Олег БАСИЛАШВИЛИ: «Я счастлив, что сыграл Воланда»

28  Июня 2010 г.  в 11:50 : Музыка, кино, музеи, выставки

Юрий Самохвалов из «Служебного романа», следователь Костенко из «Противостояния», пианист Платон Рябинин из «Вокзала для двоих» - со всеми этими образами в одном лице брестчане встретились в зале общественно-культурного центра. В минувший четверг здесь прошел творческий вечер народного артиста СССР Олега Басилашвили. Именитый актер и бывший народный депутат читал стихи русских классиков, рассказывал о своих киноролях, эстрадных гастролях и даже о том, как с его участием Ленинград переименовывали в Санкт-Петербург.

Райкин «управляет» поездами

- В свое время мы много гастролировали вместе с Аркадием Райкиным, и вот однажды мы приехали в Махачкалу. Райкин играл полтора часа, а нам - на пятерых артистов - оставался всего только час. И мы его спрашивали – почему так? «А это, - говорит Райкин, - чтобы не сказали, что Аркадий Исаакович халтурит».

Сразу после концерта он поехал в управление железнодорожного транспорта Дагестана. Я его спросил: а что вы там делали? И Райкин ответил: «Я заметил, что товарные поезда из Москвы в Махачкалу идут груженые, а назад возвращаются пустые. И настаивал на том, чтобы и в Москву они что-то везли. Не дело это – пустые поезда гонять!». Я поразился: «Аркадий Исаакович, а почему вы этим должны заниматься?». Он так удивленно на меня посмотрел: «Ну а если не я, то кто же?».

Петербург Ленинградской области

- Я горжусь тем, что Петербург вернул свое старое название благодаря в том числе и мне. В 1991 году, когда решался этот вопрос, я был депутатом Верховного Совета РСФСР. И мне было поручено сказать на съезде, что петербуржцы проголосовали за то, чтобы вернуть городу исконное имя. Конечно, депутаты от КПСС были против, и их в зале было большинство. Но демократов оказалось достаточно, чтобы – в случае, если мы покинем зал, – у съезда не было бы необходимого кворума. И я заявил: если вы не поддержите решение горожан, мы уезжаем, и съезд прекращает работу.

В перерыве Руслан Хасбулатов (в то время И.О. председателя Верховного Совета РСФСР. – С.М.) созвал всех и сказал: нужно голосовать, как решил народ. И большинство проголосовало «за». Но коммунисты поставили условие – город пусть называется Петербургом, но область должна оставаться Ленинградской. Так вот и живем по сей день в Петербурге, но в Ленинградской области.

Торпеда по имени Людмила

- Режиссеру Эльдару Рязанову я благодарен не только за отличные фильмы, в которые он приглашал меня сниматься, но еще за знакомство с замечательной актрисой Людмилой Гурченко. «Торпеда, запущенная в никуда», - как-то очень точно сказал о Люсе Никита Михалков.

Мы с Гурченко – абсолютно разные люди, поэтому как актеры мы сходились невероятно трудно. На съемках фильма «Вокзал для двоих» у нас поначалу ничего не складывалось. Я изображал любовь, она, когда я ее целовал, злилась: «Не жми на зубы, у меня там все искусственное!».

Наконец, съемки дошли до интимной сцены в пустом вагоне. Я читаю свой текст и понимаю – не то. Я никогда не говорил бы этих слов в таких обстоятельствах. Часа четыре я пытался что-то изобразить, но получалось жутко фальшиво. Рязанов даже подтрунил: «Вот ты не можешь тут нормально сыграть, а Валя Гафт сыграл бы без проблем». Я обиделся – ну так и снимайте Валю Гафта! - и ушел.

