Так исторически сложилось, что по территории деревни Паре протекает река Простырь, разделяя граничащий с Украиной населенный пункт на две неравные части. Его жители, чтобы перебраться с одного берега на другой, пользовались для переправы лодками. В 2000 году был построен первый деревянный мост, соединивший обе части деревни.
В 2012-м мостовое сооружение было передано на обслуживание Пинскому ДРСУ № 104. С течением времени на деревянных конструкциях начала усиленно развиваться гниль, и они постепенно стали приходить в негодное состояние.
– Проблема обнаружилась, как только мост передали на наш баланс, – рассказывает главный инженер Пинского ДРСУ № 104 Александр Довжук. – С определенной периодичностью специализированные организации проводят обследования моста, по результатам которых выдают заключение о его техническом состоянии и работах, которые необходимо на нем выполнить: ремонтных либо по содержанию. Несколько лет подряд конструкция признавалась находящейся в предаварийном состоянии, нуждающемся в переустройстве. Для начала было принято решение о переводе моста в пешеходный с закрытием автомобильного движения.
Однако это было не совсем то, что ожидало население, а также представители различных служб. Как, скажем, доехать машине скорой помощи или пожарной технике в случае экстренной необходимости? Как обеспечить проезд автотранспорта погранслужбы, ведь за рекой на расстоянии 500-700 метров от застройки начинается Государственная граница Республики Беларусь.
– Поступали обоснованные обращения местных жителей в районный и областной исполнительные комитеты о том, что необходимо все-таки обеспечить проезд автомобильного транспорта, –рассказывает Александр Довжук.– Например, некоторые, несмотря на то, что в деревне есть природный газ, пользовались баллонным. Машина привозила баллоны, и их приходилось доставлять пешком или велосипедом на другую сторону. Кроме того, в последнее время остро стояли вопросы борьбы с лесными пожарами, идущими с украинской территории. Их надо было перехватывать, чтобы не допустить возгорания у нас, ведь жилые дома совсем близко от границы. А как это сделать, если движение техники запрещено.
Итогом решения многолетней проблемы стало выделение финансирования на переустройство старого моста. Работы здесь уже ведутся. На них заняты сотрудники Пинского центра Республиканского отряда специального назначения «Зубр». В марте мост был демонтирован, а в апреле начался монтаж нового.
Всю зиму работники ДРСУ-104 занимались заготовкой материалов, их подготовкой – обработкой специальными составами, продлевающими срок службы дерева, предотвращающими гниение. К слову, древесина используется особая – сосна первого сорта, пригодная именно для мостостроения. Сотрудникам Пинского лесхоза пришлось приложить немало усилий, чтобы найти необходимый материал: деревья должны быть не менее семи метров в длину, определенной толщины и, естественно, ровные. Харвестер, специальная лесозаготовительная техника, не подходит для такой работы, поэтому все делалось вручную. Всего подготовлено порядка 300 кубометров древесины.
Новый мост строится по оси старого, то есть он не будет смещен в стороны. Его длина составит 75 метров, грузоподъемность – 55 тонн, ширина проезда – 4,2 метра. Таким образом, здесь сможет проехать любой грузовик, имеющий право передвижения по дорогам общего пользования, – пожарная, коммунальная, техника погранслужбы. Будут выполнены работы по подсыпке подъездов гравием, их уширению, для того чтобы заезды на мост и съезды с него соответствовали нормативным требованиям. Планируется, что все будет завершено к концу июня.
В настоящее время обеспечена перевозка людей лодкой по необходимости, с использованием спасательных жилетов. Этим занимается специально обученный береговой матрос, нанятый на работу ДРСУ-104.
– Движение по мосту будет односторонним, – отметил Александр Довжук.– Его ширина не предполагает разъезд двух транспортных средств. С учетом невысокой интенсивности движения, ввиду того, что проезд моста легко просматривается с берега, будут установлены соответствующие знаки преимущества движения одной из сторон. Соответственно, не будут оборудовать и пешеходную дорожку, пешеходы будут двигаться по проезжей части.
По словам Александра Довжука, срок службы моста ориентировочно составит 20-30 лет. Конечно, многое зависит от погодных условий, от ледостава, его мощности. Качество материалов, их обработки контролируется в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, предъявляемыми именно к деревянным конструкциям.
– Отрадно, что за несколько лет совместными усилиями мы смогли найти варианты переустройства моста, чтобы на ближайшие два-три десятка лет одну часть деревни связать с другой, основной, и обеспечить жителям комфортные условия проживания.