Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Воитель легенды о Брестской крепости... К 100-летию со дня рождения писателя Смирнова

55 12  Сентября 2015 г.  в 11:01, показов: 5877 : Брестская крепость

В каждом жанре были свои мастера: короли репортажей, очерков, бесед. Но из величайшего сонма советских журналистов, из огромного перечня блестящих имен и золотых перьев, пальму первенства я бы отдал Сергею Сергеевичу Смирнову, создавшему новый, небывалый в истории отечественной журналистики жанр – воскрешение истории, духа, души…

Воитель легенды о Брестской крепости... К 100-летию со дня рождения писателя Смирнова

И дело даже не в том, что он первым открыл нам свою Трою – Брестскую крепость (это само по себе величайший творческий подвиг), а еще и в том, что он спасал защитников крепости из лагерей, угодивших туда по вопиющей несправедливости. Писал письма партийным и государственным деятелям, ходил, как тогда говорили «по инстанциям», хлопотал за невинно осужденных, добивался освобождения их из лагерных бараков, помогал им обрести себя в гражданской жизни.

Воитель легенды о Брестской крепости... К 100-летию со дня рождения писателя Смирнова

– Сколько помню свое детство, – рассказывает младший сын писателя Константин Смирнов, – у нас в квартире все время жили какие-то люди, приехавшие неведомо откуда и не ждавшие от жизни ничего хорошего. Отец записывал их рассказы, добывал им деньги на билеты, куда-то звонил, устраивал их судьбы… Это были освобожденные им защитники-узники, солдаты и офицеры, воевавшие в Бресте в первые дни войны.

А вот бесстрастное свидетельство военного прокурора Б.А. Викторова:

«Работа писателя С.С. Смирнова завершилась реабилитацией А. Филя, освобождением П. Клыпы, снятием всех подозрений с майора П. Гаврилова, с С. Матевосяна и других оставшихся в живых защитников Брестской крепости. Исключенные из партии были восстановлены в ее рядах, надлежащим образом трудоустроены».

Воитель легенды о Брестской крепости... К 100-летию со дня рождения писателя Смирнова«В 1954 году, — пишет Сергей Смирнов, — я заинтересовался тогда ещё смутной легендой о героической обороне Брестской крепости и начал разыскивать участников и очевидцев этих событий. Два года спустя я рассказал об этой обороне и о защитниках Бреста в серии радиопередач «В поисках героев Брестской крепости», получивших широкий отклик в народе. Поток писем, обрушившихся на меня после этих передач, исчислялся сначала десятками, а потом сотнями тысяч...».

Школьником я жил в Брестской области и не пропустил ни одной радиопередачи из этого цикла. До сих пор слышу эту слегка глуховатую неторопливую смирновскую речь. А потом увидел рассказчика и с телеэкрана: красивый мудрый русский человек рассказывал о том, о чем нам никогда не рассказывали в школе, о никому не ведомой войне в тылу Западного фронта, о Крепости и ее безвестных героях. Под впечатлением этих рассказов я потом и сам стал разыскивать участников обороны Бреста, став журналистом, многие годы занимался темой Брестского укрепленного района. Как справедливо отмечает газета «Союз»:

«Проводившиеся Смирновым на протяжении нескольких лет передачи на радио и телевидении породили массовое патриотическое движение по розыску неизвестных героев. Смирнов получил более миллиона писем».

Да, эти волнующие передачи слушала без преувеличения вся страна.

Именно с публикаций Сергея Смирнова началось восстановление доброго имени не только защитников Бреста, но и других солдат, имевших несчастье попасть в немецкий плен, а потом огульно обвиненных в предательстве.

Он поверил людям, у которых не было никаких справок и свидетельств. У них была только память. Да еще рубцы былых ранений.

Военный прокурор Б.А. Викторов: «Смирнов своей книгой первым поставил под сомнение утвердившуюся презумпцию виновности военнопленных, первым отважился двинуться через это минное поле». Да, это и в самом деле было «минное поле» – идти против мощнейшей партийно-государственной пропагандистской машины. Многого можно было лишиться на этом коварном поле. Но Смирнов вышел победителем!

