«В 90-х это было что-то святое». Частник о техосмотре, который игнорируют белорусы

12  Октября 2020 г.  в 08:01 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Терпению белорусов тоже когда-то приходит конец. Ситуация с техосмотром, которую обсуждают уже третий год, выглядит патовой. Чиновники не раз называли конкретные сроки (апрель 2019 года, потом — январь 2020-го), когда все изменится. Однако это «вот-вот» длится без конца и края, прерываясь очередным обещанием по ТВ или в сети, мол, «решение будет принято в ближайшее время».

В УП «Белтехосмотр» не отрицают, что перемены назрели уже давно, и со своей стороны приводят доводы за, чтобы убедить принципиальных водителей, которые ссылаются на тяжелый в финансовом плане «дорожный налог», в необходимости техосмотра. На частных станциях тоже переживают кризис, но готовы рассказать об изнанке своей работы куда более откровенно. Как говорится, без прикрас.

«После громких заявлений по телевизору приезжает 5-6 машин»

После сентябрьской статьи с нами связался один из учредителей сети станций техосмотра в Беларуси и высказал желание поведать о ситуации с точки зрения частного собственника. Чтобы поговорить о наболевшем, мы условились встретиться в Смолевичах, куда автомобильная трасса позволяет добраться буквально за полчаса. Вроде бы только сели в машину — и вот мы стоим на пороге диагностической станции № 233, где нас уже ожидает седовласый мужчина. Это Василий Наумович. Приветливым взмахом руки он зовет за собой, приглашая в кабинет с грозной табличкой «Директор».

— Сеть из 10 станций, которые находятся в Гомельской, Брестской и Минской областях, основали несколько учредителей, — вводит в курс дела наш собеседник. — Эта же, в Смолевичах, открылась в 2005 году и сразу работала в арендованном помещении неподалеку отсюда. А вот в данное здание, которое построили за счет кредитных средств, они переехали в 2017-м. Я же пребываю в должности директора уже третий год.

Bойтехович Василий Наумович, директор СУП «БелАвтоТест-Центр»

Василий Наумович сразу переходит к сути дела. О статистике УП «Белтехосмотр» (начиная с 2015-го ежегодный спад количества полученных разрешений составляет в среднем 10-12%), которая периодически афишируется в интернете, он отзывается скептически. Дескать, «если скажут, что проходимость упала на 70%, по головке их никто не погладит». Чтобы описать реальность происходящего в последние годы, на частной станции оперируют своими цифрами.

— В 2017-м проходили техосмотр 50-60 машин ежедневно. Сегодня же приезжает в среднем 10-12 автомобилей. Бывает и 6. Ярко выраженный спад наблюдается с 2018 года, когда начались разговоры об отвязке дорожного сбора. Каждый раз, когда кто-то в правительстве скажет: «Вот-вот отвяжем дорожный сбор — подождите еще чуть-чуть» (а по телевизору это обязательно покажут), — все, водители сразу затаиваются в предвкушении отвязки, ждут ее как чуда.


— Как только прозвучало очередное обещание — быть завтра 5-6 машинам. Только зачем понапрасну обнадеживать? Люди звонят регулярно с одним и тем же вопросом: «Ну что, отвязали налог? А почему нет? По радио же говорили да по БТ показывали, что так и так…» Как будто мы виноваты! Я как-то сам пытался дозвониться в приемную президента, но там же никто не отвечает, постоянно идут длинные гудки… Видимо, заняты делами поважнее.

От себя отметим, что мы не раз звонили в Минфин, чтобы узнать о судьбе долгожданного указа. Однако там произносят уже привычную формулировку: документ передан в Администрацию президента, осталось только согласовать его и подписать. На прощание рефреном звучат успокаивающие слова о том, что «скоро все разрешится». Сразу мы верили, что важную подпись поставят если не завтра, то послезавтра. Вот только в случае с техосмотром все затянулось на несколько лет.

Независимо от формы собственности станции диагностики техническая нормативная документация для всех едина, то есть частник работает по тем же техническим «лекалам», что и «госы».

— Самый главный аргумент — это проверка состояния автомобиля, его безопасность. Сейчас передвигаются на таких ржавых машинах, что становится жутко. Часто бываю в Минске. Иной раз видишь такого «корча», что его на дороги пускать нельзя, а машина движется по центральному проспекту!

— Замечаю, что ГАИ тоже самоустранилась. Хотя именно инспекторы должны контролировать исправность автомобилей. Сегодня тот же грузовик будет ехать с чадящим выхлопом — его же никто не остановит! А водители вторят как заведенные: «Я бы заскочил, но зачем платить государству такие большие деньги за дороги, которых нет?» Получается замкнутый круг: свели концами два несвязанных друг с другом понятия, а в итоге ни техосмотр не проходят, ни дорожный налог не платят.

Зарплата начальника станции — 500 рублей. Большие деньги?

