30 дней потребитель имеет право вернуть этот товар, получить деньги или заменить. Иные правила действуют после данного срока. Здесь может быть бесплатный ремонт или замена. Закон о защите прав потребителей позволяет не хранить упаковку. Иначе наша квартира превратится в склад такой упаковки. Если чек не сохранен, есть отметка о дате продажи в гарантийном талоне.
Если продавец отказывается возвращать деньги, то надо предъявить письменную претензию и отправить ее по почте заказным письмом.
– Потребитель может не тратить деньги на уведомление. На «Белпочте» есть возможность слежения за почтовыми отправлениями, и отправитель сможет увидеть, что письмо вручено адресату.
Кроме того, практически у всех продавцов есть книга замечаний и предложений, в которой можно оставить запись с претензией. Также возможно написать претензию в двух экземплярах, прийти в магазин и вручить ее администрации, на копии должна быть сделана отметка магазина.
Деньги обязаны вернуть немедленно или в семидневный срок. Если требуется экспертиза, то тогда в пределах 14 дней.
Фото: sportishka.com
Что делать с горе-мастером?
Как правильно поступить, если нашел в интернете контакты мастера по ремонту сложной бытовой техники, он пришел и осуществил ремонт, получил наличные деньги, а через некоторое время техника опять сломалась? Потребитель начинает звонить, но специалист уже не отвечает или отказывается от повторного визита.
– В таких случаях необходимо в обязательном порядке подписывать договоры на обслуживание, гарантийные талоны, брать расписку и другие доказательства о проделанной работе. Надо обращаться в исполком, чтобы найти исполнителя работ, узнать, зарегистрирован ли он как индивидуальный предприниматель или самозанятый, чтобы впоследствии предъявить письменную претензию, – отмечает эксперт.
При этом Анна Суша рекомендует все же обращаться в авторизованные сервисные центры.
– Правда, и там можно столкнуться с ситуацией, когда приемщик описывает, что надо заменить и сколько это стоит, а потом начинаются звонки, что надо еще что-то доделать и доплатить. И стоимость ремонта вырастает в разы. У потребителя есть право отказаться от такого ремонта, вернуть уплаченные деньги и расторгнуть договор на работы.
Главное, что должен знать потребитель, – необходимо заключать договор, требовать чек или расписку, чтобы были доказательства покупки товара или выполнения услуги.
Но если и после письменных претензий деньги за бракованный товар продавец отказывается возвращать, то можно обратиться в общества защиты прав потребителей, к уполномоченному по защите прав потребителей в администрации района по месту проживания, в МАРТ. В крайнем случае – вернуть свои средства через суд.
Напомним, что ранее мы уже писали ответы на популярные вопросы покупателей: примут ли товар без чека и упаковки, кто платит за доставку товара на гарантийный ремонт, несет ли магазин ответственность за личные вещи и другие.