Его книга «Герои Брестской крепости» произвела переворот не только в сознании простых людей, но и в умах правительственных чиновников. Именно после выхода в свет смирновской книги и его выступлений в эфире власти присвоили Брестской цитадели звание «Крепость-герой». Корявое чиновное словотворчество – «крепость-герой», одним дефисом скреплены слова женского и мужского рода. Но дело не в морфологии. По справедливости, героем надо было назвать весь Брест, не вычленяя из него составную часть. Героически оборонялся и городской военкомат, и железнодорожный вокзал, и другие объекты, о которых мы пока ничего не знаем. Многое в истории города и крепости все еще покрыто непроницаемым пока мраком.

С легкой руки писателя Смирнова, 9 мая – праздник Победы – сделали по-настоящему праздничным, нерабочим днем.

За книгу «Брестская крепость», выходившую дважды – в 1957 и 1965 годах (второе издание было значительно дополнено и расширено) С.С. Смирнов в 1965 году был удостоен Ленинской премии, награждён орденом Ленина.

Воитель легенды о Брестской крепости... К 100-летию со дня рождения писателя Смирнова…С детства помню тревожное начало этой книги:

«В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко, на западном крае чуть светлеющего предутреннего неба, среди уже потускневших звезд самой короткой летней ночи вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка – то красные, то зеленые, – они не стояли неподвижно, но медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звезд. Они усеяли собой весь горизонт, сколько видел глаз, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов.

Этот рокот быстро нарастал, заполняя собою все вокруг, и, наконец, разноцветные огоньки проплыли в небе над головой дозорных, пересекая невидимую линию воздушной границы. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторгались в воздушное пространство Советского Союза».

Зловещая, как полет валькирий, картина начала войны

А потом разразилась беда. Книгу о Брестской крепости постигла судьба самой крепости. Отмеченная Ленинской премией, она, спустя десять лет – в 1975 году – уходит «под нож»!

«По команде из Москвы 130 тысяч экземпляров только что изданной в Волго-Вятском издательстве "Брестской крепости" на месте "изрезали в лапшу", и макулатуру отправили на Балахнинский бумажный комбинат, – пишет газета «Союз». – Уже очень больному Сергею Сергеевичу Смирнову сказали, что книга может остаться в планах других издательств, если он внесет в книгу изменения и уберет из нее отдельные главы, касающиеся отдельных людей. Например, Матевосяна. На предательство писатель не пошел. Его книга началась с веры людям. С этого, впрочем, начинается все серьезное: победа, родина, семья, работа».

Поводом для гонений на книгу послужило так называемое «дело Матевосяна», одного из главных героев «Брестской крепости».

Именем Матевосяна называли улицы и школы. Герой крепости и Герой Соцтруда в 1971 году вместе с Петром Машеровым, тогдашним руководителем Белоруссии, зажигал Вечный огонь на открытии грандиозного мемориала в Бресте. Но через несколько лет чья-то невидимая рука изъяла из музейной экспозиции все фотографии, на которых присутствовал Матевосян.

Жизнь этого человека рухнула под тяжестью персонального дела, возбужденного по анонимному письму. "Директор Зодкского золотодобывающего рудника С.М. Матевосян присвоил себе документы героя Брестской крепости, погибшего на третий день войны". Далее шла ссылка на только что вышедший IV том БСЭ.

Сергей Смирнов отправился в Брест, нашел людей, которые знали Самвела Матевосяна, те подтвердили Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС, что именитый армянский геолог, разведавший уникальное золоторудное месторождение, и замполитрука Матевосян, который добровольцем ушел в Красную армию в 1939 году, а потом тяжело раненным попал в плен, есть одно и то же лицо. После войны Самвел Минасович смог устроиться только в дальней геологической экспедиции. В середине 50-х годов все газеты облетела сенсация: инженер Матевосян открыл золотое месторождение и сам возглавил трест по его разработке. А тут как раз вышла книга Смирнова. Ореол славы засиял над головой Самвела Минасовича. Чужой успех всегда кому-то застит глаза, вот и полетели в «органы» и «высокие инстанции» анонимные письма. И такая беда случилась не только с бывшим замполитрука, но и с сыном полка трубачом Петром Клыпой, и с комсоргом штаба стрелкового полка Александром Филем…

И Смирнов снова выступил на защиту своих героев. На сей раз он вызволял их не из-за колючей проволоки, а из не менее колючих тенет злобных наветов.