Василий Наумович проводит мини-экскурсию по своей территории. Коллектив здесь небольшой — всего 5 человек: работают бухгалтер, два инженера-диагноста и представитель «Белтехосмотра», который выдает разрешения.

— У сотрудников даже 500 рублей чистыми не выходит за месяц, — шокирует цифрами директор. — Как за эти деньги можно жить? Выручки хватает на зарплаты, налоги, а еще же нужно гасить долги. За газ частник платит в тройном размере! Последний месяц было очень тяжело. Не скрою: людям нелегко. У меня-то еще пенсия есть, так что могу как-то протянуть. Знаю, что бывшие молодые сотрудники устроились водителями-дальнобойщиками и ездят в Прибалтику. Им же надо кормить свои семьи.

Наумович совмещает должность директора с обязанностями начальника станции. По его словам, раньше у них работал «золотой хлопец, который уволился: у него родился ребенок, да и нужно было достроить дом». Мужчина много и эмоционально говорит, намекая на не самое веселое будущее: скоро дойдет до того, что здесь просто некому будет трудиться!

— У нас открыта вакансия начальника станции. Размещали объявление в интернете — нет звонков. А кто захочет работать за 500 рублей в месяц? К тому же это еще большая ответственность. Сегодня она лежит на мне: решить технические вопросы, связанные с отоплением и канализацией, отвезти приборы на госпроверку, а если сломали забор — тоже я иду разбираться… Раньше я долгое время работал инженером автобазы, потом в течение 10 лет занимал должность начальника станции. Когда ушел на пенсию, меня уговорили вернуться, но уже в роли директора. Вот так третий год здесь.

«Пусть молодежь воюет и чего-то добивается»

Так получилось, что мы заглянули в Смолевичи 1 октября. После обеда на станции выстроилась цепочка из машин, среди которых отмечаем свежий Renault Logan и солидный Toyota Land Cruiser. Василий Наумович в ответ недоумевает: разве это аншлаг? Жиденькую очередь он объясняет тем, что в первый и последний день месяца трафик увеличивается по вполне прагматичным причинам.

— Дело в том, что таким образом водители продлевают действие техосмотра на месяц. В эти дни может приехать 15 машин, зато потом — 5-6…

Директор станции называет таких белорусов «сознательными элементами». Помимо жителей Смолевичей, к ним наведываются люди из деревень, агрогородка Волма, раньше приезжали из Колодищей. Присматриваемся к иномаркам, которые дожидаются очереди перед воротами. Вот хозяин Renault Logan 2016 года — местный житель.

— Тот, кто привык к порядку, и сейчас проходит, — утверждает мужчина. — Госпошлина обошлась в 324 рубля за два года. Конечно, налог «кусается». Но раз надо, значит надо. Неплохо, если его меньше сделают. Но я вот терпеть не могу тех, кто трясется над каждой копейкой. Сам всегда прохожу техосмотр, зато езжу спокойно, как нормальный мужик.

Владелец Hyundai Tucson проживает в поселке в 12 км от станции и приезжает сюда постоянно. На прошлой неделе привозил скутер, а сейчас прибыл на кроссовере. Спрашиваем про наболевший вопрос, связанный с отвязкой ТО от налога.

— Меня все устраивает, — отводя глаза в сторону, лаконично начинает разговор он.

— Погодь! Но почему не скажешь правду? Не стесняйся, говори по-честному, — неожиданно встревает в разговор Наумович.

— Заплатил госпошлину в размере 216 рублей. Если каждый месяц откладывать по 10-20 рублей, то за год как раз соберешь не напрягаясь, — гнет свою линию мужчина за рулем Hyundai. — Слышал что-то про новый указ. Якобы хотят сделать оплату помесячно. А как по мне, то проще один раз внести и забыть. Хотя и без налога дороги, думаю, какие были, такие бы и остались. Сам-то я далеко не езжу. Бывает, раз в год прокачусь в Гомель и обратно. Не спорю, в Смолевичах есть неважные дороги, но у нас в Алесино недавно положили хороший кусок нового асфальта.

— Ну что тут скажешь. Возможно, этот водитель боится говорить открыто, чтобы его потом не прижали. А быть может, ему просто не с чем сравнить. Когда-то я был в Германии, так там такие автобаны! Едешь и отдыхаешь. У нас же от дорог одно название — плакать хочется!

Еще один мужчина, который проживает в районе «Кургана Славы», привез на техосмотр сразу две машины: Toyota Land Cruiser и Volkswagen Multivan. За обе заплатил 1 050 рублей дорожного сбора. Свой визит на станцию объясняет просто: мол, он уже не в том возрасте, чтобы ездить и бояться штрафа.

— Пусть молодежь воюет и чего-то добивается, — коротко комментирует владелец внедорожника и торопливо закрывает окно.

