Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Водители & ГАИ: будет ли точка во взаимопонимании?

47 9  Апреля 2014 г.  в 14:28, показов: 8083 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП


Как ни крути, а это те два полюса, которые постоянно будут противостоять друг другу, потому что, по сути, находятся по разные стороны баррикады. Задача данного материала – сделать небольшой анализ ситуации на улицах города, в основном, конечно, со стороны водительской «братии», так как сотрудники ГАИ не очень любят распространяться о том, как им работается, а пешеходам и так просто – их давно научили, что «пешеход всегда прав». Рассуждения, наверное, во многом спорные, но они призваны показать и водителям, и ГАИ те шероховатости, которые возникают у них во взаимоотношениях.

Итак, тенденция последнего времени – существенный упор на скрытую видео-фиксацию нарушений. Камеры устанавливают в различных «проблемных» местах города, автомобили гражданского исполнения припаркованы невдалеке от пешеходных переходов, идёт ловля даже не на живца, а на реальных людей, которые, переходя дорогу, могут даже и не подозревать, что только что стали причиной штрафа водителю, который не то, что не уступил дорогу пешеходам, а просто проехал мимо.

Ведь как обычно происходит на переходе: пешеход, убедившись, что автомобиль почти проехал мимо, начинает движение в тот момент, когда машина находится напротив его, и делает шаг… Именно этот момент и фиксируется сотрудником ГАИ с прибором видеофиксации, и это является фактически основанием для штрафа. Нарушителя могут тут же догнать на служебном автомобиле (подобные видео с регистраторов имеются в распоряжении портала Виртуальный Брест), либо нарушителю может просто прийти «письмо счастья» через некоторое время. В любом случае – спорить бесполезно, система отлажена и работает таким образом, что доказать что-то практически невозможно, проще оплатить штраф. Хотя, к примеру, в пункте правил 91.5 водителю запрещается резко тормозить, а в данном случае, понятное дело, другим способом остановиться невозможно.

Ещё пример: у всех на слуху недавние «разборки» в Гродно и Минске, когда водители получали штрафы только за то, что пешеходы начинали переходить дорогу за 3-4 полосы от проезжающего водителя. И если раньше в ГАИ говорили о принципе двух полос, а некоторые даже вспоминают времена, когда пешеход не должен был изменить скорость и направление движения, то сейчас такое не практикуется. Всё на усмотрение сотрудника ГАИ, говорят в самом-же ГАИ. Другими словами, как повезёт, под настроение. Если вы понравитесь офицеру, есть шанс, что он ограничится только предупреждением (которое, кстати, тоже оформит документально, и занесёт в базу). Если не понравитесь, а это более вероятный исход событий – штраф. Эксперты же вообще разводят руками, и напоминают, что белорусским правилам дорожного движения не хватает четкости в формулировках, они изобилуют рекомендациями. И это при всём том, что в ПДД за последние несколько лет уже вносили изменения. Насколько же компетентны те люди, которые работают над поправками? И если чёткости нет, почему "крайним" делают водителя?

Если хорошо порыться в памяти, можно вспомнить золотые времена, когда можно было руководствоваться правилом, по которому в случае спорных ситуаций между сотрудником и гражданином прав был именно гражданин, а не как сейчас – сотрудник. Про статью 26 Конституции РБ многие вообще не вкурсе: Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Как ни крути, приходится всё же порой доказывать свою невиновность.

Изменения в трактовке ПДД под свои нужды можно понять – нарушителей становится все меньше, люди становятся дисциплинированней, пропускают пешеходов, не превышают скоростной режим. Но работать-то надо, выявлять, так сказать, этих самых нарушителей. И если раньше вполне себе это можно было легко сделать в любом «рыбном» месте, сейчас – целая проблема. И как бы не убеждали нас в ГАИ о том, что никакого плана по нарушениям не существует, на самом деле, все понимают, что если сотрудник вернётся с дежурства без «букета» выявленных нарушителей, его не поймут, и как минимум, назовут бездельником.

Нельзя сказать, что при этом сами сотрудники стали хуже, как раз тут все с точностью до наоборот. В прежние времена нарваться на хама-гаишника было гораздо проще, сейчас же практически все исключительно вежливые, взяток никто не берёт, внешне опрятные, никаких претензий. И все же где-то есть упущение, об этом говорит статистика – по идее сбитых пешеходов должно становиться меньше, а их становится только больше. Они бросаются под колёса машин и на переходах, и вне их, будучи уверенные в своей полной безнаказанности и правоте. И их тоже штрафуют – но не так массово, как водителей, ибо у каждого на лбу номер не выбит, некому присылать «письмо счастья», да и догнать ещё надо. Правда, бывают случаи, когда водители жалуются на сотрудников, которые придираются к ним, когда вообще не к чему "прицепиться". Буквально на днях посетитель портала Виртуальный Брест пожаловался, что он сфотографировал сотрудника, разговаривающего по телефону, тот заметил это, догнал его, проверил документы, и в итоге... оштрафовал за аптечку и огнетушитель. Хотя те же ПДД не требуют предоставлять на проверку эти вещи (п. 12.1).

