Машин много, россиян почти нет: чем живет минский рынок "бэушки"

16  Апреля 2024 г.  в 08:34 : Разное: обо всём понемногу

Как поменялись предпочтения белорусов и цены на машины, что с российскими покупателями и как в целом ощущает себя вторичный автомобильный рынок Минска – в материале Sputnik.

За последние несколько месяцев на отечественном авторынке произошло много изменений. Особенно они касаются тех, кто занимается привозом автомобилей из Европы в Беларусь с целью продажи. Для таких дилеров с 1 апреля значительно выросли ставки утилизационного сбора. И это не самое страшное.

Еще сильнее ударить по кошелькам импортеров, а в конечном итоге по расходам обычных потребителей призваны ограничения соседних с Беларусью западных государств. В конце марта Польша, а вслед за ней Латвия и Литва перестали пускать в нашу страну автомобили с объемами двигателя больше 1,9 литра, а также те, что дороже 50 тысяч евро.

Параллельно российские власти ужесточили контроль над оплатой ввозных пошлин, что поставило палки в колеса предприимчивым белорусам, которые ранее могли заработать на импорте машин из ЕС для жителей России.

Как авторынок отреагировал на эти ограничения, какие "бэушные" машины сейчас предпочитают белорусы и что с ценами, узнал Sputnik.

Заполненная Малиновка

Обстановка на самом известном столичном автомобильном рынке в Малиновке в пятницу в первой половине дня вялотекущая. Продавцы то и дело зовут друг друга на кофе и на перекур: клиентов нет.

"Это в выходной день здесь движ и иногда по пятницам. Но сегодня погода не айс, народа не будет", – сетует на резко нахлынувший дождь один из продавцов автокомиса, на рынке он и его партнер торгуют несколькими бюджетными и не очень иномарками.

© Sputnik / Станислав Лобатый

Последние два года дефицит на первичном рынке с лихвой компенсировала вторичка. И этой весной объем предложения в сегменте подержанных автомобилей, кажется, стал как никогда большим.

Свободных мест на площадке в Малиновке почти не осталось. Среди представленных легковушек в основном "европейцы" последних годов выпуска – только пригнанные из Франции, Германии, Швейцарии, Литвы. Есть в этом потоке и "американцы" – преимущественно "Форды" и "Шевроле".

© Sputnik / Станислав Лобатый

Менеджер, который только что эмоционально обругал дождь, соглашается рассказать, как обстоят дела на рынке в последнее время.

"Практически так же, как было полгода назад, никаких резких изменений. Все марки машин интересны, это зависит от клиента – каким бюджетом он располагает. У нас, допустим, на стоянке есть машина от $1500, а есть за $65000. Берут и те, и те. Продаем, когда продается", – емко поясняет мужчина.

Временные трудности

Наблюдения подтверждают слова продавца: основной товар на рынке – авто, привезенные из ЕС еще до вступления в силу последних западных ограничений. Сложившуюся ситуацию он комментирует так: "ничего страшного, всегда так было, все растусуется".

"Это временные трудности. Нас никогда ничего не останавливало, никакие барьеры. Логистика поменяется, ну немножко станут дороже (автомобили – Sputnik), ничего страшного. В любом случае ничего не подешевеет – ни хлеб, ни мясо, ни вода. Точно также с автомобилями", – менеджер настроен философски.

По его словам, основные покупатели сейчас – белорусы. Россиян после вступления в силу первоапрельского барьера стало совсем мало.

"Понятно, что у них сейчас изменения в законодательстве произошли – это останавливает людей. Россияне приезжают, смотрят машины, но пока я не видел, чтобы что-то покупали", – констатирует собеседник.

© Sputnik / Станислав Лобатый

Выходим из спячки

Сотрудник другой автокомиссионки считает, что рынок уже окончательно проснулся после зимней спячки, но вместе с тем не скрывает, что хотелось бы большей динамики.

"Белорусы активизировались сейчас, очень много на прошлой неделе продаж было белорусам. Сезон как никак начинается", – говорит продавец.

