Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

26  Октября 2017 г.  в 11:50 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

"Подскажите, почему штраф должен уплачиваться в двойном размере за одно превышение скорости? У меня на руках два постановления, в которых зафиксировано превышение скорости с разницей в одну минуту на одном и том же участке. По каждому из постановлений надо оплатить штраф в 92 рубля, то eсть 184 рубля в сумме", - написала в редакцию читательница. Мы попытались разобраться в ситуации.

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

Итак, поездка в Минск для жительницы Бреста Марины оказалась крайне неудачной. Штраф 184 рубля "по камерам" - деньги немалые.

Во всем произошедшем брестчанку насторожили несколько моментов. Во-первых, нарушения зафиксированы с разницей в одну минуту. Во-вторых, по словам женщины, за рулем в момент фиксации нарушения находилась ее мать, у которой большой стаж вождения. Ехали они строго по знакам и нигде не могли допустить нарушение, которое им вменяют, свыше 30 километров в час. Откуда взялись такие цифры?

"Мы направлялись из Минска в Брест на принадлежащем мне автомобиле Lifan Х50. У меня стаж вождения около 10 лет, но в тот день за рулем была моя мать, у которой еще больший опыт. Также в машине были моя сестра и мой ребенок. Сами понимаете, мы ехали осторожно и скорость не превышали".

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

Подробное изучение постановлений дало повод для новых вопросов. Как следует из документов, камеры, зафиксировавшие нарушения, располагались в двух километрах друг от друга, на 31-м и 33-м километре дороги Брест-Минск-Граница РФ. Соответственно, указанное время фиксации правонарушения отличается на одну минуту, 13:08 и 13:09 часов дня. 

В одном постановлении указано, что водитель Lifan двигался со скоростью 102 км/ч на участке дороги, ограничение на котором составляет 70 км/ч, в результате чего допустил превышение установленной скорости движения на 32 км/ч, во втором - что ехал со скоростью 104 км/ч на участке, где ограничение составляет 70 км/ч, и превысил на 34 км/ч. 

На сайте оператора камер СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" можно увидеть, что на 31-м километре данной трассы действительно установлена стационарная камера скорости, настроенная на ограничение в 90 км/ч для легковых автомобилей и 70 км/ч – для грузовых. Второй камеры на карте нет. Чтобы разобраться, откуда взялся штраф с камеры на 33-м километре и почему превышение более 30 км/ч, а не более 10 км/ч, мы позвонили в организацию.

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

Выслушав суть вопроса, сотрудники СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" предположили, что нарушение на 33-м километре автодороги, скорее всего, зафиксировано передвижной камерой. На карте сайта такие приборы не указываются, место их установки определяется по предварительному согласованию с ГАИ. Также в организации отметили, что стационарная камера как в день фиксации нарушения, так и позже была настроена на максимальную скорость 90 км/ч, и посоветовали обратить внимание на знак "70" (водитель со стажем менее двух лет), наклеенный на заднем стекле автомобиля. По всем остальным вопросам посоветовали обращаться в ГАИ.

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

На фото, прикрепленных ко второму постановлению, действительно отчетливо видно, что на заднем стекле Lifan есть наклейка "70".

Пункт 91.3 ПДД: "Водителю запрещается превышать скорость движения, указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на транспортном средстве в соответствии с подпунктом 201.5 пункта 201 настоящих Правил"

Ранее мы писали о том, что любой водитель (независимо от стажа, обстоятельств и права собственности на ТС), управляя автомобилем с наклейкой знака "70", обязан соблюдать данное ограничение. В таком случае он не введет в заблуждение других участников дорожного движения.

Марина призналась, что знак она наклеила в целях безопасности, так как часто ездит на автомобиле с маленьким ребенком. С ее слов, водители после этого стали осторожнее относиться к ней на дороге, объезжать, перестали "подрезать". 

Однако суть проблемы сводится к иному. 

Не будь на Lifan наклейки "70", собственник авто получила бы штраф по части 5 статьи 18.13 КоАП.

Статья 18.13. Превышение скорости движения

5. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час – влечет наложение штрафа в размере 0,5 базовой величины.

Но нарушение было квалифицировано по части 7 этой же статьи. Разница на двух постановлениях - в 8 раз!

Статья 18.13. Превышение скорости движения
7. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час – влечет наложение штрафа в размере 4 базовых величин.

Здесь есть о чем подумать. Если мы говорим о квалификации действий водителя автомобиля с наклейкой "70" по части 7 статьи 18.13, то нормы требуют, чтобы нарушение в полном объеме было зафиксировано в автоматическом (!) порядке. 

Это значит, что система должна уметь не только фиксировать скорость транспортных средств и соотносить ее с установленной, но и анализировать полученное фотоизображение и идентифицировать наклейку "70". Способно ли оборудование СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" решать такие задачи?

Если нет и функции оценки и квалификации правонарушения выполняет живой человек, то говорить о применении норм частей 5-8 статьи 18.13 КоАП говорить не приходится.   