С младшим сыном писателя Константином Смирновым мне довелось вместе работать в «Комсомольской правде». Вот что он рассказывал:

– Отец, пожилой человек, ко всему еще и инвалид войны, упорно обивал пороги различных инстанций в тщетной надежде добиться справедливости. Шестнадцать лет книга, удостоенная высшей литературной премии нашей страны, пролежала под спудом ведомственного запрета. В эпоху брежневского безвременья все попытки оживить книгу наталкивались на непробиваемый "слоеный пирог" всевозможных властей. Сначала на верхних этажах шли сладкие заверения о необходимости переиздать, вернуть "Брестскую крепость" в круг литературы. Затем средний "слой" – пожестче и с горчинкой – покусывал книгу: речь шла уже не только об "изъятии" С. Матевосяна, но и Петра Клыпы, и Александра Филя; пока, наконец, дело не упиралось в абсолютно непробиваемую стену, точнее, в вату, где бесшумно гасились все усилия. А письма наши, очередные просьбы о встречах – как камушки в воду, впрочем, даже и кругов не было... И уже потянулись сведения о том, что где-то какой-то официальный лектор публично заявил, что "герои Смирнова – липовые", и тому подобные прелести.

Андрей Сергеевич Смирнов, старший сын писателя:

По указанию Суслова набор был рассыпан, и почти два десятка лет "Брестская крепость" не издавалась... Через 18 лет она была переиздана. Не могу не упомянуть людей, которые сделали это: издатель Валентин Осипов добился того, что книга была переиздана к годовщине Победы. Издание это было благотворительное, оно практически не продавалось, было разослано в основном по библиотекам, а также в качестве подарочного вручено ветеранам войны, которые приезжали в Москву на празднование Дня Победы.

Как мало я, да, пожалуй, и все мы, благодарные читатели, знали об авторе любимой книги, о Сергее Смирнове. Жили с ним в одно время, в одном городе и даже были почти соседями по московскому проспекту Мира, где неподалеку от Рижского вокзала стоял, да и сейчас стоит дом №74 – в нем-то без малого десять лет жил и писал Сергей Сергеевич. О его смерти я узнал в марте 1976 года, когда служил далеко от Москвы – в Полярном. Царапнула душу мысль – «а ведь мог бы найти повод познакомиться с ним, пожать руку, сказать благодарные слова…».

Родился Сергей Сергеевич 13 сентября 1915 года в Петрограде. Детство прошло в Харькове в семье отца-инженера, отсюда и первоначальный выбор: МЭИ, Московский энергетический институт. Не доучившись год до получения диплома, оставил электротехнику и поступил на первый курс Литературного института.

В те дни, когда на берегах Буга Брестская крепость истекала кровью, студент-литератор ушел добровольцем в истребительный батальон. Потом поступил в школу снайперов. В 1942-м окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943-го командовал взводом в 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Лейтенант Смирнов воевал на Днепре, участвовал в Корсунь-Шевченковской битве, немало прошагал по фронтовым дорогам в Венгрии. Как человека, имевшего литературный опыт, его взяли в газету 57-й армии, сражавшейся на Юго-Западном фронте. После войны Сергей Смирнов продолжил свою воинскую службу, работал редактором в Воениздате, уволился в 1950 году в звании подполковника. А далее журнально-газетная стезя: «Новый мир», «Литературная газета»… Тяжело больным принял должность секретаря Союза писателей СССР в 1975 году, а в марте 1976 его не стало.

