В Бресте открылась выставка современной детской книжной иллюстрации из Беларуси, Германии и Польши

21  Июля 2010 г.  в 12:29 : Музыка, кино, музеи, выставки

Медведь, наряженный в гороховые панталоны-комбинезон, девочка, скачущая верхом на корове, летающий мальчик, компания коз-подружек, путешествующая на самолете, свистящий заяц - что это, плод неуемной фантазии или причудливое сновидение? Нет-нет, это иллюстрации с выставки! Посмотреть экспозицию современной детской книжной иллюстрации из Беларуси, Германии и Польши под названием «Жили-были...» может каждый желающий в Художественном музее Брестской крепости. Сказочное настроение продлится тут на протяжении месяца.

Организаторы выставки - Институт имени Гете в Минске, Белорусская государственная академия искусств и Польский институт в Минске - уже показали необычную экспозицию в столице, Могилеве, Гомеле и Барановичах. После Бреста свыше ста работ, представляющих собой своеобразный синтез литературы, изобразительного искусства, дизайна, отправятся в музеи Гродно, Витебска и Бобруйска.

В город над Бугом приехали работы более чем тридцати художников, работающих абсолютно в разных жанрах и техниках. Причем на выставке представлены иллюстрации к книгам как начинающих художников, так и уже маститых, и пожилых авторов. Вероятно, такая разносторонность взглядов и непохожесть творческих почерков и обуславливает интерес к экспозиции равно как со стороны взрослых, так и со стороны маленьких зрителей.

Мамам и папам, наверняка, придутся по душе рисунки к хорошо знакомым еще по их детству сказкам «Хрустальный колодец», «Стойкий оловянный солдатик», «Златовласка», «Золотой горшок» и многим-многим другим. Родители, не исключено, предадутся немного ностальгии, а их дети в это время, конечно, будут внимательно изучать самую завораживающую и таинственную серию на выставке – рисунки из «Энциклопедии народного фольклора» нашего, белорусского, автора Валерия Слаука. Тут и до смешного нелепый водяной, и доселе невиданные существа – «гарцуки», гарцующие на дикой лошади, и Зюзя с замораживающей всё и вся булавой, и жалкий болотный Аржавень.

Привлекают внимание на выставке также работы польских и немецких художников – до минимализма простые, даже схематичные в виде «виндовской» странички, по которой, как жучки-паучки, разбрелись книжные персонажи. Но все же самое яркое впечатление от сказочной экспозиции оставляют иллюстрации знаменитого Павла Татарникова – кстати, нашего с вами земляка.

Павел родился в Бресте, окончил Республиканский лицей искусств и Белорусскую академию искусств. Его дипломной работой стали иллюстрации к роману «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» Владимира Короткевича, ну а дальше он повстречал детского писателя Владимира Яговдика, и родился их первый творческий проект - адаптированный для детей вариант «Аповесці мінулых гадоў». Так Павел Татарников нашел свое призвание. К настоящему времени им проиллюстрированы уже десятки книг, причем сегодня Татарникова просят художественно интерпретировать свои сказки, мифы и предания не только белорусские, но и английские, итальянские и даже тайваньские издательства. Его работы находятся в собраниях «Музея сказки» в Германии, испанском «Casa de Cultura», японской «Kanagava Prefectural Gallery», а также в частных собраниях в России, Литве, Польше, Германии, Голландии, Израиле, США.

На нынешней выставке можно увидеть две серии иллюстраций Татарникова из книг, которые вышли шесть лет назад. Это «Снежная королева» Андерсена и «Золото Рейна» Вагнера. Художник сам лично представил свои работы на открытии выставки, а заодно согласился дать интервью нашей газете.

- Я с большим удовольствием каждый раз приезжаю в Брест, потому что это моя родина, - признался Павел.

- Вас называют одним из самых урожайных художников-иллюстраторов. Догадываетесь почему?

- Наверное, по количеству работ?

- Не совсем. Еще тут замешаны «яблоки».

- Ах, «Золотые яблоки» (Павел Татарников - единственный белорусский художник, удостоенный высшей европейской награды для книжных иллюстраторов «Золотое яблоко». – Е.Д.). Ну да у меня их уже два. Но секрет успеха довольно прост – я довольно много участвую в различных выставках, чтобы примелькаться... Выставки – они же, как лотереи: в одном месте понравилась твоя работа, в другом - так себе.

- Работа у Вас, Павел, очень ответственная. Ведь главные ценители Вашего творчества – дети. Их нельзя обмануть. Какими принципами руководствуетесь, создавая очередную картинку?

- Я, наверное, безответственный. Потому что никогда не задумывался об этом... Наверное, самый главный критерий – сделать так, чтобы мне самому нравилось. Обычно я рисую и получаю не то чтобы наслаждение, а профессиональное удовлетворение. Еще время от времени я задаю себе вопрос, а понравилось бы это мне, когда я был маленьким. И это, наверное, самое главное, потому что в детстве я книжки любил. Более того, их разрисовывал, добавляя какие-то, на мой взгляд, недостающие детали.

- А родители не ругали?

- Нет, они у меня понимающие. Только самые ценные экземпляры прятали.

- А на каких книгах Вы воспитывались?

- Слава Богу, в моей семье их было сотни. Трудно что-то выбрать одно.

- Говорят, однажды Вы делали книгу, посвященную какой-то альпийской деревне. Как же вышли на Вас горцы?

- На международной выставке. Позвонили, и я согласился. А книга была посвящена, кстати, 1700-летию этой деревни.

- Как думаете, почему Вас так часто приглашают на работу за границу?

- Отчасти, наверное, потому, что у нас детских книг выходит раз-два и обчелся. Было время, в нашем госиздательстве я не имел заказов десять лет!

- А какое предложение по работе считаете самым интересным?

- Нынешнее. Сейчас с Владимиром Яговдиком мы работаем над книгой «Сто белорусских легенд».

- Звучит очень заманчиво. А брестские легенды там есть?

- Да, есть несколько, связанных с Брестчиной...

- А какой необходим источник вдохновения для того, чтобы в голову пришло ТАКОЕ: нечто фантастическое, неподдающееся никакой логике?

- Чтобы пришло ТАКОЕ, да еще с тремя восклицательными знаками, надо постараться. Некоторые полагают, что вдохновения нужно ждать. А я думаю, у художника всегда найдется работа, которой можно заняться: бумагу порезать, пол подмести, планшеты натянуть. Так вот и придет вдохновение.

- Многие сегодня ругают современных художников: дескать, иллюстрация к детской книге становится все более жуткой и даже устрашающей.

- Ну, извините: волк все-таки съел бабушку. Но ничего страшного – после ее освободили охотники. Понимаете, сейчас в авангарде телевидение, Интернет-пространство и компьютерные игры. А это все напрямую связано с эстетикой фильмов, а также книг, потому искусство становится все более нацеленным на различные спецэффекты, в том числе и страшные...

- Не секрет, что в последнее время авторитет книги среди детей не очень-то высок...

- Знаете, если свет окончательно перевернется, и дети совсем перестанут читать, то последними, кто будет читать книги, это будут именно художники-иллюстраторы. Это те люди, для которых книга превыше всего...
Елена ДАНИЛОВА