Что такое система BelToll и как она работает: собрали все, что нужно знать про платные дороги в Беларуси

24  Октября 2022 г.  в 19:36 : Разное: обо всём понемногу

Обратился читатель с вопросом о платных дорогах в Беларуси и системе оплаты за проезд по ним. Мы поговорили с представителями Министерства транспорта и коммуникаций и собрали всю необходимую информацию в одном материале.

Кому нужно платить за проезд?

Протяженность платных дорог Беларуси составляет 1787 км. Это участки на трассах: Брест – Минск – граница России (M–1/E 30), Минск – Национальный аэропорт Минск (М–2), Минск – Витебск (М–3), Минск – Могилев (М–4), Минск –Гомель (М–5/Е 271), Минск – Гродно – граница Польши (М–6/Е 28), Минск – Ошмяны – граница Литвы (М–7/Е 28), Минск – Дзержинск (Р–1), Витебск – граница России (Р–21), Минск – Микашевичи (Р–23), Минск – Молодечно – Нарочь (Р–28), Гродно – Барановичи (Р–99).

На данный момент расширение сети платных дорог в краткосрочной перспективе не планируется, – заключили в Минтрансе.

Оплачивать проезд по платным дорогам на территории Беларуси обязаны владельцы всех транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн.

Исключения составляют:

  • транспортные средства, зарегистрированные на территории государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с массой не более 3,5 тонны;
  • транспортные средства с массой не более 3,5 тонны, которые не зарегистрированы в ЕАЭС, однако ввезены физлицами на таможенную территорию ЕАЭС либо приобретены физлицами в государствах – членах ЕАЭС и ввезены в Беларусь, – в течение 10 дней со дня их выпуска таможенными органами в целях обращения на таможенной территории ЕАЭС либо со дня их приобретения;
  • мопеды и мотоциклы;
  • колесные тракторы и самоходные тракторы, зарегистрированные в Беларуси;
  • лесные тракторы и самоходные машины, зарегистрированные в Беларуси;
  • транспортные средства с выданными в иностранном государстве временными (транзитными) регистрационными знаками, приобретенные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами Беларуси в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление и ввезенные на территорию Беларуси;
  • транспортные средства оперативного назначения;
  • транспортные средства, которые используют в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка;
  • маршрутные транспортные средства, которые осуществляют городские перевозки пассажиров;
  • транспортные средства, которые используют для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • транспортные средства, которые используют для перевозки грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других государств.

Как платить за проезд по платным дорогам?

С 2013 в Беларуси действует электронная система BelToll. С ее помощью можно оплатить сбор за проезд по автомобильным дорогам республики. Перед началом поездки необходимо зарегистрироваться в системе и создать счет, с которого будут списываться средства.

Для взимания платы применяются бесконтактные бортовые устройства, которые крепятся на лобовом стекле машины. Специальная технология самостоятельно взаимодействует с металлическими порталами, установленными вдоль платных дорог. При этом определенная сумма списывается автоматически без необходимости останавливать автомобиль на специальных пунктах, снижать скорость, перестраиваться в другую полосу.

Плата за проезд производится на основании договора пользования платной дорогой в двух режимах на выбор: предоплаты или оплаты по факту (постоплаты).

В режиме предоплаты предполагается регистрация в пунктах обслуживания клиентов и отдельный договор на каждое транспортное средство. Рекомендовано для организаций с небольшим парком автомобилей (до пяти), редко пользующихся сетью платных дорог, входящих в систему BelToll.

Способы оплаты:

  • наличными только в белорусских рублях;
  • банковскими пластиковыми карточками (VISA, MasterCard, Белкарт, Мир);
  • топливной картой (Белоруснефть, Берлио, E100).

Водителю необходимо контролировать баланс бортового устройства и каждый раз, когда устройство сигнализирует о низком балансе, пополнять его в пунктах обслуживания, расположенных на трассе.

