Ректор Брестского техуниверситета: «Наши выпускники конкурентоспособны»

1  Сентября 2018 г.  в 12:39 : Здоровая нация, спорт

Александру Драгану знаком каждый уголок родного технического университета: здесь он учился, затем преподавал, на протяжении девяти лет был деканом машиностроительного факультета, а в мае назначен ректором.

Ректор Брестского техуниверситета: «Наши выпускники конкурентоспособны»

В преддверии 1 сентября он рассказал о задачах, которые стоят перед университетом, о том, какой была вступительная кампания – 2018, и дал оценку белорусскому образованию. 

- Александр Вячеславович, через несколько дней вы открываете новый учебный сезон в качестве ректора. Какие задачи ставите перед собой? 

- Задачи, которые стоят перед университетом, традиционные, и самая главная, на мой взгляд, – дать студентам почувствовать, что технический университет именно то место, которое позволит им достичь в жизни профессиональных высот. Нельзя допустить, чтобы молодые люди разочаровались в выбранной специальности. Для этого, естественно, вузу нужно мобилизоваться: не забывать то хорошее, что досталось нам от предков, не лениться и смело реализовывать новаторские планы и проекты. Мы должны идти вперёд, основываясь на концептуальных наработках наших предшественников. Как показывает практика, если начинания верные, они дают нужные результаты. 

- Какие нововведения ожидают студентов?
 

- Ожидается сокращение сроков обучения с пяти до четырёх лет, которое затронет большинство специальностей. В последнее время намечается тенденция перехода на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратура. Наш университет не останется в стороне. Здесь нет никакой революции, глобальных изменений в образовательном процессе, произойдёт лишь некоторая корректировка блоков дисциплин, но я уверен, что на качестве образования это не скажется. В этом году у нас в университете появились три новые специальности: «электронный маркетинг» и «экономика электронного бизнеса» связаны с IT-технологиями и экономикой, перспективно и такое новое направление как «архитектурный дизайн». 

- Как вы относитесь к Болонской системе? Расскажите о взаимоотношениях с зарубежными коллегами. 

- К Болонской системе отношусь положительно, польза Беларуси от участия в ней есть. Мы находимся в центре Европы, поэтому не можем абстрагироваться от общеевропейских принципов в образования. Что касается общения с иностранными представителями науки и студенчества, то они у нас всегда были и обязательно продолжатся. Нам интересно как развивается система высшего образования и производство за пределами Беларуси. Мой еще небольшой опыт ректорства показал, что у нас налажены плодотворные контакты. 

За три последних месяца состоялось несколько серьёзных встреч с западными коллегами из Китая и Голландии, с которыми мы нашли немало точек соприкосновения в плане развития студенчества и науки. Такие отношения важны, они должны быть, неправильно вариться в собственном соку. На протяжении многих лет наши студенты практически со всех факультетов участвуют в программах с партнерами из Германии, Польши, Южной Кореи, России, Испании, Турции. Возможность показать себя в международном мероприятии есть у студентов любой специальности. Главное – мотивация. Если человек действительно чего-то хочет, он обязательно будет прикладывать определённые усилия и достигнет результата. 

- Давайте поговорим о вступительной кампании-2018. Какие технические профессии нынче в моде у молодых людей? 

- В этом году мы отметили резкий, довольно-таки существенный рост проходных баллов по инженерным специальностям на бюджетную форму обучения. Очевидно, что молодёжь и родители видят перспективы в качественном инженерном образовании, ведь оно дает существенный задел для успешного будущего как в нашей стране, так и за рубежом. Традиционно хорошо проявил себя экономический факультет, количество проходных баллов на который составило больше трёхсот. Мы также наблюдаем устойчивый спрос на IT-специальности, очень популярны среди абитуриентов в этом году машиностроительные профессии. 

- Бытует мнение о признаваемых и непризнаваемых дипломах. Образование БрГТУ котируется за рубежом? 

- Это стереотипы. Даже если белорусский диплом не признаётся на государственном уровне в какой-нибудь стране, то это совсем не значит, что его обладатель не сможет реализовать себя. Есть огромное количество примеров, когда за границей люди с белорусским образованием добивались значительных успехов.

Главное - обладать необходимыми знаниями, умениями и квалификацией, которые не только за рубежом, но и у нас в стране ценятся высоко. В этом и кроется следующая цель, которую ставит перед собой университет. Жизнь стремительно бежит вперёд и сегодня недостаточно обладать лишь дипломом, нужно иметь и массу других качеств. Главное, чтобы человек понимал, что ему нужны качественные знания и квалификации, которые ему обязательно понадобятся. Сейчас у работодателей существует очень серьёзный отбор специалистов, которые проходят не только собеседование, но и стажировки и другие испытания, и современный специалист должен быть к ним готов. 

- Что необходимо для подготовки квалифицированных специалистов XXI века?

- Будучи деканом машиностроительного факультета, приступил к реализации практико-ориентированного направления: адаптация выпускника к работе на производстве должна происходить еще в университете. Существуют апробированные методы, когда студенты старших курсов могут показать себя в качестве работников предприятий, получая возможность применить знания на практике. Такие взаимодействия важны и интересны как для работодателей, которые ищут квалифицированных и мотивированных специалистов, так и для студентов, которые получают определённые перспективы поиска хорошего места работы.

