20 сентября в Бресте пройдет торжественное мероприятие, посвященное памяти советских летчиков – экипажа самолета Пе-2, погибших в 1944 году. Их имена более 70 лет числились в списках «без вести пропавших».
Самолет Пе-2 летчики-фронтовики наградили созвучным прозвищем «Пешка». Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком (всего было построено 11 247 самолетов всех модификаций). Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков.
Разработка Пе-2 была начата в середине 1938 года группой конструкторов под руководством В.М.Петлякова. К тому времени в военной авиации получила развитие новая тактика бомбометания с пикирования. Высокая точность пикирующих бомбардировщиков позволяла поражать сравнительно небольшие цели на поле боя и в глубине обороны противника.
В авиационной подготовке наступательной операции «Багратион» на территории современной Беларуси участвовало 548 Пе-2. Одним из них был самолет 72-го Петрозаводского разведывательного авиаполка 6-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.
Экипаж боевой машины состоял из трех человек:
Бирюков Николай Иванович, летчик ст. лейтенант, 1922 г.р., уроженец Орловской обл. Ливенского р-на, с. Агорожны. Кадровый офицер, в Красной Армии с 8 января 1941 г.
Бараненко Сергей Яковлевич, штурман лейтенант, 1922 г.р., уроженец Черниговской обл., Батуренский р-н, с. Куроутовка. Призван в Красную Армию Хасав-Юртовским РВК Дагестанской АССР в январе 1941 г.
Шамалуев Григорий Григорьевич, воздушный стрелок-радист старшина, 1916 г.р., уроженец Карело-Финской АССР Беломорский р-н, с. Нехча. Призван в Красную Армию Беломорским РВК 28 июня 1941 г.
На фотографии, присланной из Татарстана родственниками Григория Шамалуева, экипаж запечатлен где-то на полевом аэродроме, на фоне замаскированного боевого самолета.
Возможно, именно из этого места 11 мая 1944 года летчики отправились в свой последний боевой вылет…
Вблизи города Бреста жители видели, как советский самолет был атакован двумя немецкими истребителями. В скоротечном воздушном бою бомбардировщик был подбит и упал у деревни Митьки. С места крушения немцы изъяли все ценные вещи и документы. Жители деревни захоронили останки летчиков недалеко от места падения самолета.
Долгое время над солдатской могилой возвышался небольшой холмик. В 1976 году на могиле экипажа советского самолета по инициативе педагогов и учащихся Гершонской средней школы был установлен бетонный памятник в форме паруса с мраморной плитой, на которой было написано: «Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 г.».
Памятник стал местом проведения торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. Здесь собирались жители близлежащих деревень Гершоны, Бернады, Аркадия, Митьки. Ветераны и молодежь возлагали цветы, отдавая дань памяти неизвестным героям Великой Отечественной войны.
В 2007 году, после включения территории указанных деревень в городскую черту Бреста, могила летчиков была взята под охрану государства и внесена в список исторических объектов Республики Беларусь. Городскими властями было принято решение провести реставрацию обелиска и обустроить место захоронения.
В 2011 году военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь и поисковики из Татарстана провели раскопки на месте гибели самолета. Тогда удалось установить, что в земле на значительной глубине покоятся фрагменты самолета Пе-2. Но для того, чтобы идентифицировать боевую машину были нужны детали бомбардировщика с заводскими номерами. По ним на основании архивных данных можно было установить принадлежность самолета к авиационным частям и состав экипажа.
Новые поисковые работы были организованы в 2015 году. Раскопки проводились силами 52-го специализированного батальона и брестского отряда «Авиапоиск». Для того, чтобы проникнуть на большую глубину поисковикам приходилось использовать тяжелую технику.
В грунтовой толще, на глубине 7,5 метров, были обнаружены детали самолета с сохранившимися номерами. Трое без вести пропавших летчиков обрели статус «погиб в бою», место захоронения – город Брест.
В нашем городе хорошо известны благородные дела поискового отряда «Авиапоиск» во главе с Владимиром Бухтой. Участники отряда делают все возможное, чтобы вернуть историческую память о летчиках, погибших при освобождении белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков.
11 мая текущего года на Гарнизонном кладбище состоялась церемония захоронения останков семи советских летчиков экипажа самолета Б-25 «Митчелл», погибших в боях за освобождение Бреста в июле 1944 года. Для того, чтобы вернуть летчиков из списков «без вести пропавших», участники отряда «Авиапоиск» проделали большую работу.
В 2016 году сотрудниками КУП «Брестское специализированное предприятие» при содействии Брестского горисполкома проведены дополнительные работы по обустройству места захоронения экипажа Пе-2. На могиле установлен гранитный обелиск с мемориальной плитой и портретами погибших летчиков, которые были сделаны благодаря сохранившейся фотографии.
Имена героев, увековеченные на обелиске, навсегда останутся в памяти благодарных жителей города Бреста!
Автор: Анатолий Большаков