115 лет со дня рождения автора входа-звезды в Брестской крепости

2  Ноября 2020 г.  в 15:28 : Брестская крепость

30 октября 2020 года исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося белорусского скульптора, народного художника БССР, профессора Андрея Бембеля. 

Родился Андрей Онуфриевич в городе Велиже Витебской губернии (сейчас – Смоленская область России) в семье служащего казначейства Онуфрия Емельяновича и жены его Стефаниды Дмитриевны.

Начальное образование получил в мужской гимназии. С 1919 по 1922 годы Андрей посещал городскую художественную школу, где обучался лепке и рисованию у известного белорусского скульптора М.А. Керзина и художников В.В. Волкова и М.Г. Энде.

В 1923 году поступил в Витебский художественный техникум на второй курс, продолжая обучение у Михаила Аркадьевича Керзина, встреча с которым стала судьбоносной в выборе жизненного пути Андрея Бембеля.

Решительный, целеустремленный, Андрей Онуфриевич мог стать армейским генералом. По окончании техникума он поехал поступать в военное училище. В вагоне поезда его встретил скульптор Михаил Керзин, после разговора с которым планы Андрея Бембеля кардинально изменились. Он стал студентом Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры имени И. Репина. В институте пришло понимание высокого искусства, были приобретены профессиональные навыки.  Уже тогда он избрал один из самых сложных видов скульптуры – барельеф.

Мастерство Андрея Бембеля получило оценку в самом начале его творческого пути. Во время учебы он выполнил в фарфоре скульптурную группу «Октябрь». Это была первая его работа, представленная на профессиональной выставке.

В Ленинградском институте Андрей Бембель познакомился со своей будущей женой – девушкой из Гомеля Ольгой Дедок. Андрей Онуфриевич не раз признавался, что Ольга не уступала ему по степени одаренности. Но стать известным скульптором у нее не получилось: роль жены художника оказалась главной.

Молодая семья приехала в Минск, когда город становился настоящей столицей. Андрею Бембелю нравилось то, что можно было приложить к этому руку. В 1930-е годы возводились первые монументальные здания Минска – Дом правительства, Дом Красной Армии, Дворец пионеров, Театр оперы и балета.

В 1932 году по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда началось строительство Дома правительства. Возведение этого здания проходило одновременно с созданием его интерьера. Над ним работала молодая группа скульпторов, в которую входил и совсем юный Алексей Глебов. Созданием рельефов руководил любимый профессор Андрея Бембеля Матвей Генрихович Манизер, а бригадой лепителей – Михаил Аркадьевич Керзин.  

Однажды на строительной площадке произошел забавный случай. Один из военных (а их привлекали к работам) взялся командовать художниками. На вопрос Бембеля: «А по какому праву?» – он ответил: «Вы видите, я – генерал». Молодой скульптор отреагировал мгновенно: «Ну, а я в своем деле тоже генерал, а, может быть, даже и маршал!».

Во главе с М.А. Керзиным многие художники участвовали в создании скульптурных портретов, которые были установлены на лестничных маршах. Андрей Онуфриевич создал бюст М.В. Фрунзе и большой горельефный фриз для зала заседаний Дома правительства.

Среди известных работ скульптора горельефы в зрительном зале Дома офицеров в Минске. В те же годы были созданы и барельефы в зрительных залах театров оперы и балета Белоруссии (сейчас Большой театр Беларуси) и первого белорусского государственного (сейчас Национальный академический театр имени Янки Купалы) в Минске. Эти произведения показали его как зрелого мастера, замечательного художника-монументалиста с яркой творческой индивидуальностью.

Когда Андрей Онуфриевич сделал барельефы в Доме правительства, председатель Совнаркома БССР Николай Голодед решил построить для него дом с мастерской. Наконец, для семьи Бембелей закончились мытарства кочевой жизни, и они вселились в дом на улице Беломорской, 42. Но тут грянула война.

Андрей Онуфриевич был мобилизован в Красную Армию. В августе 1941 года его направили в Военную инженерную школу в Ростов-Ярославский, по окончании которой он стал преподавателем специальных курсов младших лейтенантов инженерных войск. В 1943 году его отозвали на пропагандистскую работу в Белорусский штаб партизанского движения.

