Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

28  Апреля 2017 г.  в 12:13 : Виртуальная экскурсия

На Радоницу жителям села Прилуки (Брестский район) разрешили посетить старое кладбище. Впервые с 1946 года — в тот год Советский Союз провел «пограничную полосу».

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Люди ждут у погранполосы

Сёла над Бугом тогда попали под отселение. Прилуки, Заказанка, Дуричи, Збунин — жители десятков сёл были вынуждены покинуть свои дома. Это была человеческая драма, а иногда и трагедия. О ней до сих пор мало известно.

Жителей не пускали даже на кладбище, оно находится к юго-западу от села Прилуки:

Кладбище там старинное. И вообще, Прилуки и Заказань (ныне — Заказанка) — старинные селения. Здесь, на песчаных холмах в долине Буга, люди живут беспрерывно на протяжении 10 тысяч лет.

Так выглядят эти места из космоса:

В 2017 году стараниями отца Дмитрия, нового священника Покровской церкви в Прилуках, которые нашли понимание у пограничников, жители получили возможность посетить старое кладбище без пропусков, по паспортам. Стариков пограничники подвезли на своей машине. Одна женщина, садясь в автомобиль, заплакала от переполнявших ее эмоций.

Крестный ход, или по-старинному — «процессия», шел по тому полю — «лука» означает приречный луг, огибаемый рекой в ее излучине, — которое давным-давно дало название Прилукам.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Крестный ход шел от пропускного пункта «лукой», которая в стародавние времена дала название селу Прилуки.

От кладбища за 70 лет мало что осталось: десятка два полуразрушенных памятников.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

86-летняя Вера Свирид из Заказанки надеялась найти могилу деда. Но следа ее не осталось.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Давний памятник с выбитым на нем крестом в овале из выдолбленных точек.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Люди на ощупь пытаются прочесть старые надписи.

Наталья, сестра певца и композитора Игоря Корнелюка (он корнями из этих мест) нашла могилу своей бабушки Акулины. Та умерла 30-летней в 1935 году. «У меня слезы потекли!» — говорит она.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Наталья (в малиновой куртке) нашла могилу бабушки, которая умерла 30-летней в 1935 году.

Наталья принесла с собой цветы.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Слева — могила Акулины Корнелюк — бабушки композитора Игоря Корнелюка. Справа — на памятнике можно разобрать фамилию Макарук.

Церковные активисты приступили к расчистке старинного кладбища.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Благоустройство старинного кладбища стало возможным благодаря инициативе отца Дмитрия из Покровской церкви в Прилуках и разрешению пограничников.

На кладбище установили железный крест. 

Как вспоминают пожилые люди, на кладбище деревьев не было, теперь же здесь вырос лес.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Семья из села Прилуки нашла могилу тетки..

Возможно, когда-нибудь удастся идентифицировать и восстановить те плиты, которые упали и ушли в землю.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Барвинок, посаженный на кладбище десятилетия тому назад, цветет и сегодня.

А если установить охранные знаки на сохранившихся здесь, древних курганах, тогда это место станет не только местом памяти, но еще и уникальным историческим памятником — кладбище как связь времен и, одновременно, жертва отселений, происходивших в ХХ веке.

Основательнице театра и арт-пространства «Крылья Холопа» из Бреста Оксане Гайко удалось найти могилу прадеда Емельяна Горбатюка, который скончался в 1937 году.

«Чувство нереальности, — написала Гайко у себя в фейсбуке, — хоругви и вышки, проволока и свободно бегущие по полю олени, пограничники и певчие, люди, вспоминающие, где что находилось на этом «поле», остатки могил и истории, истории… Все искали и почти никто не мог найти своих родных на этой отобранной у людей могильной земле. Могилы моих прадеда и прабабки — почти единственные сохранившиеся, потому что «вин богатый був»… — пишет Оксана Гайко. Она с горечью добавляет: «Мне не дали пойти дальше кладбища и увидеть место, где стоял отобранный у деда дом, лес и озера».

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Оксана Гайко (по отцу — Горбатюк) уходила с кладбища последней.

Отец Дмитрий в своей краткой речи напомнил, что люди воскреснут и восстанут на Страшный Суд с того места, где они были похоронены. Пусть же это место будет ухоженным, сказал он.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Стол вместо алтаря: на старинном кладбище освятили крест и отслужили панихиду.

Как пишут энциклопедии, на месте старых Прилук и Заказанки выявлены следы стоянок мезолита, неолита и поселений времен Средневековья. Одно из урочищ недалеко от Заказанки называлась Городище. Сохранились курганы XIII века. На польском берегу Буга, в Костомолотах, хранится образ святого Никиты, подаренный в 1631 году жительницей села Прилуки «Феодорой с мужем и сыновьями». В XVIII веке Прилуки были центром волости, а соседняя Заказанка, расположенная на острове между рукавами притока Буга Спановки, обозначена на картах как «Заказанье».

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Церковь в Прилуках, построенная в XIX в.

В 1905 году в Прилуках насчитывалось 1459 жителей. К 1921 году численность населения сократилась до 383 человек — остальные погибли во время «беженства» в России.

Выселение людей с границы было типичным для советского тоталитаризма решением. Отгораживались даже от стран «народной демократии». В «пограничную полосу» попала 800-метровая от реки зона. Между тем, большинство сел издревле стояли над рекой. Для сравнения: на другой стороне Буга, в Польше, все остались жить на своих местах, даже если дом стоял в 20 метрах от Буга.

«В Старой Заказани у нас был сад большой, свои пчелы. А на новом месте — ни яблоньки. В колхозе работали за трудодни, «за палочки», как говорили. А мне летом так хотелось яблочка… А купить не за что. Бывало, увижу на улице огрызок, помою его и съем, — рассказывает уроженка Заказанки Валентина (девичья фамилия Корнелюк). — А дед мой Григорий так любил пчелами заниматься. Он выселения не перенес. Выйдет из дома, сядет и смотрит на запад, где вся жизнь осталась. Так и умер, змарнив», — рассказывает Валентина.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Одичавшая слива — то, что осталось от усадеб старого села.

В низинах над водой видна работа бобров. А из кустов при нас выскочили три косули. В пограничной зоне, как в заповеднике, приволье зверью и рыбе. «Я видел стадо из шестидесяти косуль!» — рассказал сопровождавший нас лейтенант-пограничник.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года

Старыца рэчкі Прырва, прытоку Буга, што цячэ праз Прылукі. Старица притока Буга — речки Прырва, которая протекает через Прилуки.

Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года