Погубило Сергея Смирнова, на мой взгляд, чиновное надругательство над главным делом писательской жизни. Погребен автор «Брестской крепости» в Москве, на Новодевичьем кладбище. Надгробье изображает стену цитадели, в пробоинах которой проступают лица бойцов…

Сегодня имя Сергея Смирнова покрыто пылью забвения. Нынешние властители телеканалов и прочих СМИ не могут простить ему, что, будучи секретарем Московской писательской организации, он критиковал роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», а также подписал 31 августа 1973 года письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» о Солженицыне и Сахарове. Такое либералы не прощают. Да открой ты миру хоть три Брестские крепости, выведи к жизни хоть целый полк неизвестных героев, нет тебе прощения за то, что не уважил сакральные имена. Вот и сомкнулась над именем Смирнова глухая завеса молчания. Старший сын его – Андрей Смирнов, известный кинорежиссер, снявший фильм «Белорусский вокзал», сказал об отце так:

«Память о нем постепенно стерлась из средств массовой информации, выросло поколение, которое понятия не имеет о том, что был такой человек, была такая книга – «Брестская крепость»… И вот наша мать меня с братом упрекает, говорит: "Что же вы ничего не делаете, чтобы помнили об отце?" Я на это отвечаю, что он сделал такое важное дело, что, я надеюсь, может быть, со временем в памяти русского народа оно не должно стереться. А если сотрется, то все усилия бесполезны».

С данной позицией можно поспорить: нельзя пускать на самотек такое непростое и деликатное дело, как сохранение памяти. Надо действовать так же решительно, как действовал Сергей Смирнов, увековечивая память о Брестской крепости и сотнях ее героев.

Зато в Бресте Сергея Смирнова чтят и помнят: названа в честь него улица, в Музее Брестской крепости стоит его письменный стол, бронзовый бюст… Но есть еще и иная форма памяти.

Поиск, который вел писатель Смирнов, стал началом не государственного, а всенародного похода за восстановление памяти о погибших воинах.

До сих пор по всем землям, где прошла война, люди самых разных поколений вот уже полвека ищут и находят безвестно погибших солдат – от Бреста до Сахалина. Этот воистину вечный огонь воистину народной памяти зажег Сергей Смирнов.

Последние его слова были обращены к своим героям, героям Бреста:

«С выходом в свет этой книги я передал музею крепости весь собранный за десять лет материал и попрощался с темой обороны Бреста. Но вам, дорогие друзья, хочется сказать не "прощайте", а "до свидания". До конца дней я буду гордиться тем, что моя скромная работа сыграла какую-то роль в ваших судьбах. Но я обязан вам больше. Встречи с вами, знакомство с вашим подвигом определили направление работы, которую я буду вести всю жизнь, – поиски неизвестных героев нашей четырехлетней борьбы с германским фашизмом. Я был участником войны и немало видел в те памятные годы. Но именно подвиг защитников Брестской крепости как бы новым светом озарил все виденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека, заставил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу, способному творить даже невозможное».

Источник: http://www.stoletie.ru
Автор: Николай Черкашин



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


alexanderbtk_гость 2015-09-13 08:55
спасибо Сергею Смирнову за правду. она во все времена кому-то "вочы коле"... теперь герои обороны Бреста известны всем на Земле... и мы помним о той войне и её солдатах....
+7

Память народа_гость 2015-09-13 10:54
Сообщение от alexanderbtk_гость
спасибо Сергею Смирнову за правду. она во все времена кому-то "вочы коле"... теперь герои обороны Бреста известны всем на Земле... и мы помним о той войне и её солдатах....


То была война между немецкими и советскими захватчиками за нашу землю, которую они делили между собой.
-5

мпвм_гость 2015-09-14 01:41
чью это - вашу

вы от имени кого тут высказываетесь?
+1

Память народа_гость 2015-09-14 08:36
Сообщение от мпвм_гость
чью это - вашу

вы от имени кого тут высказываетесь?


От имени людей, которых с 1939 по 1941 пришедшие советские оккупанты лишали земли, имущества и в товарных вагонах отправляли в Сибирь. А те, кто не попал под пресс советских репрессий, попали под гнет немецких оккупантов.
0

местн_гость 2015-09-12 21:40
поляки не могли правильно распорядится крепостью - они не в состоянии понять суть, смысл этого места

и это не вина поляков
+4

000_гость 2015-09-12 20:14
каждому интересно было бы знать, а имена тех солдат которых царапали на стенах брестской крепости, уже как видно после войны, кто нибудь пытался найти? (нас было пятеро, нас было трое и т.д)
+4

Gurock 2015-09-13 10:28
Сообщение от 000_гость
каждому интересно было бы знать, а имена тех солдат которых царапали на стенах брестской крепости, уже как видно после войны, кто нибудь пытался найти? (нас было пятеро, нас было трое и т.д)

Да,пытались и нашли.

