Еще когда я снимал вокзал зимой, мне думалось сделать подобную экскурсию летом, когда краски более яркие. Как оказалось, наш вокзал далеко не так прост, как кажется, на стенах много информационных табличек, сами здания украшены различной лепниной, а то что скрыто под землёй нам даже трудно предположить.
Но, гости нашего города работают с опережением, и потому мне ничего больше не остаётся, как выложить их работу для всеобщего обозрения.
Итак - взгляд на Брестский железнодорожный вокзал одного из гостей нашего города. Во первых - спасибо, хорошие фото, и во вторых дань авторству: http://periskop.livejournal.com Впрочем, у автора много хороших экскурсий по нашему городу, всех их я намерен разместить на портале Виртуальный Брест в разделе Виртуальная экскурсия.
Начнём...
Весенний вояж-2011. Ч.2 - Западные ворота Советского Союза
Брестский узел - один из самых интересных на всём пространстве экс-СССР.
Во-первых, там ещё не так давно были западные парадные ворота Советского Союза; во-вторых, весь трафик проходящих в Европу поездов нужно было обеспечивать сменой вагонных тележек на европейскую колею и обратно; в-третьих, в царское время он формировался как сугубо внутренний, транзитный на Царство Польское из империи, и поэтому осталось много рудиментов единой сети, которые после появления границы СССР-Польша оказались невостребованы. В-четвертых - там был после войны построен огромный стильный вокзал, этакая мини-сталинская высотка, которой традиционно любуются пассажиры поездов. И, наконец, в-пятых, этот мега-вокзал почти для всех транзитных пассажиров, следующих в Европу и из неё поездами, остается terra incognita - потому что тут производится пограничный и таможенный контроль и пассажиры не гуляют по перрону и вокзалу, как на обычной узловой станции, а в основном только видят его из окна.
Так давайте же в этом посте погуляем и посмотрим его с самых разных точек зрения - и станцию, и вокзал, и внутренность его. И пригородный вокзал, в комплекте.
Пост будет большой, потому что смотреть надо многое.
Брестский ж/д вокзал - почти что сталинская высотка
Об истории вокзала и узла я тут писать не стал - потому что до меня это сделал ув. darriuss в своём замечательном посте про этот вокзал. Там и старые здания, и детали - заходите к нему, смотрите. А у меня в посте, кроме вокзала, будет намного больше станции, обзорных видов и привязки её к окрестностям. Писал в своё время про этот вокзал и Варандей - ни один вдумчивый путешественник не может пропустить такой оригинальный, стильный, видный объект.
2. Вокзал в Бресте - островной, то есть находящийся между двумя "связками" путей, между двумя "сторонами" - Московской и Варшавской. Связки по количеству путей очень неравные, впрочем, об этом - ниже.
3. Посмотрим парадный лицевой фасад поближе. Он обращён к западной, "польской" стороне и смотрит на границу. Реконструкция в ампирном духе осуществлялась в 1953-57 гг. по проекту института "Киевгипротранс" (арх. И.Пестряков) - хорошо, хрущёвское "постановление об излишествах" не успело значимо повлиять, т.к. строительство шло уже полным ходом. Это было не строительство "совсем с нуля", а в качестве каркаса использованы элементы польского здания, перестроенного из имперского русского.
4. С южной стороны находится большая, широкая, многопутная Московская сторона. Сюда приходят почти все поезда с востока, с широкой русской колеей.
5. На Московскую сторону смотрят и все инфраструктурные здания, примыкающие к основному зданию, которые вытянулись вдоль перрона на значительное расстояние.
6. С северной стороны находится небольшая 4-путная Варшавская сторона. К сожалению, я не смог точно распознать, какие тут пути широкой колеи, а какие узкой - а "двойных" путей, как в Гродно, здесь не увидел. Но по характеру пересечений путей - прилегающие к вокзалу два пути (на фото - которые правее) - оба узкие. Там же цепляются к составам польские локомотивы и сразу идут на Бугский мост и далее на Польшу. Слева от путей находится отдельный Пригородный вокзал, о нем - см. 34-37-й снимки. Вдали также виден "зиккурат" - это такая оригинальная по стилю ж/д больница станции Брест.
7. Дореволюционное станционное здание на Варшавской стороне.
8. Посмотрим сразу и на выход Варшавской стороны в сторону Минска - Москвы (на восток). Вдалеке видно тоже интересное царское здание в характерном "кирпичном" стиле.
9. Что меня очень удивило тут - так это то, что "пограничные" зоны в моменты, когда нет европейских поездов, абсолютно свободны, доступны и по Варшавской стороне везде можно спокойно ходить. Когда приходят поезда, подлежащие досмотру, это пространство перекрывается, быстро и отлаженно. Вот сейчас я иду как раз по этой зоне.