С вопросами, фиксируется ли наклейка "70" камерами, принимается ли она в расчет при анализе нарушения, кем выносится решение о наложении административного взыскания, а также какой скоростной режим был установлен в день фиксации нарушения на вышеуказанных участках трассы, мы обратились в ГАИ МВД и СЗАО "Безопасные дороги Беларуси". 

В СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" от любых комментариев относительно принципа работы отказались.

Зато в ГАИ нам сообщили, что "по результатам фотофиксации административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства. Основанием для вынесения постановлений в данном случае являются первичные данные о превышении установленного скоростного режима, получаемые в результате эксплуатации систем фотофиксации. Решения о привлечении собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности принимают должностные лица отдела обеспечения функционирования систем автоматической фиксации правонарушений МВД Республики Беларусь, полномочия которым на выполнение процессуальных действий делегированы законодательством нашей страны".

"На бумагах разница в минуту!" - женщина получила с камер два штрафа на 184 рубля

В ответе также значится, что, согласно информации СЗАО "Безопасные дороги Беларуси", "в день фиксации вышеназванного правонарушения на 31-м километре трассы М-1 контроль скоростного режима осуществлялся с помощью системы "MESTA 2200". Место установки было обозначено стационарно установленными информационными щитами "RADAR Фотакантроль" в соответствии с проектом установки, согласованным с УГАИ УВД Брестского облисполкома. Кроме того, в этот день по заявке УГАИ УВД Брестского облисполкома, которая содержала точное место и дату контроля, скоростные ограничения, на 32-ом км автодороги М-1 осуществлялся контроль скоростного режима с использованием работающего в автоматическом режиме измерителя скорости PoliScan M1HP №781838. Место контроля предварительно, до начала измерений, на весь период работы было обозначено информационными щитами "RADAR Фотакантроль". 30.08.2017 на датчиках контроля скорости PoliScan №781838 и "MESTA 2200" сбоев в работе не зафиксировано и скорость автомобиля Lifan Х50 измерена корректно. Также, согласно ответу ДЭУ№21 "Бреставтодор" 30.08.2017, максимально разрешенная скорость движения на вышеназванном участке дороги составляла 90 км/ч".

В ГАИ также пояснили, что в случае несогласия физического лица с привлечением к административной ответственности по результатам фотофиксации необходимо подать заявление в подразделение ГАИ по месту жительства в сроки и порядке, установленные частью 5 статьи 10.3 ПИКоАП. В этом случае данное постановление утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста). В дальнейшем административный процесс по такому факту ведется в порядке, предусмотренном ПИКоАП, с учетом положений статьи 4.9 КоАП и части 5 статьи 2.7 ПИКоАП, и после этого устанавливаются конкретные обстоятельства совершенного правонарушения. 

Марина действительно воспользовалась своим правом обратиться с заявлением в ГАИ и переоформила штраф на свою маму. А та твердо намерена обжаловать вынесенные постановления. 

Как женщине стоит действовать сейчас, мы спросили у адвоката Павла Колтуновича: 

"В соответствии с ч.3 ст.6.1 ПИКоАП лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 настоящего Кодекса, вправе в течение одного месяца со дня получения копии такого постановления представить в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом положений статьи 4.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и части 5 статьи 2.7 настоящего Кодекса.

Таким образом, после обжалования постановления административный процесс ведется в общем порядке, что позволяет лицу, в отношении которого ведется административный процесс, активно воспользоваться своими правами, предусмотренными ст.4.1 ПИКоАП. 

Если после обжалования постановления в отношении матери уже составлен протокол и вынесено новое постановление, то порядок дальнейшего обжалования (в случае несогласия) предусмотрен ст.12.1 ПИКоАП". 

По мнению Павла Колтуновича, водителю, стаж которого более двух лет, не стоит клеить данный знак на свой автомобиль во избежание вопросов. 
"Сотрудник не идентифицирует водителя, к ответственности привлекается собственник. Применение более строгой санкции с учетом наличия наклейки "70" спорно. Для спорных случаев предусмотрена процедура обжалования (ч.3 ст.6.1 ПИКоАП), предполагающая установление водителя, который был за рулем, со всеми вытекающими последствиями".

Знак Марина сняла, план действий намечен, но осадок, как говорится, остался.

- На автомобиле с наклейкой "70" я езжу достаточно давно, да и в тот день мы следовали по трассе М-1 от Минска до Бреста, а там установлено немало камер - почему штраф пришел только дважды? - резонно спрашивает Марина. - Ведь мне могли вынести не два, а десять или больше постановлений! И почему в постановлении указан конкретный участок дороги, но не указано, что проблема в наклейке? Этот штраф скорее сбивает с толку, чем направляет на путь исправления!

Действительно: нам нужны от водителей понимание ошибки и ее исправление или штрафы?

Источник: ABW.BY
Автор: Татьяна ЕМЕЛИНА