Пять буксирных теплоходов и 12 рудовозов грузоподъемностью больше 900 тонн каждый. Таков парк техники Брестского речного порта. Однако в прошлом году задействовать все имеющиеся мощности предприятию было не под силу: резко сократился объем перевозимых грузов.
По словам заместителя начальника порта Ивана Ждановича, тенденция снижения объемов грузопотока наблюдалась уже несколько лет. Последний пик загруженности мощностей датирован 2011 годом, когда объем перевезенных песка и щебня почти достигал цифры с шестью нулями. Это объясняется просто: в городе, как и по всей стране, наблюдался строительный бум, поэтому песок, щебень и отсев были как нельзя кстати при возведении любого объекта. Сейчас же ситуация обратная, поэтому 150 тысяч тонн готового к отправке песка ждут на складе своей очереди.
В отличие от грузовых, пассажирские перевозки по-прежнему актуальны. Только за прошлый год, а если учитывать, что навигация осуществляется не круглогодично, то за четыре-пять месяцев только один прогулочный теплоход «Гродно» перевез 36 172 человека при наличии 150-ти посадочных мест. «Практически до сентября график работы теплохода был загружен, – рассказал Иван Жданович. – Корпоративы, праздники, выезды на природу становились поводом для аренды речного транспорта».
Поучаствовал теплоход даже в праздновании Дня города Кобрина и не раз становился гвоздем программы пребывания в Бресте туристических групп.
Водная артерия
Однако очевидно, что этим возможности регионального водного туризма не исчерпываются. Вероятно, толчком для развития этой сферы может стать реконструкция Днепровско-Бугского канала как составной части магистрального водного пути E-40. Он растянется больше чем на две тысячи километров и свяжет территории Польши (Люблинское воеводство), Беларуси (Брестская область) и Украины (Волынская область), соединив Балтийское и Черное моря. Белорусская часть водного пути пройдет через Мухавец (бассейн Балтийского моря), Пину и Припять (бассейн Черного моря), а также Днепровско-Бугский канал. Этот участок рассматривается как связующее звено от Бреста до Киевского водохранилища.
Хотя Е-40 и расценивается как международный путь первой категории, он пока несудоходен между Варшавой и Брестом. Еще один такой непроходимый участок Западного Буга затрагивает территории NATURA 2000, поэтому и проведение строительных работ здесь довольно проблематично. На Висле также присутствуют узкие места, требуют замены устаревшие гидротехнические сооружения. Это препятствует прохождению крупных судов, не защищает местность от наводнений.
Морской институт в Гданьске взял на себя устранение этих препятствий. Почти 913 тысяч евро, 90 процентов которых выделил Евросоюз, было направлено на подготовку приоритетного сценария преобразования пути Е-40 в судоходный. Работы велись в рамках проекта «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр – Висла», который осуществляется через Программу трансграничного сотрудничества «Польша –Беларусь – Украина 2007 – 2013».
Туристы или грузы?
Однако сможет ли водный путь стать не только достопримечательностью, но и насыщенной судоходной артерией, способной по объему грузопотока соперничать с автоперевозками и железнодорожным транспортом? Не исключено, что рентабельной по возрожденному пути может быть транспортировка только крупногабаритных грузов.
Всё дело в том, что речные перевозки самые дешевые только при наличии постоянного спроса, когда можно задействовать все имеющиеся мощности, и разветвленной инфраструктуры.
При использовании водного транспорта всё завязано на причалы. Чем ближе к ним будет находиться конечный потребитель, тем дешевле ему обойдется доставка груза. К тому же необходимо наличие соответствующей техники, ведь груз сначала надо погрузить на баржу, доставить, а затем выгрузить и, возможно, снова отправить в путь только уже автотранспортом. Естественно, каждая такая операция будет стоить денег и отразится на конечной цене всей перевозки.
Актуален и «природный» вопрос. В наших широтах навигация возможна не круглый год, а только с апреля по ноябрь. Добавьте к этим месяцам засушливое лето и, как следствие, обмеление рек, и мы получим только три-четыре месяца, пригодных для судоходства.
Автор: Дмитрий КУХАРЧУК