Можно ли требовать компенсацию от ЖКХ за перекрытие воды в стояке из-за залития у соседа?

9  Декабря 2023 г.  в 22:22 : Разное: обо всём понемногу

От залития квартиры может пострадать не только проживающая в ней семья. Если коммунальщики перекрывают воду в стояке, то заложниками ситуации оказываются и другие жильцы. Положена ли им компенсация за причиненные неудобства и что должна предпринять обслуживающая организация для скорейшего разрешения проблемы, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».

Нежданно-негаданно

В последнюю ноябрьскую субботу минчанин Николай ушел из дома утром, а вернулся к шести часам вечера. И обнаружил, что из крана не течет ни холодная, ни горячая вода.

— На двери подъезда объявления по этому поводу не было (не появилось оно и на следующий день), — рассказал мужчина корреспонденту. — Открыл в мобильном телефоне приложение «115.бел» и узнал, что воду перекрыли по стоякам в 14:30 в связи с залитием квартиры в подъезде. Когда ее дадут, не сообщали. Что ж, надо как-то приспосабливаться. Сходил в ближайший универсам и купил две пятилитровые бутыли питьевой воды.

На следующее утро ничего не изменилось. И главное — никакой ясности: дадут сегодня воду или нет. Приложение молчало. Учитывая, что это было воскресенье — выходной день, в ЖЭУ или ЖКХ района звонить не стал. Набрал 115, но вскоре положил трубку: довольно длинная очередь. Тем временем покупная H2O заканчивалась, поэтому пришлось сходить снова в магазин и приобрести еще две пятилитровки. В подъезде встретил бабушку, которая волокла такую же «добычу». «Пойду еще в ведро снега наберу, в квартире он быстро растает», — поделилась она способом, как пережить неудобства. Вода неожиданно зажурчала в стояках в 14:15, о чем проинформировало и приложение. Но осадок остался. Почти на сутки жильцы по не зависящим от них обстоятельствам оказались лишены основных ЖКУ — горячего и холодного водоснабжения, канализации — и были вынуждены тратить свои время, силы и деньги, чтобы минимизировать последствия. Могут ли они рассчитывать на компенсацию?

Отключения и обязательства

Ситуация, о которой рассказал наш читатель, не уникальна. Залития жилых помещений в Минске происходят регулярно. Как пояснил начальник юридического отдела ЖЭУ № 3 Первомайского района Алексей Скалдин, если работникам городской аварийной службы или ЖЭУ не удается попасть в квартиру предполагаемого виновника бытового залития, чтобы оперативно локализовать протечку и при необходимости выполнить ремонт оборудования, то перекрывают стояки водоснабжения. Это логичная и законная мера. В приказе Министерства ЖКХ от 26.12.1995 № 128 говорится, что в случае аварии, то есть «повреждения сооружений, трубопроводов, оборудования или нарушения их эксплуатации» обслуживающее предприятие «имеет право прекратить полностью или частично подачу воды без предварительного уведомления абонента». Но вскоре после этого у подъезда должно быть размещено объявление с указанием причин отключения, возможных сроков и контактного телефона ответственного лица. Более того, коммунальщикам совместно с исполкомом (администрацией района) надлежит обеспечить временное водоснабжение жителей, то есть подвезти цистерну с питьевой водой.

Фото носит иллюстративный характер

В какой срок должны быть устранены неисправности аварийного характера систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления с момента их выявления? «Незамедлительно», — находим лаконичный ответ в постановлении Министерства архитектуры и строительства от 27.10.2020 № 64. Но только если не возникает форс-мажорных обстоятельств. К ним относится и непредоставление доступа в квартиру, из которой произошло залитие.

— В таком случае специалисты обслуживающей организации (ЖЭУ, ЖКХ района) должны оперативно связаться с собственником квартиры (номер его мобильного можно узнать в РСЦ, ОВД), объяснить ему ситуацию и выработать оптимальный вариант дальнейших действий, — рассказывает специалист. — Если, например, человек находится в городе или на даче, то он быстро приедет и откроет дверь. Если же он в другом городе, за рубежом или просто не выходит на связь, а иного способа попасть в квартиру нет, то дверь аккуратно вскрывают, чтобы локализовать место течи и затем включить воду. Такой порядок предусмотрен постановлением Совета Министров от 8 июля 2022 ­года № 454, которым внесены изменения в Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений. Вскрытие двери возможно только в присутствии представителей местных органов власти, милиции, соседей. Судя по имеющейся практике, чтобы все организовать, требуется не менее суток.

Кто в ответе

Вправе ли жильцы временно отключенных от водоснабжения и канализации квартир требовать возмещения понесенного материального и морального вреда? Да, если обслуживающие жилищные организации не выполнили возложенные на них обязательства, отмечает юрист. Прежде всего это подвоз воды в бочке для питьевых и хозяйственных нужд. Или если залитие и последующее отключение ЖКУ произошло из-за неисправности конструктивных элементов и оборудования, находящихся на обслуживании жилищных организаций. Тогда можно направить в ЖКХ района письменную претензию или подать иск в суд, приложив имеющиеся доказательства, например чеки о покупке воды в магазине. Собственники и наниматели, у которых не установлены счетчики воды (оплачивают услугу по нормативу — 140 л в сутки на одного человека), должны обратиться с заявлением в РСЦ для осуществления перерасчета независимо от длительности отсутствия услуги и вызвавших это причин.

— С другой стороны, если виновник инцидента — владелец конкретной квартиры, а коммунальщики предприняли все необходимые меры для скорейшего разрешения проблемы и минимизации причиненных жителям неудобств, то можно попытаться взыскать компенсацию с этого жильца. Но сомневаюсь, что кто-то на такое пойдет. Одно дело, когда сосед тебя затопил, и другое, когда его действия или бездействие привели к отключению водоснабжения. Судебной практики, касающейся рассмотрения исков к ЖКХ или гражданину по причине временного перекрытия воды, не наработано, — резюмирует Алексей Скалдин.

Фото носит иллюстративный характер

Читатель также признался: раньше он никогда так рачительно не расходовал воду, как в эти сутки, и не осознавал, какое это благо — доступная в любое время чистая жидкость из крана. При этом в Минске тариф на водоснабжение всего 1,2479 рубля за 1 м3 (1 000 л). Для сравнения: в универсаме, в который Николай отправился в субботу, питьевая вода объемом 5,55 л известного производителя продается за 3,89 рубля, а точно такая же в соседнем небольшом продмаге, что любопытно, — за 2,97 рубля.

Справочно

За бытовые залития несет ответственность собственник или наниматель жилого помещения. Причиной могут стать неисправное сантехническое оборудование в квартире, некачественное подключение стиральной машины к системе водоотведения, незакрытый кран, повреждение трубопроводов водоснабжения и канализации (разводки).

Сфера ответственности обслуживающей жилищной организации — залития, произошедшие из-за неисправности конструктивных элементов и оборудования жилого дома. То есть квартиру затапливает через кровлю, стыки стеновых панелей, вследствие повреждения стояков водоснабжения и расположенной на них запорной арматуры, труб и радиаторов отопления.

Источник: Минск-Новости


Показать ещё новости