Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

"Наш фильм - не Хатико": как под Брестом снимают кино о собачьей верности

1  Декабря 2019 г.  в 14:49 : Музыка, кино, музеи, выставки

На площадку «Пальмы» ZaryaBY приезжает к обеду, когда здесь снимается один из кульминационных эпизодов – разговор начистоту между двумя главными героями о дальнейшей судьбе собаки, по кличке которой и названа картина. Пальма два года ждала своего хозяина в аэропорту: история основана на реальных событиях.

Финальную сцену у дверей брестского аэропорта известные российские актеры Виктор Добронравов и Ян Цапник стойко играют в летней одежде – и это при нуле градусов и пробирающем до костей ветре! После дубля они забегают внутрь погреться и заодно посмотреть на плейбеке отснятый материал.

К монитору спешит и режиссер – Александр Домогаров-младший. По его лицу видно, что работой актеров доволен, но все равно просит еще один дубль. Звучит команда «мотор» – и наша массовка, одетая по моде 70-х, начинает движение по терминалу. Тех, кто за кадром, заранее просят отключить телефоны. Разговаривать можно лишь шепотом: пишется чистый звук.

Для многих брестчан, которые уже не первый раз принимают участие в съемках, состаренный интерьер аэропорта вызывает дежавю: девять лет назад на картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» здесь также воссоздавали атмосферу 70-х. На сей раз нашему аэропорту, украшенному ретро-указателями и старыми телефонным будками, предстоит сыграть роль московского «Внуково».

– В картине почти 90% действия происходит именно в аэропорту: в терминале и на взлетно-посадочной полосе, – рассказал Zarya.byисполнительный продюсер фильма Арсен Тонапетян. – Возникает логичный вопрос – почему мы не снимаем в самом «Внуково», а приехали ради этого в Брест? Во «Внуково» действительно есть отдельное старое помещение, но оно настолько засорено современной рекламой и настолько визуально неинтересное, что мы искали более привлекательную картинку. В вашем аэропорту нас привлекла именно архитектура, геометрия той эпохи, при помощи чего можно эффектно раскрыть приключенческий момент, а у нас в картине он есть – ребенок спасает собаку.

Специально для съемок брестский аэропорт не закрывался: здесь по-прежнему совершаются рейсы. Но это нисколько не помешало киношникам кардинально изменить внутренний вид терминала – выстроить декорации (кассы, справочное бюро) и даже перекрасить стены из желтоватого в голубой цвет.

Художник-постановщик фильма – Давид Дадунашвили. Он работал на таких проектах, как «Землетрясение» и «Золотая орда» и многих других. За камерой – оператор Сергей Дыщук, которого на площадке называют «русским Дикинсом»: он снимал знаменитый сериал «Кухня». В общем, команда собралась опытная, за исключением разве что самого режиссера. В фильмографии Александра Домогарова-младшего хоть и числится один полнометражный проект, все равно он называет «Пальму» своей дебютной картиной.

Несмотря на очень плотный график (чтобы успеть поймать свет, смену начали в пять утра!), сын знаменитого российского актера уделил Zarya.by время в небольшом перерыве. 

– Александр, многие зрители знают вас по роли «лыжника» в «Елках». В режиссерском кресле не скучаете по актерскому хлебу?

– Нисколько! Я получаю колоссальное удовольствие от работы моих замечательных актеров. 

– Говорят, что режиссеры, подобно полицейским, делятся на два лагеря. Вы причисляете себя к хорошим или плохим?

– На площадке я стараюсь со всеми поддерживать теплые отношения. Потому что это моя семья, которая, надеюсь, перейдет потом и на следующий проект. Бывает, конечно, срываюсь. Есть во мне какая-то истерия от старой актерской школы, но с я с ней борюсь.

– Расскажите, как формировался актерский ансамбль. Какими вы изначально видели главных героев?

– Мне хотелось видеть в кадре людей той эпохи, из моего детства – приятных, которых хочется потрогать, обнять. Почти со всеми актерами я попал в точку. Они именно такие, в них я уверен. Немного сложнее было найти подходящего ребенка. Кастинг был муторный, долгий. Сначала мы утвердили в проект Виктора Добронравова, который играет отца. Он приходил на пробы и помогал выбирать. Вместе с ним мы эмоционально раскачивали каждого ребенка, выжимали слезы, в общем, конкретно мучали.

– Известная истина, что детей и животных в кадре переиграть нельзя. Вы согласны с этим?

– Собак – точно. А вот с детьми надо работать. Детям нравится играть гораздо больше, чем профессиональным артистам, потому что на площадке они учатся. Наш Леня Басов (исполнитель роли девятилетнего мальчика Коли – Е.Д.) прокачивает свои навыки каждый день. И это так здорово, что ты можешь быть для него не просто режиссером, но и педагогом.

– А как вам работается на площадке с исполнительницей главной роли – овчаркой Лилией?

– Она настоящая звезда, которую мы выбрали из множества претендентов именно из-за ее взгляда – трогательного и проникновенного. Она профессионал: ни разу не закапризничала, хотя на съемках бывало всякое. Мы поливали ее дождем всю ночь в ураган в Москве, но она держалась до конца.