Оказаться в реалиях реального современного производства – настоящий подарок, особенно технарям, которым сложнее из-за того, что университет не может позволить себе приобрести абсолютно всё: покупка, например, уникального современного станка – это огромные суммы. А почему бы не воспользоваться оснащением на территории нашего дружественного предприятия? Мы провели переговоры с целым рядом предприятий, крупными игроками экономического поля Бреста, и они с интересом восприняли эту идею. 

- Прочитала, что в Гродненском университете внедрена рейтинговая система оплаты труда. Как вы относитесь к такого рода стимулированию? Каким образом подстёгиваете своих коллег к плодотворной педагогической деятельности? 

- Рейтинговая система оценки работы деятельности кафедры была у нас много лет, существует она и по сей день, будет развиваться и дальше. По итогам года по определённой методике рассчитывается, как сработало то или иной структурное подразделение университета. В копилке достижений суммируются научные труды, подготовка студентов для международных конкурсов, серьёзные научные разработки республиканского или мирового уровня и другие значимые результаты. На одном из советов университета, который проводится в начале или конце года, называются лучшие кафедры, происходит награждение победителей. Принцип этот хороший, правильный, он должен работать и будет развиваться. 

- Многие белорусы становятся студентами польских, английских, американских вузов. Почему наши университеты стали меньше притягивать абитуриентов? Как оцениваете белорусское образование в мировом сообществе?

- Я бы не сказал, что такой тенденции не было раньше, но она меньше афишировалась и культивировалась среди молодёжи. Теперь про иностранные вузы слышно на каждом углу. Это нормально, когда кто-то ставит себе цели учиться в престижных вузах других стран. На территории соседней Польши есть мощные университеты, в которых учиться престижно. Однако некоторые польские партнёры иногда злоупотребляют ситуацией: много конъектурных вузов, деятельность которых основана главным образом на хорошем маркетинге. 

С точки зрения качества образования, нужно судить по результатам: что представляют собой выпускники наших и иностранных вузов. Наши выпускники абсолютно конкурентоспособны. Я знаком с значительным количеством людей, получивших белорусское образование и достигших значительных высот, например, в Германии, знаю прекрасно чувствующих себя в Америке и Польше. Студенты БрГТУ, участвующие в академических обменах в университетах других стран, ощущают себя по уровню подготовки на хорошем уровне.

- В БрГТУ немало стипендиатов, которыми гордится вся страна. Планируете ли внедрить ещё какие-нибудь поощрения для талантливой молодёжи?

- Мы рассматриваем другие виды стипендий, например, от предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами, в будущих специалистах. Решается вопрос о том, что предприятия будут проводить определённые мероприятия и победителям будут предложены поощрения. Талантливая молодёжь – победители республиканских и международных конкурсов, инновационных проектов, например, «100 идей для Беларуси», «IT-планета», «WorldSkills Belarus” - всегда отмечаются специальными стипендиями и благодарностями президента. Студент нашего машиностроительного факультета Антон Любохинец был вынужден перейти на заочную форму обучения, потому что у него активно забурлила творческая и инновационная жизнь. Будучи победителем различных стартапов, он достиг серьёзных результатов в области автоматизации и IT-технологий не только в Беларуси, но и за рубежом. А всё начиналось здесь, в университете и даже в школе. Однажды он предложил идею, которая была оценена и начал её развивать в коммерческом направлении. И таких студентов, к счастью, немало.

- БрГТУ – кузница научных инноваций. Как вы вообще оцениваете роль вузовских учёных в формировании государственной научно-технической политики? 

- Безусловно, университет должен быть связан с наукой. Если её нет, вуз теряет своё имя, статус, поэтому наука высокого уровня обязана быть. Качественный преподаватель не может быть оторван от научного процесса, он должен принимать в нём активное участие. И нам есть, чем и кем гордиться. Всем известны инновационные строительные объекты, которые требовали интеллектуального научного вложения специалистов БрГТУ, например, «Славянский базар» в Витебске, музей Великой отечественной войны и здание Национального олимпийского комитета в Минске и многие другие уникальные объекты, украшающие нашу страну. 

Горжусь, что инициатором, вдохновителем и реализатором проектов был мой отец Вячеслав Драган, который создал эту школу: в стенах университета работают его способные ученики, готовые продолжать и развивать новаторские идеи. Не многие вузы могут этим похвалиться. К слову, на каждом факультете есть люди, которых можно назвать учёными с большой буквы, которые могли развить существующие школы, дающие существенные научные и практические результаты. 

- Так как мы встретили с вами в преддверии нового учебного года, будет уместно закончить наше интервью вашим пожеланием в адрес коллег и студентов. 

- Всем желаю терпения в достижении своих целей и задач. Студентам желаю приложить максимум усилий, чтобы реализовать все планы, коллегам найти мотивированных молодых людей, которые будут прославлять наш университет, и тем самым получить удовлетворение от своей работы. Ведь для преподавателя важно по прошествии многих лет видеть результаты своей деятельности в студенте. 

Источник: Брестский Вестник
Автор: Елена СИНЯВСКАЯ
фото автора