Проблема благоустройства городских улиц стояла перед Брестом всегда. Актуальна она и сейчас, хотя конечно, несколько в иной плоскости. В начале XX века, за период пребывания города в составе Российской империи большинство улиц не было даже замощено, в чем можно убедиться из ряда фото того периода.
На следующем фото - ул. Шоссейная, грунтоваое покрытие
В лучшем случае улицы города представляли собой грунтовые дороги с утрамбованным песчаным покрытием, раскисавшим в период затяжных осадков.
на фото начала 20-х годов ул. Мицкевича, грязь и лужи
незамощённая современная Леваневского
незамощённая Думская площадь, фото начала XX века
незамощённая Мицкевича, фото начала XX века
незамощённая ул. Гоголя (совр.), фото начала XX века
ул. Пушкинская, замощена грубым булыжником, фото начала XX века
В отчете о своей деятельности за период 1919-1938 гг. чиновники городского магистрата отмечали довольно неприглядную картину состояния дорожного покрытия на момент прихода поляков: «Из общего количества 84 км улиц в городе, 54 км улиц были лишено самых примитивных дорожных приспособлений и собственно представляли собой грунтовые дороги, часто совершенно неприспособленные для колесного движения, особенно в период весенней и осенней распутицы.
Думская площадь в начале XX века - пыль и песок.
Остальные улицы были замощены диким полевым камнем, при этом поперечные профили этих улиц не соответствовали современным требованиям для проезда механических транспортных средств, так как были чересчур выпуклые (бочковатые) с глубокими боковыми водоотводными рвами».
ул. Унии Любельской. Проезжая часть замощена трилинкой, фото - 1939 год.
Конечно, нужно здесь внести коррективы с учетом на войны, прокатившиеся по городу с 1915 по 1920 гг. и разрушившие городское хозяйство практически на 80 %. Но факт оставался фактом: дорожное покрытие оставляло желать лучшего.
ул. Шоссейная (начало XX века) замощена грубым булыжником
Неудивительно, что одним из главных вопросов новой власти стал именно дорожный. В первую очередь в инженерном плане город был разделен на ряд районов, которые и планировалось благоустраивать в соответствии с их назначением:
Центр города: между ул. Садовая и Ягеллонская (совр. Орджоникидзе и пр-т Машерова).
Новые район: между ул. Унии Любельской и крепостью (совр. Ленина).
Заводской район: между ул. Ягеллонской и Мухавцем.
Граевское предместье: на север от вокзала.
Киевское предместье: на восток от железнодорожной ветки на Ковель.
Предместье Котельня: на юг от реки Мухавец.
Тополевая ул. (17 сентября). Грубый булыжник, фото начала XX века
Главными транспортными артериями города были названы ул. Унии Любельской и 3-го Мая (Пушкинская). Согласно этому плану к концу 20-х годов прошлого века были заново перемощены часть ул. 3-го Мая между Унии Любельской и Зыгмунтовской (Карла Маркса); часть ул. Стецкевича (Комсомольская) на участке между Мицкевича и 3-го Мая; замощена ул. Вспульная (Леваневского); выравнены поверхности и подготовлены к последующему замощению улицы Широкая (б-р Космонавтов), Кобринская (Кирова), Сенкевича (Маяковского) и Шпитальная (Интернациональная). Частично перемощены ул. Кривая (Дзержинского) и Домбровского (Советская). Общая площадь проведенных работ составила более 10 км2 на сумму в 50 тыс. злотых.
Мицкевича, фото 50-х годов, булыжник польских времён
C 1935 года городские улицы стали мостить специальной шестигранной плиткой, прочной и не поддающейся капризам природы. Для благоустройства улиц ее изобрел варшавский инженер, вскоре назначенный начальником коммуникационно-строительного отдела воеводского управления Бреста Владислав Трилинский. К концу тридцатых годов такой плиткой были полностью замощены улицы Ягеллонская и Унии Любельской. Более того, новый вид плитки оказался настолько прочным, что сохранялся на некоторых улицах города вплоть до начала 80-х годов.
Трилинка на ул. ленина
В настоящее время плитку практически повсеместно убрали, положив на ее место асфальт, либо даже не утруждая себя уборкой, залили асфальт сверху. Во всяком случае, подобную картину автор этого материала наблюдал в Гродно на ул. Горького. Практически разрушившийся слой асфальта с выбоинами и ямами и проступающая из глубины этого безобразия «трилинка»…
участок ул. Ленина возле театра, выложенный трилинкой, фото конца 70-х
Кусочек старого Бреста с неповторимой межвоенной плиткой «трилинкой» остался лишь во дворе здания Администрации Ленинского района, что на ул. Ленина.
Автор: Олег Карпович
историк