+3

внук солдата Армии Краёвой_гость 2015-09-12 11:20
С крепостью ситуация неоднозначна. Судите сами:
в 1939 году крепость принадлежала Польше на которую напали вначале немцы, а затем советы. Польский гарнизон крепости оборонялся вначале от немцев, а затем от советов. В итоге, советы захватили крепость и разместили в ней своё войско. В 1941 году на глазах у мирных брестчан немецкие оккупанты напали на советских оккупантов и захватили крепость. Советские оккупанты защищались от немецких оккупантов, поскольку оказались в котле и другого выхода у них не было.
На вопрос "Кто проявлял геройство?" я отвечаю вопросом: "В каком году?".
+5

Gurock 2015-09-12 15:03
Поляки от Советов крепость в 1939 году не обороняли - не несите бред.Можем вспомнить что и поляки тоже оккупанты - "отжали" крепость у России в 1921 году,а там и вспомним и Наполеона,и опять Россию...
+16

упс_гость 2015-09-12 15:32
Сообщение от Gurock
Поляки от Советов крепость в 1939 году не обороняли - не несите бред.Можем вспомнить что и поляки тоже оккупанты - "отжали" крепость у России в 1921 году,а там и вспомним и Наполеона,и опять Россию...


Ну, а чего остановился на самом интересном месте и многоточие поставил?
У кого Россия отжала землю, на которой свою военную базу построила?
Не была наша земля российской, они оккупанты на нашей земле!
-3

Кек_гость 2015-09-12 18:12
они оккупанты на нашей земле!

Так разозлился, что жирным выделил, атятя.
ВКЛ закономерно развалился, и к нам пришло более развитое государство. Ничего необычного, это было сотни раз в истории.
И не нужно себя плюсовать.
+9

_гость 2015-09-12 18:15
В истории всегда было так, что варвары захватывали высоко культурные страны и уничтожали их. Такими варварами были Римская империя, нацистская Германия и Россия. Но тебе эти азы истории невдомек.
0

Кек_гость 2015-09-12 18:20
Пруссия и Австрияки тоже теперь варвары? Я и не знал.
Смешно выглядит: "мы проиграли, но вы все варвары".
+7

_гость 2015-09-12 19:37
Сообщение от Кек_гость
Пруссия и Австрияки тоже теперь варвары? Я и не знал.

То, что ты не знал, видно в любом твоём комментарии. Учи уроки и собирай портфель - в понедельник в школу.
0

Опубликован 2015-09-12 19:45, удалён модератором 2015-09-12 19:47 - Почему?
Gurock 2015-09-12 16:28
Вопрос,кто по вашему "Не оккупант",если поляки тоже "оккупанты"? Это поляки,а не россияне стали первые кто выселил жителей города со своих домов и построил на месте их жилищ замок - остатки этих жилищ мы сейчас наблюдаем в музее "Берестье" на Южном острове. И что теперь - будем орать "долой оккупантов россиян и поляков" или всё же примем историю как она есть?
+15

Юра, тебя понесло_гость 2015-09-12 16:37
Сообщение от Gurock
Вопрос,кто по вашему "Не оккупант",если поляки тоже "оккупанты"? Это поляки,а не россияне стали первые кто выселил жителей города со своих домов...?


Юра Грудовик, и в в каком же году поляки жителей выселили? Напиши сразу как государство называлось на землях которого тогда Брест располагался.
+9

Gurock 2015-09-12 16:47
А в свою очередь назови КАК называлось государство на землях которого начали строить крепость?
+6

Теперь ответ за тобой, Юра_гость 2015-09-12 16:53
Сообщение от Gurock
А в свою очередь назови КАК называлось государство на землях которого начали строить крепость?