10. На Варшавской стороне - табличка Ленину, советского времени. Внизу предусмотрительно приклепана и тара для цветов.
11. Теперь посмотрим на вид Варшавской стороны в сторону Польши. Вы видите, что пути растраиваются - налево путь на пункт смены тележек, прямо - на Бугский мост, направо - ветка на Высокое, которая не пересекает границу.
12. Теперь смотрим Московскую сторону в направлении Польши. Слева - Локомотивное депо, над ним торчит тоненький шпиль. Это не просто шпиль - это главный монумент мемориального комплекса Брестской крепости. Когда путь уходит к Польше, то ж/д с севера обнимает Кобринские укрепления крепости, то есть проходит почти рядом с ними.
13. Однако внимательный читатель сразу спросит - а где же тут самый знаковый объект узла? Где то сакральное место, куда вагоны - прямо с пассажирами внутри - загоняют в какой-то большой сарай, приподнимают их на подъемнике, выкатывают русские тележки и закатывают европейские? Все верно. Обьект близко, но с ракурса 12 его ещё не видно. Нужно пройти по путепроводу к городу и вот только оттуда он немного виден. Видите, вдали в центре, с тремя "дырками"? Это он и есть.
Когда я ехал берлинским поездом, то поезд сперва приходил на Московскую сторону, из столицы. Потом его загоняли в этот сарай, расцепляли секциями по 3 вагона, меняли тележки, а затем маневровщик снова "собирал" поезд воедино, но уже на Варшавской стороне. Там к составу цеплялся польский электровоз - и в путь! на Бугский мост, а далее на Варшаву - Берлин. Параллельно этому процессу шёл погранконтроль. На станцию нас уже не выпускали.
14. С юга к станции примыкает очень колоритный комплекс, возможно дореволюционные мастерские, или электростанция.
Теперь смотрим детали главного вокзала.
15. Верхняя часть со шпилем.
16. "Знаменные" группы.
17. Декор с эмблемой МПС СССР над входом в парадный фасад, с запада.
18. Декор с южной стороны, выходящий на Московскую сторону.
19. Часы.
20. С обоих сторон основного здания - мощные колоннады. К Варшавской стороне...
21....и к Московской.
22. Серпы, виноград, снопы пшеницы.
23. На восток выходит вот такой фасад - поскромнее западного, но тоже вполне монументальный.
24. Главный световой зал, в центральном здании со шпилем.
25. Выход на камеры хранения.
26. Декор подкупольного пространства.
27. Выход к ресторану.
28. Стильное решение выхода в город из главного здания.
29. С востока пристроено более современное здание, там же - погранконтроль и таможня. Соответственно, у него более современное оформление.
30. Вообще, там всё выполнено монументально. Это - подземный этаж, ведущий на переходы к платформам.
31....И выход на платформы Московской стороны.
32. Движимый любопытством, я пришёл туда и вечером, ожидая настоящей феерии, учитывая архитектуру здания. Однако меня постигло сильное разочарование - в отличие от питерских вокзалов, окруженных художественными световыми коктейлями, Брестский почти не освещался.
33. Огромный вокзал стоял почти в темноте, освещая только нижние центральные части здания.
34. Северней Варшавской стороны стоит специальный Пригородный вокзал. Тут нужно покупать билеты на пригородные - при это сами дизеля или электрички вполне могут подаваться и на дальние пути Московской стороны. Но билеты надо брать тут, идя довольно далеко.
35. Зал Пригородного вокзала тоже стилен, вполне аккуратен и по-белорусски идеально чист.
36. Расписание пригородных какой-то железнодорожный ценитель прекрасного выполнил не "просто так", а единой композицией. Вот только дверь симметрично не вписал :-)
37. Изображение главного вокзала в Бресте используется и в торговых целях на автоматах.
38. Там же, у Пригородного, находится и барчик "На Варшавской Стороне".
39. От бара можно видеть поезда, стоящие за решёткой в пограничной зоне на Варшавской стороне, в момент прибытия европоезда (или убытия туда). Он стоит там, где я свободно проходил в беспоездное время (кадр 9).
40. Вот тереспольский поезд уже с польским электровозом, под парами, скоро пойдёт на Польшу. Погранцы, согласно схеме, стоят с обоих сторон - у локомотива и на перроне со стороны вокзала.
41. Теперь уходим на виадук, чтобы попасть в центральную часть города. Прощальный взгляд на вокзал...
42....и мы спускаемся в город Брест, аккурат у ликеро-водочного завода (он начинается за зданием слева, внутри квартала).
Впрочем, прогулка по городу - уже в следующей части.