Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Сотрудники ГАИ о нелепых оправданиях автомобилистов и наглости пешеходов

18  Апреля 2014 г.  в 20:13, показов: 7597 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП


Для сотрудников ГАИ эта история уже сродни легенде. Чтобы встречи с инспекторами всегда заканчивались без лишних потерь, одному из автомобилистов пришло в голову возить в багажнике ритуальный венок. Любое нарушение он объяснял просто: "Войдите в положение, еду на похороны". После разоблачения этого крайне изобретательного водителя прошло немало лет, но автомобилисты и пешеходы не перестают удивлять инспекторов своим поведением.

О том, кто становится для ГАИ постоянным источником головной боли, а также семейных скандалах и роли в них инспекторов, читайте в очередном выпуске проекта "Мы их глазами, а они – нашими".

Все материалы серии "Мы их глазами, а они – нашими" >>>

Водители о сотрудниках ГАИ: работают хорошо, но иногда подходят к правилам формально

Для начала мы решили выяснить, что думают о дорожно-патрульной службе ГАИ простые жители города. Обратившись к автомобилистам с вопросом: "Какие у вас замечания или рекомендации в адрес ГАИ?", журналисты столкнулись с непониманием. "О чем вы говорите? Отлично работают! Молодцы!" - отвечали минчане. Недовольных было немного, и их замечания в основном касались формализма в работе инспекторов.

Виталий Подберезский

Они создают ситуации, которые вынуждают нарушать правила. И стоят, как правило, в этих местах. Иногда можно было бы, к примеру, поворот разрешить, но они этого не делают. И тогда водителям приходится нарушать, ведь исключительно по правилам ездить невозможно.

Николай Сочивко

Не пытаются найти общий язык с водителем, не учитывают смягчающих обстоятельств. За 10 лет у меня не было ни одной записи в талоне, и когда меня остановили за превышение скорости, выписали далеко не самый маленький штраф. Могли бы учесть, что машина у меня недорогая. Минимального штрафа было бы достаточно.

Сергей Сердюченко

Мало обращают внимания на неправильно припаркованные машины, особенно когда граждане обращаются сами с видео или фотографиями. За грубые нарушения нужно привлекать к ответственности. Но в остальном, мне кажется, хорошо работают.

Также опрошенных нами людей не устраивало, что инспекторы ГАИ:

  • играют в "кошки-мышки", прячутся за столбами, а не стоят на видных перекрестках;
  • останавливают за незначительные нарушения в тех ситуациях, когда на дорогах нет машин;
  • устраивают пробки;
  • по сути, официально разрешают мотоциклистам "гонять по городу";
  • высокомерно относятся (одна из автомобилисток заявила, что к ней всегда фамильярно обращаются по отчеству);
  • в большом потоке машин непонятно, кого именно останавливают для проверки документов;
  • защищают друг друга, несмотря на очевидные ошибки ("круговая порука");
  • сами нарушают правила.

Инспекторы ГАИ о претензиях водителей и пешеходов: "Правила дорожного движения написаны кровью"

Для и.о. заместителя начальника ГАИ Московского района Минска Валерия Мосензы озвученные претензии водителей не стали сюрпризом. При разборе ДТП, к примеру, ему неоднократно приходилось слышать о том, что "машин не было". Каким образом в таком случае произошло столкновение, остается загадкой. А потому обвинять инспекторов в формализме, по его мнению, совершенно безосновательно.

- Напоминаю, что правила дорожного движения написаны кровью, и это не шутка. Зачастую водители начинают привыкать к тому, что за определенные нарушения остаются безнаказанными, и вырабатывают определенный стиль вождения. В таких случаях мы работаем в целях профилактики.

На вопрос "почему некоторые сотрудники ГАИ позволяют себе нарушать правила?", ответ был предсказуемым. "Если это необходимо (например, при задержании человека с признаками алкогольного или наркотического опьянения), милиционер имеет право отступить от ПДД".

Что касается мотоциклистов, то их, рассказывает Валерий Мосенза, сотрудники ГАИ иногда просто физически не успевают останавливать. "Невозможно поставить сотрудника милиции на каждом перекрестке. Когда поступает какая-либо информация, то мы реагируем на нее, туда направляем экипаж".

С парковками в городе большая проблема, и в этом вопросе сотрудники Гоставтоинспекции стараются идти на встречу водителям. "Работаем по заявлениям граждан, когда всплывают вопиющие факты. Если автомобиль, к примеру, мешает проезду общественного транспорта".