— Это все сознательные элементы. Неисправные машины до нас просто не доезжают, — говорит Василий Наумович. — А зачем? Их никто не загонит — контроля ведь нет. Все это приведет к тому, что случится всплеск аварийности на дорогах. Сейчас после ДТП экспертизу не проводят (только в случае пострадавших и погибших), учет потерялся, хотя, уверен, такие случаи далеко не единичны.

Таких, кто просто проверяет состояние авто (без оплаты госпошлины), крайне мало — всего несколько человек за полгода. Со своей стороны частная станция практикует клиентоориентированность и делает скидки.

— Чтобы привлечь людей, ранее мы раздали 5 тысяч карточек со скидкой 10%. Иными словами, за диагностику надо заплатить 26 или 27 (если «дизель») рублей, а так — 29 или 30 рублей соответственно. Думаю, такую сумму найдет сегодня каждый. Чтобы станция могла сейчас хоть что-то зарабатывать, в день на осмотр должно приезжать 30-40 машин. Конечно, хотелось бы, чтобы техосмотр проходило больше водителей. Но все упирается в деньги — сами знаете, какие сейчас у людей зарплаты.

Не заплатил налог — значит не сняли машину с учета

Напомним, ранее в УП «Белтехосмотр» предлагали такую альтернативу по части механизма взимания пошлины: оставить периодичность прохождения техосмотра (на 6, 12 или 24 мес.), а разрешения выдавать на тот срок, за который она внесена. Водитель может продлить промежуток, приехав с квитанцией либо внеся платеж удаленно. Что думает частник?

— Во-первых, следует разделить налог и техосмотр: они никак не должны быть связаны друг с другом. Включать его в топливо тоже не вариант. Сколько ездит мопедов, владельцы которых не платят за дороги, плюс много разной техники, работающей на бензине. В европейских странах водители наклеивали виньетку на стекло и проезжали столько, сколько надо. Это проще всего! Мы живем в 21 веке! В стране много камер, а они все никак не могут настроить систему фотофиксации контроля!

— Почему? Просто никто не хочет этим заниматься, — отвечает на свой же вопрос директор. — В 2014 году Минтранс взял этот налог на себя. Наверное, они думали, что получат какую-то выгоду. На мой взгляд, курировать дорожный сбор обязана налоговая инспекция, а никак не «Белтехосмотр». Во-вторых, ГАИ должна усерднее контролировать своевременное прохождение ТО, как это было раньше. Это их прямая обязанность.

Про контролирующую функцию Госавтоинспекции говорит и один из учредителей сети частных станций Олег Николаевич.

— Все повесили на Минтранс, а ГАИ открестилась, мол, это не наше дело. Раз в полгода они проводят показательные рейды по проверке техосмотра, отчитываются о результатах, а после никакого внимания на это не обращают. Включение в топливо? Да ерунда это! Если так сделают — тракторы в колхозе колом встанут! Конечно, отвязку налога надо рассматривать, но если бы с 2015 года был надлежащий контроль ГАИ, то этот вопрос не поднимался бы сегодня.

— Возможно, через полгода начнут присылать «письма счастья» — и тогда люди станут платить. Но эффективнее, с моей точки зрения, другое: если человек не сможет снять и поставить машину на учет ГАИ и, следовательно, продать ее, пока не погасит дорожный сбор, тогда он обязательно задумается. Представьте, какая сумма набежит за несколько лет. Проблема в том, что нет жесткого контроля со стороны государства. Не работают ГАИ, налоговая инспекция, другие службы, отвечающие за уплату налога. На сегодня получается так: ты проходишь техосмотр, но штамп тебе не поставят без квитанции о госпошлине. Как это выглядит? Не иначе как вымогательство со стороны государства! И самое главное — бездействие госаппарата, который не выполняет прямых указаний президента. 

Пустые обещания — это стресс для людей

Спустя полчаса жарких дебатов наши собеседники склоняются к следующей мысли: хуже всего то, что чиновники не первый раз дают людям обещания, а никаких реальных действий не предпринимают. Все это напрямую связано с посещаемостью станций.

— Начиная с 2018 года разного ранга чиновники постоянно объявляют, что техосмотр от налога скоро отвяжут. Осталось только подписать президенту — и все! Проходит полгода — наша песня хороша, начинай сначала! Вот эта неопределенность — огромный стресс для людей. В итоге большинство решает подождать, а частные станции вынужденно закрываются: прибыли ведь нет! Нужно начислить зарплаты, заплатить налоги, погасить аренду. И так — от месяца к месяцу. Крутись как хочешь. О каком доходе может идти речь?

— В 90-х техосмотр был как нечто святое. Люди хвастались, даже гордились тем, что у них машина исправна. Сегодня же ездят на ржавых авто, которые чуть ли не «на коленях». Никто не обращает на это внимания. Культуру техосмотра развалили этим налогом. Почему до сих пор не принят указ? Уже который год государство не может решить один простой, но важный вопрос. Со стороны специалиста, который работает в данной сфере, это выглядит просто абсурдно.**

Источник: Автобизнес
Автор: Алина Вислоус