Адвокат Минской областной коллегии адвокатов Илья Пинхасик рекомендует приступать к починке лишь после урегулирования всех спорных моментов по страховым выплатам.
Дождаться первичного осмотра повреждений
- На осмотр направляет страховая компания, где оформлена машина. Если у причинителя вреда нет полиса, а у потерпевшего отсутствует КАСКО, тогда эти функции берет на себя Белорусское бюро по транспортному страхованию, - говорит специалист. - Машина должна быть сохранена в неизменном виде до оценки ущерба. Проводить ремонт при наличии КАСКО самостоятельно без согласования со страховщиком нельзя. В том числе не торопитесь восстанавливать авто и после получения калькуляции, если считаете, что размер выплат определен неверно. При несогласии автомобиль может понадобиться для проведения экспертного исследования. Если достичь договоренности не получается, необходимо обращаться в суд, а машину по-прежнему сохранять в неизменном виде.
Отремонтированное транспортное средство становится непригодным для полноценной экспертизы в дальнейшем. При незавершенном судебном или досудебном страховом споре владелец фактически лишает себя возможности представить доказательства.
В случае несогласия с расчетом водитель вправе требовать пересмотра суммы ущерба соответствующей комиссией страховщика. Сделанные ею выводы и решение можно обжаловать в суде, подав иск о взыскании страхового возмещения. Еще один вариант - провести экспертизу, на основании которой можно обязать страховую компанию пересмотреть величину выплат. Также она определит размер для компенсации виновником ДТП - в добровольном или судебном порядке.
Добиваться возмещения в суде
- Доказывание объема повреждения авто и его пригодности к ремонту в спорной ситуации лежит на владельце, - уточняет Илья Пинхасик.
- В страховых спорах доказыванию подлежат наличие событий, которые могут рассматриваться как страховой случай в соответствии с условиями заключенного договора страхования, и причинение в результате этих событий ущерба. Любое повреждение (утрата) имущества должно быть непосредственно связано с событием, указанным в правилах страхования. Фактическое повреждение (утрата), не обусловленное наступлением одного из них, не является страховым случаем. Между ними обязательна прямая причинно-следственная связь.
Не заплатят страховку за повреждения, которые остались после предыдущего ДТП, а также за дефекты эксплуатации по КАСКО до даты наступления спорного страхового случая.
Несохраненный автомобиль - утрата доказательств
Если эксперт вынужден осматривать машину на основании предоставленных фотоснимков, потому что иначе это сделать невозможно, то описание повреждений носит общий характер. Часто одного осмотра недостаточно. Например, для определения причины активации системы пассивной безопасности необходимо провести исследования в условиях специализированной станции (компьютерная диагностика).
- Эксперт, осматривавший авто в реальности, сделает, скорее всего, категоричные выводы, а «по бумагам» - вероятностные, - отмечает И. Пинхасик. - Таким образом, если истец как лицо, заключившее договор страхования, не предпринял мер по сохранению машины в состоянии, пригодном для экспертного исследования, и не передал поврежденные детали, а также не желал реализовывать свои обязанности по доказыванию, то его ждут правовые последствия. Уклонение от предоставления автомобиля в неизменном виде рассматривается судом как попытка затруднить доказывание.
По словам адвоката, даже если в конфликтной ситуации решение принято в вашу пользу, это еще не конец. Вторая сторона вправе обжаловать его. Вердикт суда первой инстанции может быть изменен как полностью, так и частично.
В редких случаях понадобятся дополнительные осмотры и исследования. А несохраненный автомобиль - это фактически утрата доказательств.
- Если сомневаетесь, пора ли ремонтировать автомобиль или лучше немного подождать, обратитесь к адвокату за разъяснением возможных правовых последствий, - рекомендует Илья Пинхасик. - Каждый случай индивидуален. Нужно учитывать множество нюансов как самого ДТП, так и страхового договора. В такой ситуации лучше не торопиться, ведь последствия могут сильно ударить по кошельку.
Расчет ущерба
- Порой удивляет сумма, начисленная после осмотра повреждений и составления заключения о размере вреда. А когда начинаешь изучать документы, понимаешь: расчеты сделаны не совсем корректно, - рассказывает о нюансах оценки адвокат. - Например, страховщики «забывают» учитывать износ деталей там, где это делать необходимо. Также он важен при определении суммы компенсации ущерба в порядке суброгации (переход к лицу, исполнившему обязательства за другого человека, прав кредитора), полученного в результате ДТП, подпадающего под страховой случай.
Как проводится оценка авто?
Специалист выясняет техническое состояние, выявляет дефекты, определяет вид и трудоемкость ремонтных работ. Возможно исследовать правомерность применения определенного объема работ объемом трудоемкости и видами ремонтного воздействия, процент износа запчастей, подлежащих замене.
Действия оценщика:
🔹 устанавливает необходимые ремонтные воздействия;
🔹 составляет наименование частей, подлежащих ремонту;
🔹 готовит перечень работ по замене частей, их починке, окраске, регулировке, разборке и сборке, снятию и установке;
🔹 обосновывает необходимость каждого воздействия;
🔹 определяет необходимость инструментального контроля и диагностирования;
🔹 проводит фотосъемку авто (в том числе поврежденных элементов).
Если результаты не устраивают, можно внести возражения письменно непосредственно в бланк акта осмотра или приложить отдельный документ с подробной аргументацией своей позиции.
На износ влияют возраст и пробег
Замена основных узлов (двигателя, коробки передач, рулевого механизма и так далее) назначается на основании дефектовки и (или) инструментальной диагностики, за исключением случая их полного разрушения. Обычно ключевые части машины, напрямую влияющие на безопасность, подлежат замене. С остальными запчастями это делают только при экономической нецелесообразности ремонта или технической невозможности.
Например, за пару дней до ДТП была установлена новая фара. Значит, износ на нее будет начисляться не с даты начала эксплуатации авто, а покупки фары. Подтвердить это можно с помощью чека. Как правило, износ каждой детали рассчитывается отдельно с помощью специальных онлайн-программ и формул. Также используются специализированные справочники и каталоги.
- Рассчитывают износ только на части, которые необходимо заменить. Не при их ремонте или восстановлении деталей, - уточняет Илья Пинхасик. - Стоимость новых запчастей возмещается за вычетом цены обновления. Любой расчет суммы ущерба производится непосредственно на дату ДТП, а не на день проведения оценки. Если деталь или агрегат подлежат восстановительному ремонту, то данный параметр значения не имеет.
Дефект эксплуатации - повреждение транспортного средства в результате ненадлежащей эксплуатации или хранения, а также последствие некачественно проведенных ремонтных работ. Если у страховых компаний есть сомнения в способе и времени образования повреждения, они могут провести автотехническую экспертизу. Все новые и восстановленные элементы должны быть зафиксированы специалистами