А что же водители? В век цифровых технологий и всеобщего интернета они используют современные средства для того, чтобы оповещать друг друга о ситуациях на дороге. И оградить себя от последствий подобных «засад» со стороны ГАИ. Речь не идёт о нарушителях, с ними все понятно, рано или поздно подобные попадаются, и садится за руль без страховки и техосмотра сейчас не каждый рискнёт, и уж тем более если выпил. Нет, даже обычному законопослушному водителю хочется знать, где с него могут «снять». В таких местах люди за рулём чувствуют особую ответственность, проезжают их с особой аккуратностью, оставляя сотрудника ГАИ без протоколов. Но вот вопрос – как же узнать, где сегодня стоят камеры, ведётся скрытое наблюдение или под «охраной» пешеходный переход?

На самом деле, такую информацию не скрывают, более того, официально публикуют заранее. В былые времена ходила шутка, что ГАИ надо на проблемных участках запустить автомобиль, который будет ездить, и всем мигать фарами, сразу место перестанет быть проблемным. В современных реалиях можно воспользоваться сетью интернет, чтобы узнать, где именно сейчас ведётся наблюдение. Делятся информацией в сети сами же водители, и для её получения есть несколько разных способов. Каждый может выбрать для себя тот, который ему более привычен и удобен, но основной принцип – информационная взаимоподдержка. Если вы готовы получать данные, так же вам нужно и делиться ими.

Первый способ – это текстовые данные. Вы можете читать Twitter Бреста или делиться информацией на специальной ветке форума. Но это не очень практично, так как требует от водителя постоянно проверять наличие данных на указанных страничках. Есть ещё возможность пользоваться навигационной программой (в основном это программы Яндекс Карты и Navitel). В реальном режиме времени вы можете видеть на карте где в городе пробки, произошли ДТП, или установлены камеры ГАИ. Кому-то этот способ будет более предпочтительным, так как можно одновременно пользоваться навигацией. Кроме того, водители сами помогают друг другу советами, как проехать те или иные перекрёстки, что делать в той или иной ситуации. Для этого на форуме есть целый отдельный раздел.

А есть ещё один метод, о нём мы уже писали ранее – интернет-рация, и можно констатировать, что на текущий момент он самый популярный и эффективный. Самое главное - он не отвлекает во время движения, так как в пассивном режиме можно только слушать.

На ваш смартфон или планшет ставится программа Zello (бесплатно, самостоятельно), благодаря которой эти «девайсы» превращаются в некое подобие рации, с таким-же принципом действия. У каждого города есть свой канал, часто не один, к которому можно подключиться, и постоянно быть в курсе событий.

Для Бреста можно выделить несколько популярных каналов: основной - это – Probki.BY (Брест-Культурный). Так уж получилось исторически, что основной канал не имеет модератора, и часто там можно услышать нецензурные слова. В программе есть возможность отключить звук того или иного абонента, но это не спасает ситуацию в данном случае – пока канал занят, никто не может в него ничего сказать. Вот в таких случаях пользователи переходят на резервную линию, где модераторов предостаточно, и нарушители быстро блокируются, и не занимают своей болтовнёй линию.

На указанных каналах вы можете получить данные о дорожной обстановке, просто некоторое время прослушав рацию. Можно одновременно слушать несколько каналов, но говорить можно только в один из них, в нужный. Для свободного общения создан ещё один канал – virtualbrest, в нём можно обсуждать любые темы. Уверен, что в комментариях к материалу пользователи поделятся своими, узкоспециализированными каналами.

Кроме таких "специфических" способов можно вспомнить и уже давно известные: приобретение современных радар-детекторов (в простонародье - антирадар) и мигание фарами. Как первое, так и второе, имеет существенные недостатки. Технологии не стоят на месте, и ваш радар-детектор через год-два может уже не срабатывать на новинки от ГАИ, а про мигание фарами вообще кажется, все давно забыли.

Есть и самый идеальный, проверенный временем метод - никогда не нарушать. Именно к этому мы и призываем вас, тогда и сотрудники ГАИ на дорогах не будут казаться вам врагами. Правда, та же самая неумолимая статистика показывает, что нынче встретить человека, данных которого нет в базе ГАИ по нарушениям - невозможно. Недавно автор этих строк с удивлением узнал при очередной проверке документов, что на него есть эти самые данные 10-летней давности. Система ведёт учёт каждого вашего проступка, и избавиться от этого "следа" в истории невозможно.

в материале использованы фотографии с форума




Система Orphus