Цены, по его словам, за последние полгода не поменялись, а самый ходовой товар сейчас – автомобили за 20-30 тысяч долларов.

© Sputnik / Станислав Лобатый

"Вот там стоит Ford за 10 тысяч долларов, а вон там Lincoln Navigator почти под 100 тысяч. Есть еще BMW Х7 у нас, тоже 100 с чем-то "косарей". Разный сегмент машин. Но средние – 20-30 тысяч, это новые из Европы, – продолжает он и рассказывает про нынешние предпочтения белорусов на вторичном рынке. – Очень хорошо берут "французов" – кроссоверы Peugeot 3008 и 5008, седаны 308, универсалы 508, Citroen C5 Aircross. Немцы уже чуть подороже".

© Sputnik / Станислав Лобатый

До 10 тысяч долларов

Бюджетного сегмента на вторичном рынке в последние годы стало больше. Одна часть водительского "населения" страны избавляется от своих раритетов, чтобы купить машины посвежее – так и крутится беспрерывно колесо автомобильной сансары.

Но покупать старенькие легковушки, окончательно не отработавшие свой ресурс, люди не торопятся. А потому на площадке в Малиновке они простаивают месяцами, некоторые – и того больше.

Хмурый, как погода в последние дни, продавец одного из рыночных павильонов отказался рассказать, какие бюджетные экземпляры пользуются спросом (и пользуются ли вообще), поэтому пришлось рассматривать ассортимент самостоятельно.

© Sputnik / Станислав Лобатый

До 10 тысяч долларов на рынке вполне реально приобрести не только "десятилетку", но и относительно свежую малолитражку. К примеру, Lada Granta в максимальной комплектации 2019 года (пробег не указан) обойдется в $6950. "Китаец" Lifan Х60 2018 года чуть выходит за обозначенные ценовые рамки – $10950. Но торг, как говорится, уместен.

Есть несколько более древних вариантов: дизельный Opel Astra 2012 года – $8450. За такие же деньги можно купить бензиновый Kia Rio 2013 года. Популярные у белорусов Citroen C4 2013 года выпуска, а также Volkswagen Golf 2012 года и Skoda Octavia 2010 года выставлены за 8950 долларов.

© Sputnik / Станислав Лобатый

Востребованные на первичном рынке автомобили Geely отечественной сборки на "вторичке" не представлены (во всяком случае нами замечены не были).

"Мы ни разу не сталкивались с этими автомобилями здесь, не продавали. Есть Volkswagen Polo, Lada Vesta, но Geely – нет. Лично у нас ни разу не продавались", – обращает внимание менеджер одного из автокомисов.

"Электричек" на рынке нет от слова совсем. Если год назад в Малиновке реально было найти Nissan Leaf или Tesla Model 3 по бросовой цене, то сейчас этот сегмент плотно заняли "официалы", которые ввозят в Беларусь десятки моделей многоликого китайского автопрома.

© Sputnik / Станислав Лобатый

Опасения имеются

В конце прошлого года Беларусь заняла третье место среди стран, экспортирующих в Россию подержанные автомобили. По оценкам некоторых экспертов, более 50% бывших в употреблении легковых машин ввозилось в РФ в режиме реэкспорта.

Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода заявляет: говорить сейчас о каких-то численных показателях после введения в РФ нового закона о доплате таможенных пошлин преждевременно.

На авторынке в Малиновке

© Sputnik / Станислав Лобатый

"Но, безусловно, оценивая суммы доплат – а речь идет о доплатах кратных – я думаю, что введение этого барьера существенно скажется на объеме реэкспорта через Беларусь в Российскую Федерацию", – предполагает эксперт.

В этом контексте председатель правления БАА выразил определенную настороженность, что импортируемые по неорганизованным каналам ввоза автомобили (в первую очередь физлицами) в ближайшее время будут массово поступать на внутренний рынок и усиливать конкуренцию новым легковушкам – прежде всего производимым в республике Geely и BelGee.