Российская Империя оккупировала земли Речи Посполитой и вынуждена была строить на этих землях свои военные базы чтобы было где разместить российские карательные войска. Как-то так ))
+5

Gurock 2015-09-12 17:11
А Речь Посполитая на чьих землях до этого хозяйничала?
+5

_гость 2015-09-12 18:17
На своих ВКЛ и Королевство Польское составляли раравное равную конфедерациюпод названием Речь Посполитая
+2

Матвей Кузьмич_гость 2015-09-12 17:57
Сообщение от Gurock
А Речь Посполитая на чьих землях до этого хозяйничала?


Молодой человек, вы либо глупец, не знающий прописных истин, либо провокатор.

Рекомендую почерпнуть знания вот из этого фундаментального труда:

Данная книга является переизданием фундаментального, обобщающего труда по истории Великого Княжества Литовского выдающегося российского историка Матвея Кузьмича Любавского «Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно». В работе в масштабах восточноевропейского социально-исторического контекста X–XVI вв. рассматриваются ключевые вопросы происхождения, становления и развития этого государства: факторы и механизмы рождения державы; эволюция ее основных социальных, политических, правовых структур и институтов; роль уний XIV–XVI вв. и внешнеполитических факторов в исторической судьбе ВКЛ; историческое своеобразие этого государства и его общества по сравнению с Московской Русью и Польшей (XIII–XVI вв.).

Рассчитана на профессиональных историков-исследователей, преподавателей, аспирантов, студентов, магистрантов, краеведов и всех, кто интересуется историей Великого Княжества Литовского, Беларуси, Литвы, Украины, Польши, России.



Обложка
+1

Gurock 2015-09-12 18:11
Матвей Кузьмич,тут людишки в основном тёмные,просветите пожалуйста по истории земель Беларуси и если можно отдельной статьёй,а то у нас народ даже вот на такой путеводитель по городу и его истории и то денег жалеет:


+2

Gurock 2015-09-12 18:02
Вопрос был более простой чем ответ. Спасибо за ссылку на книгу. С удовольствием её прочту и изучу. Тем не менее мой вопрос остался без ответа. Готов узнать про "житие на землях нынешней Беларуси до неандертальцев".
0

abuja_гость 2015-09-12 19:58
-Заодно и этих прочти А.Тарас Краткий курс и М.Голденков Утраченная Русь,что бы в теме быть
0

Gurock 2015-09-12 21:00
Сообщение от abuja_гость
-Заодно и этих прочти А.Тарас Краткий курс и М.Голденков Утраченная Русь,что бы в теме быть

Умничаем? А сами читали?
0

abuja_гость 2015-09-12 22:45
- Да, рекомендую
0

Gurock 2015-09-12 17:14
Российская Империя оккупировала земли Речи Посполитой и вынуждена была строить на этих землях свои военные базы чтобы было где разместить российские карательные войска.

То есть строила на СВОЕЙ территории,на которой была хозяйкой уже 37 лет,это следует из того что поляки владели Брест-Литовском к 1939 году "всего" 18 лет.
+1

Современные параллели_гость 2015-09-12 17:38
Сообщение от Gurock
Российская Империя оккупировала земли Речи Посполитой и вынуждена была строить на этих землях свои военные базы чтобы было где разместить российские карательные войска.
То есть строила на СВОЕЙ территории,на которой была хозяйкой уже 37 лет,это следует из того что поляки владели Брест-Литовском к 1939 году "всего" 18 лет.


Россия являлась захватчиком по отношению к жителям Речи Посполитой, чьи земли были захвачены силой российского оружия.
А в чём спор?
Это еще раз доказывает сущность восточного соседа, России, - агрессия и грабёж. Сегодня наблюдаем точно такую же внешнюю политику.
-1

Кек_гость 2015-09-12 17:56
На самом деле Речь Посполитая - это было крайне отсталое и неэффективное государство на конец 18 века. Оно вполне закономерно прекратило свое существование. Три раздела - это просто цирк, ухохотаться можно с решений тогдашнего руководства по спасению страны. Повезло еще, что что к нам какое-нибудь Крымское Ханство не пришло.
А также напомню тебе, "историк", что Речь Посполитую "захватывала" не одна лишь РИ. И у немцев и у австрияков одна сущность - агрессия и грабеж. Так что-ли?
-1

