Врач - педиатр с 50-летним стажем о том, кого легче лечить. О смертях, зарплате и начальстве

13  Марта 2018 г.  в 20:40 : Виртуальная экскурсия

Сегодня встреча с человеком – врачом-педиатром с 50-летним стажем. Кроме того, она жена, мама и бабушка.

Врач - педиатр с 50-летним стажем о том, кого легче лечить. О смертях, зарплате и начальстве

фото - иллюстрация

Врач - педиатр с 50-летним стажем о том, кого легче лечить. О смертях, зарплате и начальстве«Я считаю, что врач - это призвание. Но человеческие качества, такие как: доброта, отзывчивость, приветливость, желание помочь, всегда находить общий язык с больным и его родственниками – никогда не помешают настоящему врачу».

Немного о себе.

  • Любимое время года – весна.
  • Люблю музыку, особенно игру на скрипке – душа поёт. Люблю слушать оперу.
  • Когда училась в школе, любимым предметом была математика – давалась легко. Правда, жаль, что вместо учителя химии этот предмет заменял учитель биологии. И я химию не знала толком, не учила, как следует, о чём впоследствии, когда училась в мединституте, очень пожалела. В школе я была пионервожатой, любила работать с детьми. У меня это хорошо получалось, быстро находила с ними общий язык.
  • В деятельности больше нравилась практическая сторона.
  • Из современных певцов мне больше нравится София Ротару.
  • Любимый цвет – белый.
  • Трудно сказать, что мне больше нравится: озеро или море. На море была 1 раз, а в Беларуси нет его, поэтому привычнее озеро.
  • Мне всегда нравилась моя работа, я отдавалась ей сполна. Но теперь я пенсионерка, с удовольствием работаю на даче.

Расскажите о себе. Кто вы, откуда, кем были Ваши родители?

Во время войны мои родители жили на оккупированной фашистами территории. Помню, как родители рассказывали, что среди немцев встречались и порядочные люди. Однажды солдат без денег взял у них к Рождественскому празднику гуся, но рассчитался позже, после отпуска домой, в Германию, подарил им какие-то вещи. Во время оккупации многих молодых людей угоняли на работу в Германию. Мама тогда была ещё подростком, отец был старше. Его могли угнать в Германию, но пожалели, потому что отец был инвалидом, и сына-кормильца не тронули. В 1944 году, когда Белоруссию освободили советские войска, и отца призвали в армию. Он воевал на территории Польши до Победы.

Врач - педиатр с 50-летним стажем о том, кого легче лечить. О смертях, зарплате и начальстве

Я родилась уже в послевоенное время, В 1951 году.. Мама моя всю жизнь работала на колхозной ферме. А отец сначала был в колхозе кассиром, а потом стал техником-осеменатором.

Когда я родилась, наша семья жила в доме бабушки. Свой дом построили в 1954 году, когда мне было 3 года. Отец в то время уже работал в магазине, так как он умел хорошо считать и писать – был грамотным. Поэтому мы не бедствовали. Всегда было молоко. Хлеб и сахар - были любимой едой.

Что повлияло на ваш выбор профессии?

На выбор профессии повлияла книга «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа. Большое впечатление произвели образы замечательных врачей, которые не жалели своих жизней во имя победы, во имя своего дела. И мне захотелось стать такой же. А ещё в нашей деревне был фельдшер, мамина одноклассница, очень хороший, добрый человек, стремящийся всегда помогать людям. Учась уже в 9 классе, я твёрдо решила стать врачом. А в 10 классе начала серьёзно готовиться к поступлению в мединститут, особое внимание обращала на биологи и особенно на химию.

Где и как Вы учились? Что было интересного в обучении?

В 1969 году я поступила в Минский Государственный медицинский институт на факультет педиатрии, которому к этому времени исполнилось уже 10 лет (раньше это был филиал), и состоялся первый выпуск врачей-педиатров.

Учиться мне нравилось. Но было очень трудно. В послевоенные годы о компьютерах, которыми пользуются современные студенты, даже не слышали, у нас были только учебники и лекции преподавателей. Я в школе училась хорошо, но не хватало знаний по химии. Приходилось настойчиво зубрить. Пришлось - напрячься, настойчиво зубрить. И если бы не моя усидчивость и настойчивость - не быть бы мне врачом. Много усилий потребовалось для того, чтобы овладеть терминологией, названиями болезней.