Процедура регистрации в режиме предоплаты:

1. Посетите любой из пунктов обслуживания со следующими документами:

  • оригинал или копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя (не требуется для физических лиц);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (если обращается представитель);
  • свидетельства о регистрации транспортного средства – оригинал или копия для юридических лиц и оригинал для физических лиц;
  • документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства, – при его наличии (оригинал или копия).

Помните, что документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский или белорусский язык.

2. Подпишите договор.

3. Внесите залоговую стоимость бортового устройства. Размер залоговой стоимости составляет 20 евро для транспортного средства с массой не более 3,5 тонн и 50 евро для транспортного средства с массой более 3,5 тонн. Вносится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Беларуси на день оплаты.

4. Пополните счет бортового устройства в белорусских рублях. Минимальный размер предоплаты составляет 25 евро, максимальный размер остатка средств предоплаты составляет 350 евро.

5. Получите персонализированное бортовое устройство в пункте обслуживания клиентов и установите его на транспортном средстве.

Процедура регистрации в режиме постоплаты немного отличается. Ее можно совершить через эмитента топливной карты: Белоруснефть, Берлио, Е100, ПЭК «Белавтострада». Рекомендовано для компаний с парком более десяти автомобилей.

Преимущества:

  • один контракт на весь парк автомобилей;
  • нет необходимости останавливаться в пунктах обслуживания и пополнять счет бортового устройства;
  • оплата проезда и залоговой стоимости бортового устройства будет осуществляться посредством топливной карты.

1. Зарегистрируйте транспортные средства у своего эмитента топливной карты (лично в офисе либо на их сайте).

2. Передайте эмитенту вашей топливной карты следующий комплект документов:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя (оригинал или копия);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя;
  • свидетельства о регистрации транспортного средства (оригинал или копия) на все регистрируемые автомобили;
  • документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства, – при его наличии (оригинал или копия).

3. Получите персонализированное бортовое устройство в любом пункте обслуживания и установите его на лобовое стекло авто.

Помните, что размер платы определяется как произведение тарифа за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента. Плата за проезд взимается с пользователей платных дорог в белорусских рублях, исходя из установленных тарифов в евро по официальному курсу Национального банка на дату оплаты. Проложить маршрут и посчитать затраты можно на калькуляторе.

Что будет, если не заплатить за проезд по платным дорогам?

Контроль за взимание платы за проезд возложен на ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций». Система передана в оперативное управление ГУ «Белавтострада», обеспечение работы осуществляет ИООО «Капш Телематик Сервисиз».

В случае частичной или полной неоплаты сбора за проезд по платным дорогам Беларуси транспортная инспекция имеет право взыскать с водителя штраф:

  • для транспортных средств с массой до 3,5 тонны – от 50 до 100 евро;
  • для транспортных средств с массой более 3,5 тонны – от 130 до 260 евро.

Тем не менее, как нам ответили в Минтрансе, с начала запуска системы BelToll наблюдается устойчивая тенденция уменьшения числа нарушений и подаваемых претензий пользователями платных автомобильных дорог.

На это повлияли следующие факторы:

  • возможность внесения платы по разовому тарифу,
  • СМС-оповещение,
  • запрос баланса остатков денежных средств при заключении договора,
  • возможность просмотра неоплаченных нарушений в личном кабинете пользователя.

Также в Министерстве отметили, что объем инвестиций, которые вложили в развитие BelToll с момента ее существования, оценивается более чем в 265 млн евро. Система является самоокупаемой именно потому, что обеспечивает поступление большого количества средств в республиканский дорожный фонд. Это позволяет поддерживать дороги Беларуси в хорошем состоянии круглый год.

Есть ли альтернатива платным дорогам?

Если водитель транспортного средства не хочет тратиться на проезд по платной дороге, он может выбрать объезд по альтернативному бесплатному пути. Это предусмотрено указом Александра Лукашенко № 426 от 2012 года «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь».

Платные дороги обозначены соответствующими дорожными знаками, которые установлены на достаточном расстоянии, для того чтобы водитель мог заранее определиться, каким маршрутом ехать.

Источник: Myfin.by