Gurock 2015-09-12 18:03
Не согласен что было "отсталое и неэффективное" - такие в центре Европы никому не нужны.
0

Кек_гость 2015-09-12 18:16
Было бы на уровне соседей - смогло бы себя защитить.
Лузерам место на свалке истории.
-2

Gurock 2015-09-12 17:47
То есть если Россия - то это оккупант,а если захватывает Польша - то это норма?
Из таких комментариев вывод: независимая государственность (какая-никакая,но всё таки она на сегодня имеется) Республики Беларусь есть плохо - нужно "прогибаться" под Польшу.
+3

Gurock 2015-09-12 16:51
Юра Грудовик, и в в каком же году поляки жителей выселили?


Так историю учить в школе надо было! Или подсказки требуются кто замок строил?
+1

Gurock 2015-09-12 16:33
Ну, а чего остановился на самом интересном месте и многоточие поставил?

Так сами продолжите или историю не знаете и в подсказках нуждаетесь?
+2

всем добра_гость 2015-09-12 13:14
Полностью поддерживаю!Одна оккупация сменилась другой.
+8

LOKI_гость 2015-09-12 11:29
Ваши херои сбежали все...во главе со своим правительством....оборонцы мля...
-8

Отступить чтобы вернуться_гость 2015-09-12 11:41
Сообщение от LOKI_гость
Ваши херои сбежали все...во главе со своим правительством....оборонцы мля...


А был смысл умирать, когда с запада напала немецкая сволочь, а с востока советская? Силы слишком были не равны и люди ушли в подполье чтобы уничтожать как немецких, так и советских оккупантов.
+6

Кек_гость 2015-09-12 18:00
А был смысл умирать

В этом и состоит воля народа, его дух и сила.
Французы свою страну сдали Германии за считанные недели. А мы дрались насмерть. И по-этому мы сейчас живем в своей стране, и из-за океана нам не указывают.
Партизанить 3 года, оно конечно тяжело. Поляку проще сдаться.
+2

Gurock 2015-09-12 19:27
Только вот поляки партизанили...
https://virtualbrest.by/news34735.php
0

Кек_гость 2015-09-12 19:47
И французы тоже. Я знаю. Но в гораздо меньшей степени.
+1

Gurock 2015-09-12 22:28
Сообщение от Кек_гость
И французы тоже. Я знаю. Но в гораздо меньшей степени.

Эх...Вопрос таки в поляках. Жаль что историю польского партизанского движения НИКОГДА не опубликуют... Грязь была везде. Ребятам,честно воевавшим против нацизма,независимо от национальностей - мы их помним...
+2

фома_гость 2015-09-12 12:15
Всегда есть смысл умирать за свой народ.А поляки в 1939 году закусились с немцами отказавшись от обмена территориями (корридор к Данцигу), думали что им лягушатники с бритами помогут.А получилось один на один.Главнокомандующий и правительство праздновали труса."4 сентября советник японского посольства в Варшаве попросил разрешения в посольстве СССР отправить из Варшавы в Японию через Советский Союз 9 женщин и 10 детей. Своих женщин и детей советское посольство отправило на родину 5 сентября. Этот факт должен вселять гордость в сердца поляков, поскольку главнокомандующий польской армии маршал Польши Эдвард Рыдз-Смиглы бросил свой пост и сбежал из Варшавы только в ночь на 7 сентября, т. е. чуть ли не на два дня позже, чем эвакуировались посольские дети. Удрал под толстые перекрытия казематов Брестской крепости.
Поляки явили миру новый способ управления войсками, и дорого я дал бы, если бы лицензию на него купило НАТО. Во всех странах командующий находится как можно ближе к войскам, чтобы как можно быстрее получать сведения о боевой ситуации и как можно быстрее вмешиваться в нее своими командами, а штабы находятся в тылу. У поляков не так. В Варшаве остался начальник Главного штаба генерал Стахевич, а главнокомандующий Рыдз-Смиглы сидел от него в 180 км в тылу. По приезду в Брест Рыдз-Смиглы выяснил, что крепость не имеет связи. Ни с кем. Начали тянуть линии и через 12 часов установили связь с одной армией. Но поляки не тратили время даром, готовясь к войне, поэтому у Рыдз-Смиглы была и радиостанция, которая прибыла в Брест на 4 грузовиках. Правда, когда Рыдз-Смиглы драпал из Варшавы, то успел захватить с собой только самое ценное и нужное. Шифры и коды для переговоров по радио с войсками в этот список не попали, поэтому их отправили из Варшавы в Брест поездом. А когда они приехали в Брест, немцы уже отбомбились и радиостанция вышла из строя. Однако находчивые поляки нашли выход, и Рыдз-Смиглы войсками управлял так?
Генерал Стахевич получал от войск донесения и с помощью мотоциклиста по забитым беженцами дорогам отправлял их в Брест. Здесь Рыдз-Смиглы принимал решение, это решение отправлялось в штаб Бугской военной флотилии, в котором была радиостанция, с ее помощью донесение передавалось в штаб Военно-морского флота в Варшаве, оттуда Стахевичу, а Стахевич передавал его войскам, которым оно уже было нужно как зайцу стоп-сигнал."
-2