Врач - педиатр с 50-летним стажем о том, кого легче лечить. О смертях, зарплате и начальстве

На 1-2 курсах было легче учиться. А потом начали изучать биохимию. Вот где было нелегко! Преподаватели были очень строги, ведь они отвечали за подготовку врачей. Но я училась хорошо. Трудно было только с немецким языком. Я записалась на курс повышенного изучения языка, надеясь на школьные знания. Но на экзамене получила неуд. Очень расстроилась, иногда задавалась вопросом «зачем пошла в такой трудный вуз?». Но квартирная хозяйка меня поддержала, уговорила не бросать институт, а лучше подготовиться. И со второго раза я сдала экзамен. Это единственный отрицательный момент в моей учёбе.

Какую стипендию вы получали во время обучения в институте. На что ее хватало?

Поскольку я успевала по итогам экзаменационных сессий, то все годы учёбы получала стипендию – по 28 рублей в месяц. А однажды за отлично сданные экзамены получала повышенную – 33 рубля. И тогда за нее, купила себе золотые серёжки, о которых давно мечтала.

Можно ли, по-вашему мнению, получить профессию врача заочно или на вечернем отделении?

Вы спрашиваете, можно ли учиться на врача заочно или вечером. Не думаю… Я поступила с не очень хорошими знаниями, потому пришлось многое преодолевать, много учить. Очень важно общение с преподавателями, практические занятия. Кроме того, нужна обязательная практика. У заочников этих условий будет недостаточно. А платно учиться, как сейчас практикуется, наверное, возможно. Врач - очень ответственная профессия. Для того чтобы честно лечить, нужно много знать и много уметь.

Была ли у вас практика?

Студенткой я проходила медсестринскую, терапевтическую и фельдшерскую практику (после 4 курса). В Минске моя практика после 5 курса началась в детском хирургическом центре, где ассистировала на операциях, в детском отделении гематологического центра. Это была особенно трудная практика – больные, очень слабые дети. Училась лечить. На седьмом году обучения была интернатура, проходила её в Бресте. Первый пациент - ребенок с ветрянкой. На начальном этапе ощущалась помощь и советы опытных врачей.

Поделитесь впечатлениями со встреч выпускников с однокурсниками. Как часто они проходили?

Мы договорились встречаться через каждые 5 лет. Но мне довелось побывать на встречах дважды: в 1985 и в 2005 годах: было очень интересно, много радостных эмоций. Искренне порадовалась успехам сокурсников. Среди них уже были профессоры, доценты вузов – талантливые люди. Помню их имена: А. В.Сукало, О.Алейникова и другие. Многие из них добились успехов в своей работе. Все остались в своей профессии.

Теперь и я, и многие другие на пенсии. Но я тружусь, потянуло к земле, к агротехнике – к даче. Это возраст. К тому же, не могу жить без дела.

Как сложилась ваша биография после окончания медицинского института? ;

После окончания института, я стала работать врачом-педиатром в поликлинике в Бресте, получила свой участок. За время работы через меня прошли десятки тысяч детей. Почему так много? Ведь на приём приходили не по одному разу. А смена поколений. Выросшие дети стали родителями и приводили в поликлинику своих ребятишек, некоторые по два ребёнка, были и многодетные. Детей я не узнаю, узнаю их родителей – бывших моих пациентов.

Кого легче лечить: взрослых или детей, по-вашему мнению?

Лечить детей не лёгкое дело, труднее, чем взрослых. Все это знают. К детям нужен особенный подход. Лечила всех, старалась делать это как можно профессиональнее. Были случаи, что мои пациенты умирали. Помню одну баптистскую семью. Очень слабый был ребёнок. А родители не дали его лечить. Прятали от меня. Мать решила сразу, что сын не жилец, скрывала от меня. Началась пневмония. Когда его доставили, наконец, в больницу, было уже поздно, ребёнок умер, молитвы не помогли. А мать сказала мне: «Бог дал, Бог и взял».

Врач - педиатр с 50-летним стажем о том, кого легче лечить. О смертях, зарплате и начальстве

Был ещё один ребёнок с пороком сердца. Для того чтобы сделать операцию, он должен был иметь определённый вес, а этого долго не могли добиться. Пока решали, как оперировать (это должны были делать в Киеве, у нас такие операции не делали в то время), ребёнок умер. Отец его винил меня, даже угрожал.

Мне пришлось пережить смерть девочки, у которой была болезнь Дауна, но там была онкология. Ещё на моём участке был случай, когда не смогли поставить диагноз вовремя мальчику (не было тогда соответствующих методик определения его заболевания), и ребёнок угас. Тяжело об этом вспоминать…

В чём отличие советской и современной педиатрии. Каковы основные инструменты врача-педиатра?