Пробки сотрудники ГАИ стараются не создавать и от водителей не прятаться – по крайней мере так считает старший инспектор 2-го взвода ДПС ОГАИ Московского РУВД Александр Трюпин. В интервью он заверил нас, что специально старается избегать улиц с интенсивным движением транспорта. И за столбом не скрывается, как может показаться водителям. "Чтобы зафиксировать скорость, надо стоять возле проезжей части. К тому же мы носим спецодежду, в которой нас видно издалека. Раньше, признаюсь, прятали машины, а сейчас не положено. Были жалобы и проводились служебные проверки".

Непонятно, кого именно останавливают, считает Александр Трюпин, только "новички". Опытные сотрудники ГАИ всегда выразят жестами свое требование.

Высокомерие, как оказалось, один из способов подчеркнуть свою принадлежность к исполнительной власти и утихомирить конфликтного человека. "Если человек проявляет грубость, сотрудник милиции вполне может повысить тон и показать, что он носит погоны".

Больше всего головной боли сотрудникам ГАИ приносят таксисты

Самим сотрудникам ГАИ больше всего головной боли приносят те, чей заработок напрямую зависит от количества пройденных километров. Это водители легковых и маршрутных такси. "Они считают, что некоторые пункты необязательны для исполнения. Это больше всего раздражает. В частности, несоблюдение правил стоянки", - рассказывает командир 1-го взвода ДПС отдела ГАИ Московского района Минска Александр Алешкевич.

Фото: photo.bymedia.net

- Зачастую те штрафные санкции, к которым мы привлекаем таксистов даже за повторное нарушение, - добавляет капитан милиции Валерий Мосенза, - таксисты могут отработать фактически за пару часов. Потому и относятся к правилам безразлично". Другие участники движения - водители легковых автомобилей и пешеходы – тоже "выпили немало крови" инспекторов ГАИ. Здесь Валерий Мосенза делает оговорку: большая часть белорусов все же ведут себя примерно. Речь идет о меньшинстве.

Итак, инспекторов ГАИ раздражает, что водители и пешеходы:

  • грубят

Как ни странно, "грубиянами" перед ГАИ зарекомендовали себя не водители, а пешеходы. Именно от них инспекторы чаще всего слышат в свой адрес нелестные выражения. Особенно усердствуют пожилые люди.

- Когда мы штрафуем пожилых людей за переход в неустановленном месте, часто слышим о себе: "Нацисты, изверги, издеваются над бедными пожилыми людьми". Когда происходит наезд на пешехода, опять же виноваты мы: "Изверги, нацисты, не смотрят за соблюдением правил". Несколько месяцев назад пожилая женщина переходила дорогу во время интенсивного движения автомобилей. Тоже объясняла: "Машин не было". В итоге одному из водителей пришлось применить экстренное торможение, произошло столкновение. Главное, что нет пострадавших, и это еще хорошо закончилось.

Полтора года назад, когда мы с коллегой остановили пешехода за переход в неустановленном месте, человек начал громко возмущаться, что мы его незаконно задерживаем. Привезли в районное управление. Он продолжил грубить и предупредил, что будет жаловаться на неопрятный вид инспектора, чем только усугубил ситуацию.

Инспекторы, рассказывает капитан, предупреждают грубиянов, что за оскорбление должностного лица тоже предусмотрена ответственность. Действует. Нарушители оправдываются, что "нецензурщина" адресовалась им самим. "Бывает, привлекаешь за ремень – штраф 1 базовая величина. И в результате конфликтной ситуации за то, что оскорбил, он получает 20 базовых величин".

  • пытаются скрыться 

Играть с участниками дорожного движения в "догонялки" Валерию Мосензе приходилось неоднократно. Чаще всего пытаются скрыться пьяные. Но доводилось преследовать и людей в совершенно трезвом уме и памяти.

- Необычное поведение - машина резко останавливается и пытается скрыться во дворах. Было организовано преследование по задержанию. Гонка была довольно-таки серьезная. Но объяснение такого поступка удивило инспекторов: водитель вовремя не прошел техосмотр. Он испугался, что будет привлечен к административной ответственности. Причем абсолютно трезвый мужчина с 15-летним стажем вождения. Бывает, у некоторых просрочена страховка, и они тоже пытаются скрыться.

  • лезут в драку

В драках с сотрудниками ГАИ почти всегда "третий нелишний" – алкоголь. Люди, разгоряченные спиртным, зачастую не прочь помериться силами с милиционерами. Но иногда силу кулака показывают и трезвые.

Типичная ситуация, рассказывает Валерий Мосенза. В выходной день мужчины везут своих благоверных, которые находятся в подпитии. Их останавливают и привлекают к административной ответственности за негрубое нарушение. Супруги, осмелевшие от алкоголя, считают, что они более компетентны для беседы с сотрудниками ГАИ, и провоцируют конфликтную ситуацию. Мужья становятся "защитниками" и вступают в драку.

