Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Где необходимость, там и справедливость. Как обязать белорусов платить за дороги

25  Ноября 2020 г.  в 11:09 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

О том, что надо менять схему взимания дорожного сбора, говорят давно. На прошлой неделе об этом вновь заговорили на совещании у А.Лукашенко. Почему же возникают сложности с принятием указа?

Ни сбора, ни техосмотра

По информации на сайте президента Беларуси, под его руководством прошло совещание о совершенствовании взимания платы за допуск к участию в дорожном движении. Как напомнил Лукашенко, главная цель госпошлины – "привлечь всех пользователей дорог к финансированию их содержания".

В настоящее время автомобилисты при прохождении техосмотра оплачивают госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

При этом с самим техосмотром, по словам чиновников, последнее время проблема. Только за первое полугодие 2020 года количество машин, прошедших проверку, снизилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Цифра впечатляющая, да и динамика снижения количества автомобилей, прошедших техосмотр, тоже настораживает.

Если обратиться к бюджетам на 2019 и 2020 годы в части пополнения дорожного фонда Беларуси, увидим вот какую картину:

То есть в 2019 году за счет госпошлины планировалось пополнить дорожный фонд на 290 миллионов рублей. На 2020-й были еще более оптимистичные прогнозы.

За счет госпошлины планировали собрать 301,3 миллиона белорусских рублей. Каким образом? Разве что к концу года все как один кинутся проходить техосмотр. Но ажиотажа мы пока не наблюдаем. Правда, и до конца года еще целый месяц.

Вместе с тем, если обратиться к тому же республиканскому бюджету, в 2019 году из дорожного фонда планировалось потратить 699,8 млн рублей – и это при доходах 560,5 млн рублей, то есть недостающие 139,3 млн "добрали" из других статей бюджета. В 2020-м при расходах 772,9 млн и доходах 616,4 млн рублей недостает уже 156,4 млн – и эта сумма, видимо, опять ляжет на республиканский бюджет. А если учесть, что план вряд ли будет выполнен, она может быть значительно больше.

Общественное мнение – за?

Что же сделать, чтобы дорожная сфера как минимум окупалась? На совещании упоминалось, что в республике зарегистрировано 4,5 миллиона транспортных средств.

"Как вы мне докладываете, правительство прежде всего, изучение общественного мнения также подтверждает, что необходимость участия в софинансировании ремонта и строительства дорог споров не вызывает. Их вызывает сам механизм уплаты", – уверен А.Лукашенко.

Но если где-то прибывает, то где-то должно убывать. Возможно, страна стала зарабатывать больше, чем в предыдущем году? Вряд ли. Как сказал министр финансов Беларуси, в 2021 году дефицит бюджета может составить порядка 2% ВВП.

Источник денег или нет?

"К слову, за последние 10 лет на ремонт и содержание дорог мы вбухали больше 10 миллиардов рублей, но в отличие от соседних стран даже крупнейшие скоростные магистрали мы не сделали платными для белорусских легковушек", – отметил на совещании Лукашенко.

И раз уж такой вариант был упомянут, вполне можно ожидать, что этот опыт будут все же перенимать. Посмотрим, какие дороги могут стать в Беларуси платными.

Маркировка дорог, именуемых магистралями, начинается с буквы "М", республиканских дорог – с буквы "Р". В соответствии с Техническим кодексом установившейся практики "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" к магистралям относятся дороги для передвижения интенсивных транспортных потоков на большие расстояния без обслуживания прилегающих территорий.

В справочниках указывается, что в Беларуси 12 магистральных дорог:

Последнее время у нас вообще часто принято говорить об опыте соседних стран, который можно перенять. Так было, например, при попытке ввести в Беларуси балльную систему штрафов для нарушителей ПДД, которую в итоге отклонили.

Но если с этим не получилось, не значит, что так же будет с "передовым" опытом взимания платы за пользования магистралями. Источник финансирования-то искать нужно.

Вот, допустим, работает в Беларуси система электронного сбора платы за проезд BelToll. Более того, планируется расширить ее функционал, о чем говорится в указе №108 от 24 марта 2020 года. Ничто не стоит на месте, как показывает практика, и измениться все может довольно быстро – например, можно взимать плату со всех.

Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Статья 16. Платные автомобильные дороги общего пользования

… Автомобильная дорога общего пользования может быть платной на всем протяжении или на отдельных ее участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.

Отнесение автомобильных дорог к категории платных и порядок пользования ими определяются Советом Министров Республики Беларусь.

И если опять-таки посмотреть на бюджеты на 2019-2020 годы, то запланированные доходы от платных дорог уверенно занимают вторую строчку с небольшим отставанием от доходов от госпошлины – суммарно это более 90% доходной части дорожного фонда.

Проект президентского указа уже так долго гуляет по чиновничьим кабинетам, что это наталкивает на мысль: выбор предстоит непростой, возможно, между плохим и очень плохим. Но сделать его в итоге придется. А если, как было сказано на совещании, "общественное мнение – за", то есть белорусы согласны с тем, что содержать дороги нужно, то все упирается лишь в сумму и механизм, при помощи которого это будет происходить. Вот здесь есть нюансы.

Справедливый порядок оплаты – это как?

"Поэтому нам предстоит определиться по ключевому вопросу: как обновить существующий порядок, сделав его справедливым, чтобы предложить людям понятный, комфортный и, насколько это возможно, незатратный способ участия в поддержании качества и развития наших дорог? То есть мы можем загнуть такую цену, что люди просто платить не смогут. Поэтому понятно, что надо устанавливать справедливый порядок. С другой стороны, чтобы человек, следуя этому справедливому критерию, мог что-то платить. Мы же не можем у человека отобрать половину его доходов или последние деньги", – заявил Лукашенко.

По всей видимости, пошлина в новом формате должна включать в себя помимо справедливости (растяжимое понятие, к слову) еще и понятность, комфорт и "незатратность". Насколько возможно объединить все это в одном? Например, как увязать последний пункт с разницей в доходах населения, особенно в регионах?

В общем, на наш взгляд, задача сложная. Но если даже будет найдена та самая “золотая середина”, которая устроит основную часть автовладельцев, кинутся ли они срочно оплачивать свое участие в дорожном движении, помогая таким образом государству содержать дороги и их инфраструктуру? Для этого одного документа мало – нужно как минимум, чтобы у людей на это были деньги.

Закончим выдержкой из ответа Минфина одному из наших читателей на вопрос по данной теме:

"… Одновременно считаем необходимым отметить, что автомобильная дорога – это сложное комплексное инженерное сооружение, требующее финансирования затрат постоянного характера на текущие и капитальные расходы. Именно постоянный характер расходов государства на дорожную отрасль является причиной того, что каждый владелец транспортного средства должен нести частичное бремя этих расходов, оплачивая "дорожный налог", поскольку автомобильная дорога должна быть предоставлена владельцу транспортного средства в пользование в любое время в надлежащем состоянии".

Источник: Автобизнес
Автор: Евгений Грачёв