Инструменты всегда были одни: увидел, услышал, высчитал и решил, как лечить. Прежде всего была интуиция. Мы очень радовались, когда появились тонометры для измерения кровяного давления детям. Представляете, я шла на вызов и собой несла шприц в специальной упаковке со спиртом, потому что одноразовых тогда ещё не было. Не было УЗИ, возможности сделать компьютерную диагностику.

Правда, приезжали из Германии детские врачи и рассказывали о новом подходе к лечению детей. Мы были в курсе передовой методологии в педиатрии. Медицина раньше была для всех доступна, но было мало инструментов в лечении. В настоящее время у врача больше возможностей. Раньше не было таких заболеваний, как сейчас появились. Врачей посылали на курсы повышения квалификации, и теперь они работают с ВИЧ-инфицированными, онкольными детьми. В Минске создали институт детской гематологии и онкологии, совместно с Германией - общий Банк детских заболеваний. Сегодня работаем вместе с зарубежными коллегами. Медицина в целом, и в частности детская, «пошла вперёд».

Какие распространенные болезни были тогда и сейчас?

И раньше, и сейчас у детей часто появляется ОРВИ. Стало больше детей болеть разными видами аллергии. Наверное, это связано с экологией нашей стране и в мире. При Советском Союзе население захватила корь. Но за последние 10 лет не было ни одного случая. Помогли прививки. И коклюш лечила. В настоящее время это заболевание встречается редко. Сейчас больше вирусных заболеваний, а раньше они были редкостью. Дети стали заболевать герпесом. Это связано с низким иммунитетом современных детей. По-прежнему в лечении помогают народные средства. Врач всегда посоветует эффективное средство.

Оптимальная нагрузка и з/п должна быть у врачей?

Если говорить об оптимальной нагрузке детского врача, то я скажу, что как была она тогда и как сейчас она – очень большая. Особенно во время массовых заболеваний гриппом. Мне приходилось обслуживать за 3 часа смены по 25 -30 детей. Это много. Я считаю, что максимально врач может принимать до 20 детей, уделяя им не менее 20 минут, 4-5 детей в час – это оптимально и нормально.

Заработная плата тогда и сейчас. Стали беднее или богаче?

В советское время я получала 145 рублей в месяц. Денег хватало. Но для того, чтобы купить модные импортные сапоги, надо было и выложить эти 145. Но я смогла убавить свои желания. Теперь и деньги другие, и цены тоже. Я считаю, что врач сегодня должен иметь зарплату не менее 1000 рублей, которые он потратит и на более комфортную жизнь, и на воспитание детей…

Я получаю пенсию 340 рублей (а вначале пенсионной жизни – 200 долларов). Объективно, это недостаточно современному пенсионеру.

Совмещение работы и воспитания детей. Внуки.

Когда в своей профессии я интенсивно работала, естественно, была очень занята своей врачебной деятельностью. Теперь я на пенсии и могу посвятить достаточно времени и детям, и любимым внукам, которыми я горжусь

Иностранные лекарства - эффективнее?

Не могу сказать. Раньше их покупали, потому что не было наших аналогов. Теперь в Беларуси выпускают хорошие препараты наши фармацевтические заводы. Я считаю, что они идентичны импортным. Я пользуюсь белорусскими лекарствами.

Что зависит от руководителя м/учреждения

Думаю, что руководитель поликлиники должен быть не только хорошим организатором, хозяйственником, но специалистом. Мне с руководством везло.

Желание уйти в частную медицину было?

Я для себя такого пути не искала. Не могла бросить свой врачебный участок.

Выход на пенсию и чем себя занять…Поддержка бывших коллег

У меня никогда не появлялось мысли о том, что я неправильно выбрала себе специальность. Разочарования никогда не было, ведь я выбрала то в жизни, к чему стремилась.

С коллегами встречаться интересно и приятно. Есть, что вспомнить, о чём поговорить…

Какими человеческими качествами должен обладать мед. работник?

Я считаю, что врач - это призвание. Но человеческие качества, такие как: доброта, отзывчивость, приветливость, желание помочь, всегда находить общий язык с больным и его родственниками – никогда не помешают настоящему врачу.

Совет молодым врачам?

Научиться «не пропускать через себя болезнь деток»: быть с добрым сердцем, но с холодным разумом. «Врач должен спасать, а не целовать» больного. За моё поведение с больным и родителями мне стыдно - не было.

https://vk.com/rsngnv
https://ok.ru/group/58931958644777
Благодарим за предоставленные фото-сувениры
нашим гостям http://2dstudio.by/

Автор: Георгий Гречук