- Доходит до абсурда. Девушка переходила дорогу в неустановленном месте и была задержана нашим экипажем. Пьяный молодой человек решил помочь и спасти бедную девушку, в итоге оба были доставлены в районное управление. Сообразив, что девушка не проявляет к нему никакого интереса, он попытался покинуть РУВД, не понимая, что сам совершил административное правонарушение.

  • врут и не краснеют

"На твоих глазах человек паркуется в неположенном месте, выходит из салона и заявляет, что машина принадлежит не ему и парковал ее не он, а родственники", - делится случаем из практики Александр Алешкевич. Примеров откровенной лжи сотрудники могут вспомнить немало.

- Водителю сделали замечание, что он превысил скорость. Погода была морозная, и на фотоснимке из-за наледи не читался государственный регистрационный знак. Воспользовавшись этим, водитель начал отрицать тот факт, что это он нарушил скоростной режим.

Когда мы ему сказали, что за плохо читающийся регистрационный знак тоже предусмотрена ответственность, он подошел к машине и демонстративно ударил по знаку ногой, сбив наледь. Вот, смотрите, знак у меня чистый и номер не соответствует тому, что на фото. Все это происходило на глазах у двух инспекторов.

Бывают ситуации, когда водителя, изначально получившего штраф за непристегнутый ремень или просроченную страховку, привлекают к уголовной ответственности. Всему виной – откровенное вранье.

- В Могилевской области водитель был привлечен к ответственности. Ввиду отсутствия денежных средств для оплаты штрафа на месте сотрудники ГАИ составили административный протокол и направили его на разбирательство по месту жительства. Когда жена увидела повестку, она удивилась: "Как это так? Муж ведь должен был быть в другой области у своей мамы".

Понимая, что в данной ситуации может разрушиться его семья, человек пришел к нам с целью опровержения факта нарушения ПДД. Он сообщил, что где-то 2 года назад у него были украдены или утеряны документы. То есть на автомобиле в тот день он не ездил, и сотрудники ГАИ его не останавливали. Была проведена проверка, в результате которой возбудили уголовное дело. В итоге, насколько мне известно, семья все равно развалилась.

С распространением видеорегистраторов с наглой ложью сотрудники ГАИ встречаются все реже и реже.

  • придумывают глупые оправдания

Большинство водителей и пешеходов все же признают свою вину. Но почти всегда пытаются оправдаться. Если водителя привлекают к ответственности за нарушение скоростного режима, самый распространенный аргумент звучит так: "Я же не был пьяным!". Если человека останавливают за вождение "подшофе", он поясняет: "Извините, но я же не ехал в другой город и не превышал скорость".

То же самое касается пешеходов: "Я не был пьяным, почему такие штрафы?". Или "Да, я пьян, но ведь я же не создал аварийную ситуацию!".

Зачастую мужчины-водители прикрываются "женой-роженицей" или женой соседа, которая в данный момент находится в роддоме. Естественно, перед поездкой счастливые отцы и их соседи не забывают это дело отпраздновать.

- Однажды мужчина пытался оправдаться тем, что супруге, которая сидела на пассажирском сиденье, очень плохо. Он якобы вез ее в больницу, поэтому превысил скорость. Мы вызвали медиков. Женщина находилась в состоянии алкогольного опьянения и сообщила, что от медицинской помощи отказывается. Все было бы ничего, если бы через 30 минут не приехала официальная жена водителя. Было весело. Мужчина сам просил, чтобы его задержали. А подруга, которая рядом сидела, резко испарилась. Мужчина чуть в обморок не упал.

  • давят на жалость

Александр Алешкевич говорит, что ни разу не встречал человека, который говорил бы, что нарушил правила умышленно. Все объясняют: не хотел, не заметил, не увидел, не услышал, не почувствовал. Некоторые пытаются давить на жалость. Особенно сотруднику ГАИ запомнился водитель такси, который возил с собой 5 свидетельств о рождении детей.

- Он объяснял: "Многодетный отец, в связи с таким положением вынужден отступать от правил". Мы пошли навстречу, ограничились профилактической беседой, но я его запомнил. Не каждый день встречаешь такое. И когда через какое-то время таксист снова показал мне эти свидетельства, уже было просто смешно. Человек специально возит эти документы с собой, чтобы показывать инспекторам ГАИ.

История с венком в багажнике и срочной поездкой на похороны - из той же оперы. 

  • пытаются напугать статусом

До такого абсурда, как в РФ, когда чуть ли не каждый третий водитель - генерал, у нас не доходит. Но встречаются и те, кто любит припугнуть статусом.

- Довольно состоятельные люди начинают говорить: "Вы что, не знаете, кто я?". Мы пытаемся выяснить, кто же этот человек. Обнаруживаем: Вася Пупкин, директор какой-то фирмы, только и всего. Возможно, ему и удавалось напугать какого-то молодого сотрудника, который думает, что не узнал кого-либо из службы безопасности президента. Но с опытными инспекторами ГАИ такое не проходит.

