Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

16  Июня 2016 г.  в 15:29, показов: 18071 : История города Бреста


Немало переломано копий в спорах о том, какой должна быть судьба старых домов в центре Бреста. Многие памятки прошлого пали жертвой финансовых соображений. Ныне наметилась новая жертва: на проспекте Машерова, при работах по реконструкции в рамках Западного обхода, дорожники при вскрытии старого асфальта обнаружили плитку-трилинку, проложенную еще «за польским часом».

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - трилинка на проспекте Машерова

Дорожное покрытие в виде шестигранных плиток было изобретено варшавским инженером-строителем Владиславом Трилинским и запатентовано в 1935 году. Вскоре Трилинский получил должность в администрации Полесского воеводства, стал начальником управления строительства и коммуникаций. С тех пор и на долгие годы плитка-трилинка стала «визитной карточкой» дорог Брестчины.

Трилинка оказалась достойной заменой традиционной на то время брусчатке, которая имела большой недостаток: в экипаже, едущем по брусчатке, было уж очень тряско. Трилинка не доставляла пассажирам таких неудобств.

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - трилинка возле ТЭЦ и трилинку выбрасывают на завалы

Изготавливалась она из того же материала, что и брусчатка – из базальта. В Брест его привозили из карьера Янова Долина, что в Ровенской области Украины. «Бетонярня» (мастерская по производству трилинки) разместилась рядом с городским парком. Камень раскалывали, закладывали в металлическую шестигранную форму глубиной 15-20 см. Далее форму заливали бетоном. Только что изготовленная плитка казалась целиком отлитой из бетона, но со временем верхний слой раствора стирался, из-под него проступал камень. Это придает уцелевшей до наших дней трилинке вид своеобразный и достаточно эстетичный.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Сейчас брестчане могут увидеть трилинку на Кобринском укреплении и возле Тереспольских ворот крепости, а также во дворе администрации Ленинского района. Когда-то плиткой вымостили улицы унии Любельской (нынешняя Ленина) и Ягеллонскую (проспект Машерова). Через полвека плитку залили сверху асфальтом.

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - трилинка во дворе администрации Ленинского района

Кое-где плитка до сих пор служит верой и правдой. Сохранились нетронутыми отдельные участки первой шоссейной дороги Полесья – магистрали Брест-Пинск, оконченной к 1938 году. Трилинкой вымощено около трех километров дороги, ведущей к Олыцкому замку в Ровенской области (о благоустройстве дороги побеспокоился когда-то владелец замка Януш Францишек Радзивилл). В качестве экспоната трилинку можно увидеть в Брестском областном краеведческом музее и в музее истории дорожного хозяйства УО ГУЦ «Белдорстрой».

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - укладка трилинки (исторический снимок)

В нашем случае интересен опыт использования старой плитки в Пинске. При реконструкции центральной площади города тротуары вымостили обычной бетонной плиткой, а проезжую часть – найденной под асфальтом трилинкой. Опыт оказался неудачным. Трилинка крошилась, не выдерживая потоков транспорта.

Но для пешеходов плитка вполне подходит. Пешеходные дорожки из трилинки, ведущие к главному туристическому объекту Бреста, смотрелись бы очень колоритно. 

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - дорога Пинск-Столин

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - дорога к Олыцкому замку

Конечно, извлекать плитку из-под асфальта и выкладывать ею тротуары – немалый труд, он непременно скажется на итоговой стоимости ремонта. Но, думается, такие траты оправданы. В конце концов, если пинчане смогли себе позволить эту роскошь, то выдержит и бюджет областного центра.

Тем более что впереди – юбилей Бреста, и всем нам было бы интересно увидеть у себя под ногами восемьдесят лет из десятивековой истории города.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Андрей Романов
Виртуальный Брест