Героям Слава!_гость 2015-09-12 13:34
Сообщение от фома_гость
Всегда есть смысл умирать за свой народ...


Так Вы оправдываете войну Украины за освобождение Крыма от России? Действительно нужно за свой народ, оставшийся в Крыму начать войну с Россией?
+1

Gurock 2015-09-12 18:23
Сообщение от Героям Слава!_гость
Сообщение от фома_гость
Всегда есть смысл умирать за свой народ...

Так Вы оправдываете войну Украины за освобождение Крыма от России? Действительно нужно за свой народ, оставшийся в Крыму начать войну с Россией?

Нормальные государства и правительства всегда и везде воюют за СВОЙ народ!!!
0

Кек_гость 2015-09-12 16:21
войну Украины за освобождение Крыма

Это когда все укровоинство на службу в РФ перешло? Неплохая такая война. Без жертв, самое главное.
-4

фома_гость 2015-09-12 15:56
Нет и не было войны Украины за Крым.Крым достался на халяву и ушел без драки.У Украины не нашлось своего капитана Павлика.
+2

Gurock 2015-09-12 15:05
Сообщение от Героям Слава!_гость
Сообщение от фома_гость
Всегда есть смысл умирать за свой народ...

Так Вы оправдываете войну Украины за освобождение Крыма от России? Действительно нужно за свой народ, оставшийся в Крыму начать войну с Россией?

А на Донбассе Украина тогда что делает?

+3

345_гость 2015-09-12 16:23
А на Донбассе Украина спасается от "русских"украинцев,которые смогли сказать нет фашизму,а остальная Гарна Украина "съела" булочки евромайдана,и затаилась в ожидании халявы.Однако обломилось,олигаршонки сменили других олигаршонков и стало только хуже,т.к воровать ещё меньше стало чего, как в том анекдоте...
P.s.Кто ближе к народу окажется -не словом,а делом -тот будет в шоколаде,осталось только найти такого ГЕРОЯ для Украины,т.к у самой её не хватает...если живут по указке то с Востока,то с Запада....
+6

Слава Украине!_гость 2015-09-12 16:10
Сообщение от Gurock

А на Донбассе Украина тогда что делает?



А вооруженные граждане России что делают на территории Украины?

А российское оружие как оказывается на территории Украины?
+6

Кек_гость 2015-09-12 17:24
Великие укры такие забавные. Граждане им не нравятся на своей территории. А как в Чечне 20 лет назад всякие УНАУНСО и прочие УПА воевали, так это норма была.
Жрите ответку!
0

Gurock 2015-09-12 16:31
Ну да - российские войска есть на территории Украины - в Крыму. А там чего Порошенко и компания язык в...опу засунула,а все свои потуги сосредоточила на Донбассе обвинив ВСЕХ своих же граждан проживающих там во всех тяжких?
+3

Опубликован 2015-09-15 00:56, удалён модератором 2015-09-15 05:50 - Почему?
Опубликован 2015-09-12 15:53, удалён модератором 2015-09-12 16:23 - Почему?
Опубликован 2015-09-12 14:07, удалён модератором 2015-09-12 14:20 - Почему?

Страницы: [1]