– Как вы относитесь к тому, что ваш фильм называют российским «Хатико»?

– Плохо, конечно. Надеюсь, мы докажем, что наш фильм – это не «Хатико». Если сравнивать «Пальму», то только с «Белым Бимом». Я большой поклонник этой картины и повести. «Белый Бим» – сложная, дико эмоциональная, еще до «Хатико» снятая, наша история.

– А вы смотрели фильм «На привязи у взлетной полосы», в основу которого легли те же реальные события, что и в вашей картине?

– Нет, только кусочки. Не хотелось повторяться. Но названием этого фильма мы называем у себя в картине статью в «Комсомолке», с которой всё и началось. А вообще перед создателями этого кино нужно снять шляпу. Это было время перестройки, когда ни на что не было денег. Как они умудрились снять этот фильм, совершенно непонятно.

– А вы встречались с реальными очевидцами тех событий?

– С журналистом «Комсомолки» Юрием Ростом, который написал ту самую статью про Пальму, не удалось пока встретиться. Мы лишь созванивались, но я не теряю надежду, что получится поговорить лично.У меня есть и свой интерес: Рост был большим другом Георгия Данелия, чьим большим поклонником являюсь я.

– Ходят слухи, что вы снимаете и японскую версию «Пальмы»?

– Мы снимаем несколько сцен для японской версии, чтобы вставить их в фильм. Картина действительно выйдет в прокат в Японии, жители которой просто с ума сходят от собак. У них даже целый город посвящен Акита-ину, есть музей. У японцев можно лишь поучиться такой любви к животным.

– Так ваша картина будет о взаимоотношениях собаки и человека?

– Не только об этом. Это будет картина о любви и семье – на тему, которая важна для многих. Мои актеры говорят, что сейчас таких фильмов снимается мало. Надеюсь, это будет добрая, позитивная и в то же время очень эмоциональная картина без каких-либо сложных спецэффектов. Мы стараемся снимать ламповое кино, на котором я вырос.

Под конец нашего разговора на площадке появляется главная героиня, вокруг которой сразу начинается суматоха. Все так и норовят погладить овчарку Лилию, но ее хозяйка – ведущий дрессировщик и руководитель агентства «Animal Art» Александра Степанова – не разрешает:

– Съемочный день длинный, и Лиля очень устает от всех этих взаимодействий, из-за чего не так внимательно реагирует на команды.

Начиная с августа, когда стартовал проект, Лиля уже исполнила массу различных трюков: бежала за самолетом и даже пыталась его остановить. А на днях в Бресте ее ожидает еще одна большая экшн-сцена: собака будет гоняться по всему аэропорту, начиная от багажного отделения и заканчивая вторым этажом.

– Лиля очень дисциплинированная собака, – рассказывает Zarya.by Александра. – Мы воспитываем наших щенков, котят и даже птенцов, как говорится, с младых когтей. В течение полутора лет животные обучаются у нас по специальной актерской программе и осваивают азы профессии.

Агентство «Animal Art» готовит к съемкам зверюшек уже на протяжении 20 лет, на его счету – более тысячи кинопроектов. Самые известные роли его подопечных – это Желтый в «Мажоре», Пират и Йоко в «Елках Лохматых» и Пузырь в «Пяти минутах тишины».

– Для Лильки это первая серьезная роль, – говорит кинолог. – До этого она играла лишь эпизоды: кого-то конвоировала или охраняла. В этот проект она попала благодаря тому, что и в жизни играет роль самой несчастной собаки в мире. Она стопроцентная трагическая актриса, очень меланхоличная, но ровно до тех пор, пока не покажешь ей мячик или какое-нибудь лакомство.

Лиля заметно оживляется и когда речь заходит о ее кинохозяине. Войдя в образ тоскующей собаки, она начинает поскуливать. Но вот на площадке показывается и сам Ян Цапник, который играет роль хозяина Пальмы. Хотя нет – обознались. Перед нами брестчанин Василий Васильняк, который принимал участие в качестве режиссера второго плана уже на проектах двадцати, снимавшихся в Бресте, и которому на этот раз предстоит сыграть роль человека, очень похожего на героя Цапника.

О том, что Василий – его близкая копия, говорит и сам актер, отпущенный после долгих и холодных дублей на перекур. В перерыве Ян Юрьевич охотно фотографируется с массовкой и раздает автографы.

– В Бресте я был лишь один раз в 1989 году, – вспоминает Цапник с ностальгией. – Хороший, милый город, как с картинки. Беларусь для меня, в целом, как маленький рай. Здесь замечательные люди, а про драники я вообще молчу! Тут совсем другая обстановка, так напоминающая мне большую страну, в которой мы раньше все жили, пока не разделились. Уезжаю отсюда всегда с послевкусием сладкого сгущенного молока – того, что было в детстве.

К слову, российские киношники пробудут в Бресте до 6 декабря. А потом вернутся в Москву, где будут доснимать спецэффекты в хромакейном павильоне, а также единичные сцены, действие в которых происходит не в аэропорту. Выход картины на экраны запланирован летом 2020 года. 

Источник: Газета Заря