В годы войны Андрей Онуфриевич создал свое первое и главное произведение военных лет – скульптуру Героя Советского Союза Николая Гастелло. В это же время он работал над проектом памятника героям Сталинграда, создал барельеф «Белорусские партизаны», бюст белорусского партизанского командира Петра Захаровича Калинина.

Во время войны супруга Андрея Онуфриевича, Ольга Анатольевна, осталась в Минске одна с тремя детьми. В новом доме хозяйничали немцы, в мастерской они изрубили скульптуры. В городе было неспокойно. Ольга Анатольевна решила спасти от гетто знакомую еврейку Нину. Женщину она устроила к себе домработницей. Об этом факте узнали соседи и донесли в гестапо. Нина погибла, а жене Бембеля чудом удалось спастись. Маленькую Ларису, дочь Нины, взяла к себе супруга Петруся Бровки. Впоследствии она удочерила девочку.

Дом на улице Беломорской пережил войну. По ее окончании здесь некоторое время жили многие бесприютные художники. Прямо на полу спали мэтры белорусской живописи – Иван Ахремчик и другие. Сюда в 1944 году вернулся и Андрей Онуфриевич.

Одной из первых значительных работ художника после демобилизации стал портрет Александра Матросова. Среди других его скульптурных работ – портреты Янки Купалы, Павла Молчанова, Александра Блока, Ивана Шамякина, Леонида Щемелева и другие. Большинство портретных работ скульптора хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

В 1952 году Андрей Онуфриевич создал один из известных своих памятников – монументальную статую Дмитрия Менделеева для химического факультета Московского университета. В 1954 году выполнил бронзовый горельеф «9 мая 1945 года» для монумента Победы в Минске. В 1955 году ему было присвоено звание народного художника БССР.

Знаменитый памятник «Курган Славы Советской Армии – освободительницы Белоруссии» (архитектор – О.А. Стахович) стал настоящим шедевром мастера. За его создание скульптору в 1970 году была присуждена  Государственная премия БССР.

Удачным Андрей Онуфриевич считал и горельеф к монументу Победы. Работал он над ним с большим воодушевлением. В судьбе людей его поколения и его личной война была самым большим событием. Вершиной своего творчества Бембель считал памятник Гастелло. В этой скульптуре как нельзя лучше проявился темперамент автора.

С именем известного скульптора связано создание мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

В 1956 году правительство БССР приняло решение о проектировании памятника героям Брестской крепости. Госстрой республики объявил Всесоюзный конкурс на разработку проекта мемориала. Художники, скульпторы, архитекторы со всего Советского Союза приняли участие в этом конкурсе.

В 1967 году постановлением правительства БССР был создан авторский коллектив. Проект мемориала разработал и осуществил творческий коллектив талантливых художников, скульпторов, архитекторов во главе с народным художником СССР, лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР, скульптором Александром Павловичем Кибальниковым. В творческий коллектив также входили: скульптор А.О. Бембель и архитекторы В.П. Занкович, Ю.И. Казаков, О.А. Стахович, Г.В. Сысоев, В.А. Король, В.М. Волчек, а также главный конструктор мемориала М.Б. Гордин.

25 сентября 1971 года состоялось торжественное открытие мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

Одним из элементов мемориала является Главный вход – железобетонный блок, опирающийся на казематы земляного вала. В центре – пятиконечная звезда. Один из авторов, народный художник БССР Андрей Бембель, нашел образное решение Главного входа – создание символа сопротивления и неприступности, мужества и высокого морального духа защитников Брестской крепости. Музыкально-звуковое сопровождение,         а также голос диктора Юрия Левитана – сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз и песня «Священная война» усиливают впечатление и настраивают каждого посетителя на встречу с великим народным подвигом.

Андрей Онуфриевич Бембель принадлежал к славной плеяде художников-воспитателей, для которых педагогика стала делом жизни. Он – один из организаторов и первых преподавателей Минского художественного училища и Белорусского театрально-художественного института (сейчас Белорусская академия искусств), в котором он, будучи с 1962 года профессором, многие годы заведовал кафедрой скульптуры. Андрей Онуфриевич дал путевку в жизнь нескольким поколениям белорусских скульпторов. Среди его учеников – известные деятели белорусского искусства Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Валентин Занкович, Иван Миско и другие.

Умер Андрей Онуфриевич в 1986 году, а в 1995 году в Минске в доме-мастерской художника был создан Музей современной белорусской скульптуры имени А.О. Бембеля. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Источник: Газета Заря
Автор: Екатерина Кучинская