Было время, что у нас пытались под лобовые стекла клеить пропуска специальные, это порой вызывало смех. Был пропуск - герб РБ и подпись какой-то свиноводческой фермы…

Водители на дорогих авто, по словам инспекторов, раздражают их своим безразличием. Таких людей не пугают большие штрафы.

- Зачастую более состоятельные наши граждане бесчеловечны. Совместно со СМИ 2 года назад мы проводили акцию по следам аварийной ситуации, когда мужчина переходил дорогу на костылях, упал, и ему никто не помог. Я надел "гражданку", взял костыли и делал вид, что падаю. Более состоятельные люди просто проезжали мимо и отворачивали лица, а люди на дешевых авто останавливались и помогали.

  • не осознают степень ответственности

Многие нарушители совершенно не осознают степень ответственности, и это больная тема для инспекторов ГАИ. Бывали ситуации, когда милиционеры выписывали человеку штраф, а он даже не мог понять: "За что?". Он объясняет: "Я привык так делать, и меня никогда за это не привлекали".

- Прекрасный день 31 декабря принес одной семье большие растраты. Мужчина договорился со своей гражданской женой о том, что сегодня спиртные напитки будет употреблять он, а завтра она, и сегодня его любимая-благоверная будет возить его куда нужно. Употребил алкоголь и пошел спать. Проснувшись, не заметил, что супруга тоже немного употребила, и они вместе поехали по делам. Стали участниками ДТП. Она была привлечена за вождение в нетрезвом виде. Он – за передачу права управления такому лицу.

Когда я беседовал с мужчиной, тот просто недоумевал, почему его привлекли к ответственности? "Подождите, я же не доктор, чтобы проверить степень ее опьянения", - говорил он. Разумеется, если вы передаете транспортное средство, которое зачастую опаснее любого оружия, вы должны убедиться, что этот человек трезв и адекватен.

Валерий Мосенза вспоминает, что 8-го марта немало девушек были привлечены к ответственности за вождение авто в пьяном виде. В беседе с инспекторами они пытались кокетничать и недоумевали: "Как это все некрасиво… Праздник все-таки – 8-е марта…"

  • считают, что в небольших количествах алкоголь не навредит

"Я выпил всего лишь бокал пива / всего лишь 50 граммов водки",- такие оправдания инспекторам ГАИ приходится слышать чуть ли не каждый день.

- Помню, с коллегой задерживали водителя в алкогольном опьянении, которому было мало три полосы. Когда мы подошли и открыли дверь, он просто выпал из салона. На следующий день на разбирательство пришла его мама и жена с детьми. Крик стоял на все отделение: "Как это так? Вы задержали моего сына с легким запахом? Что же вы за изверги? Машину поставили на охраняемую стоянку, а не вернули ему назад!". А ведь это фактически "убийца" на дороге, но далеко не все граждане это осознают.

Однажды мы задержали отца в состоянии алкогольного опьянения, рядом сидела мать – в таком же состоянии - и двое маленьких детей на заднем сиденье. Супруга не осознавала степень ответственности, супруг тоже относился безразлично. "Мы заплатим штрафные санкции и дальше будем ездить". Фактически дети в этой семье находятся в социально опасном положении.

  • жалуются на размер штрафов

Что касается жалоб на работу сотрудников ГАИ, то чаще всего белорусов сегодня не устраивают штрафные санкции, а точнее – их размер. Даже после серьезных нарушений многие водители считают, что "вполне достаточно профилактической беседы".

- Их могут не устраивать наши решения (отдел ГАИ Московского РУВД. – ), могут не устраивать решения ГАИ города и решения суда нашего района. Затем они идут в городской суд и даже на этом зачастую не останавливаются.

Вот недавно ко мне пришла девушка. На момент проверки сотрудниками ДПС у нее не было страховки вообще (если человек забыл страховое свидетельство дома, это одна ответственность, если у него нет страховки вообще, штрафы гораздо выше). Девушка устроила скандал, предоставила мне страховое свидетельство. Остановили ее, допустим, 17-го в 10 утра, а страховку сделали в тот же день в 18.00 вечера: "Я забыла ее дома. Буду жаловаться". В итоге до ГАИ города дошла эта девушка, но безрезультатно.

Или те же самые разговоры по мобильному телефону. То, что водители считают мелочью, может повлечь за собой серьезные последствия.

А вы довольны работой сотрудников ГАИ в Беларуси? Делитесь своим мнением в комментариях. Если у вас есть идеи для следующих публикаций проекта "Мы их глазами, а они - нашими", пишите на адрес [email protected]

Светлана Белоус / Фото: Вадим Замировский, 




Система Orphus