Несколько дней я на съемочной площадке не появлялся. Даже думал, что меня с роли убрали. Но Рязанов вскоре позвонил и сказал: приходи, есть новый текст. А написала его Гурченко. И там оказались как раз те слова, которые, на мой взгляд, подходили лучше всего. Именно так я бы и говорил! Как она это почувствовала, ума не приложу! Сцена получилась и, на мой взгляд, стала одной из лучших сцен в фильме. Это нас с Люсей очень сблизило.

Застолье с паханом

- Одним из мест, где снимался «Вокзал для двоих», была исправительная колония. Заключенные в зоне меня встретили неласково и делали все, чтобы свое презрение выразить. Ну как же – артист, который, по их мнению, живет «в шоколаде», изображает из себя зэка...

Но общий язык нам удалось найти. Один из зэков, некий Анофриков, который ходил там в авторитете, пригласил меня с ним выпить. Я согласился. Пошли в камеру, он из тайника, оборудованного у параши, выудил бутылку водки, закуска появилась, все чин чином. Застолье кончилось тем, что он попросил в каком-нибудь эпизоде фильма упомянуть его фамилию. Я пообещал. Больше в зоне меня не тревожили, а обещание свое я выполнил. В эпизоде, где меня, спящего, Гурченко тормошит, я бормочу что-то вроде: «Анофриков, ну кончай меня трясти!».

Противостояние... цензуры

- Фильм «Противостояние», который задумывался как фильм-размышление о Великой Отечественной войне, подвергся очень жесткой цензуре. Нам «сверху» пришло около 600 поправок. Десятисерийный фильм сократили в два раза, кастрировали просто-напросто и, по сути, превратили в детектив. Хотя и в таком виде он производит неплохое впечатление.

У меня была там серьезная роль, я играл, если помните, сотрудника уголовного розыска Костенко. К этой роли я очень долго готовился. Два года я провел в ленинградском угрозыске в качестве стажера. Выезжал на задания вместе с оперативниками, в допросах участвовал - словом, увидел все изнутри. Возможно, поэтому мне удалось избежать налета романтики, и получился не классический «сыщик с горящими глазами», а обычный человек, выполняющий свою работу.

Сплошная мистика

- Многие ругают современные сериалы и правильно делают. Ведь сериал - это попытка артиста получить максимум денег при минимуме вложенных сил. Поэтому я почти всегда отказываюсь играть в сериалах. Но есть несколько, в которых я играл, и играл с удовольствием. Это, прежде всего, «Ликвидация» режиссера Урсуляка, где мне досталась роль слепого эзотерика. Роль небольшая, там и эпизод-то всего в пять минут. Но сыграть этого человека мне было очень интересно. Он мыслил и чувствовал совсем иначе, чем мои прежние герои. А играть должен был глазами, которые ничего не видят.

Еще один сериал – «Мастер и Маргарита», где я сыграл Воланда, которого многие ошибочно считают сатаной. Никакой он не сатана. Ведь сатана – искуситель, а Воланд никого не искушает, но справедливо наказывает за грехи. Он казнит главного атеиста и богоборца Берлиоза, убивает стукача барона Майгеля, наказывает за алчность москвичей. А в конце концов он дает заслуженный покой Мастеру и Маргарите. Какой же он сатана? Он скорее помощник Иешуа. Только Иешуа дарит добро и свет, а Воланд карает зло. Но оба они - союзники в борьбе за человека, за человеческое достоинство. «Мастер и Маргарита» - гениальный роман, и я счастлив, что получил роль Воланда.

СПРАВКА «ЗАРИ». Олег Басилашвили родился в Москве в 1934 году. Окончил школу-студию МХАТ. Позже уехал в Ленинград, где, как он сам говорит, «попал в великий театр, к великому режиссеру Георгию Александровичу Товстоногову. И уйти из этого театра было бы предательством». Среди его лучших театральных работ - роли в спектаклях «Ревизор», «История лошади», «Дачники», «Дядя Ваня». Но массовому зрителю Басилашвили известен как киноактер. В его фильмографии – около 70 киноработ.
 

Сергей МАГДЫСЮК