Мнение: почему «неровности» на наших дорогах не спасут ситуацию с гибелью пешеходов

15  Мая 2017 г.  в 11:04 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Казалось-бы – чего проще, оборудуй все пешеходные переходы искусственными неровностями, и вот оно, счастье! Никаких тебе смертей пешеходов, потому что это просто невозможно. Травмирование – да, может быть, но не смертей. Но почему-то так просто не получается.

Мнение: почему «неровности» на наших дорогах не спасут ситуацию с гибелью пешеходов

Статистика ГАИ свидетельствует нам о том, что люди продолжают гибнуть. Почему, что тут не так? Ведь за последние годы были предприняты колоссальные, кардинальные, в том числе не очень популярные меры, которые касаются и водителей, и пешеходов.

Массово появляются искусственные неровности, исчезают нерегулируемые пешеходные переходы, но изменений пока не видно. Что происходит? Почему, если на одном месте установить искусственную неровность, там ситуация стабилизируется, так в другом, где её нет – обязательно кто-то попадёт под машину. Виноваты водители, пешеходы или нерасторопные власти?

Мнение: почему «неровности» на наших дорогах не спасут ситуацию с гибелью пешеходов

Как нам кажется, виновата система, провоцирующая общество гибнуть под колёсами транспорта. Не удивляйтесь, именно так, сама система не «заточена» на безопасность личности, она только работает на эту безопасность, пытаясь обеспечить то, что в принципе невозможно. Не очень понятно? Попробуем разжевать подробнее.

Какую задачу и цель видит и ставит перед собой служба ГАИ? Правильно – обеспечение безопасности дорожного движения. Они всеми силами выполняют то, что должны делать – стараются сделать улицу местом безопасным. Тут-то и кроется корень зла. Дело в том, что у них это получается, и многие переходы, улицы, проезды становятся действительно максимально безопасными для пешехода, да и для водителя тоже (за счет снижения скорости).

В результате таких действий у человека, привыкшего к такой удобной и «домашней» безопасности, снижается порог чувствительности к настоящей, страшной опасности, которую таит в себе дорога. Выход на проезжую часть на нерегулируемом (а как показывает практика, и регулируемом тоже) – смертельно опасно. Нахождение на тротуаре в незащищённой зоне – смертельно опасно. Примеров предостаточно.

В Кобрине погибла девочка, её сбила машина прямо на тротуаре, женщина просто не вписалась в поворот.

Мнение: почему «неровности» на наших дорогах не спасут ситуацию с гибелью пешеходов

Последнее видео в группе Опасный Брест – доли секунды отделяют «проскочуна» на красный от трагедии и наезда на пешеходов, которые бездумно шагают, уверенные, что им горит «зелёный», и это безопасно.

На том же самом переходе в прошлом году пьяный таксист сбил людей, которые тоже начали переходить улицу на разрешающий сигнал светофора.

Мнение: почему «неровности» на наших дорогах не спасут ситуацию с гибелью пешеходов 

Да не только пьяные сбивают, бывает, человеку стало плохо, и он не справился с управлением и сбил людей, которые стояли на остановке общественного транспорта.

Мнение: почему «неровности» на наших дорогах не спасут ситуацию с гибелью пешеходов

Продолжать?

Не имеет смысла. Нигде нет 100% уверенности в том, что человек будет находиться в безопасности, к каждому водителю инспектора не приставишь, да и сами инспекторы, чего уж греха таить, сбивают насмерть людей, попадаются пьяными за рулём. Где же выход?

Он только в том, чтобы поменять подход к ситуации с безопасности на опасность. Проиллюстрируем примером улицы Суворова, участок между 28-го Июля и Волгоградской. Уже достаточно давно тут убрали два пешеходных перехода, и пересечь широкую улицу Суворова можно только по регулируемому переходу справа или слева, но до них относительно далеко. Некоторые люди, особенно пожилые, которым банально трудно так далеко обходить, решаются на отчаянный шаг – пересечь проезжую часть в неустановленном месте. И таких немало, ГАИ борется с ними штрафами, засадами, но без толку. Вы думаете, этих несознательных тут сбивают «пачками»? Как-бы не так. Пока ещё никого не сбили (был один случай ночью в дождь, при крайне неблагоприятных условиях видимости).

А вы понаблюдайте, как они переходят дорогу в неустановленном месте. Пропустят весь транспорт, десять раз убедятся, что переход улицы безопасен, если едет одиночный автомобиль, обязательно смотрят в глаза водителю (устанавливая визуальный контакт). Почему, ну почему их как будто подменяют в других местах?

Ответ очевиден – здесь, на Суворова, пешеходы знают, что они в опасности, и предпринимают все меры, которые только возможны, для обеспечения собственной безопасности. Поэтому и добегают живыми. А те, которые на переходах (не важно, регулируемых или нет), они уверены, что про них уже кто-то позаботился (ГАИ), и уверенно шагают, совершенно не заботясь о собственной безопасности.

Вы понимаете? Переломить ситуацию можно не искусственными неровностями – они только усугубляют положение, а какими-то административными мерами. Что это может быть – есть разные варианты.

Прежде всего, нужно избавиться от всех этих неэффективных «лежачих». За счет увеличения выбросов вредных веществ они убивают тихо и незаметно гораздо больше людей, чем если бы их тут не было. Второй шаг – наверное, осознание факта, что обеспечить безопасность для всех везде нереально. Человек сам должен и обязан осознать, что никто ему не поможет, кроме него самого. А для этого придётся пересмотреть подход конкретно ГАИ как «карательной» системы. Сейчас водитель по определению преступник, так как мог, но не предотвратил наезд.

Водитель, значит, мог, а пешеход никак не мог? Давайте признаем – мог и ещё как. Человек за рулём и человек на переходе ничем не отличаются. Только один защищён железом автомобиля, а второй нет. На этом основании считается, что априори виноват водитель (не берём в расчёт исключительные случаи). Но почему так? Ведь водитель знает, что он находится в безопасности, а пешеход находится в большой опасности, но не осознаёт этого, так кто из них преступник?

Забудем на мгновение, что водитель сейчас ДОЛЖЕН уступить дорогу, и представим, что мы с вами живём в обществе, где водитель никому ничего не должен. В мгновение ока пешеход осознает, что ему на дороге – смерть, ещё и придётся родственникам компенсировать водителю ремонт автомобиля. Представили? Как вы будете вести себя на переходе? Вот то-то и оно, вы будете максимально внимательным и сосредоточенным, и точно не позволите себе шагнуть, не глядя на дорогу, и точно пропустите всех, убедитесь в собственной безопасности и только тогда, только тогда безопасно пересечёте проезжую часть.

Такова уж человеческая натура – ложная безопасность отключает чувство страха, которое дано человеку, чтобы он выжил.

Представленная здесь теория – так и останется теорией. Никто и никогда не согласится принять её в практику. Однако есть выход. И каждому, для себя, нужно решить - в какой системе ему продолжать жить. Можно оставаться, как и прежде, как и сейчас, на удобной и безопасной дороге, и надеяться на лучший исход – ведь нехорошие вещи происходят всегда с кем-то, но только не с нами. А можно мысленно примерять описанное нами и действовать исходя из принципа – дорога это очень опасное место, я лучше десять раз перестрахуюсь, перепроверю, и только тогда предприму какие-то нужные мне шаги.

Будьте здоровы и живите!

мнение редакции может не совпадать с мнением автора письма
фото, используемые в статье - иллюстрации