Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Железнодорожный вокзал станции Брест-Центральный готовится отметить 125-летний юбилей обновленным и похорошевшим

28  Января 2010 г.  в 11:33 : История города Бреста

О прошлом, настоящем и будущем главного транспортного узла, связывающего поочередно царскую Российскую империю, Советский Союз, а теперь и суверенную Беларусь с западной частью Европы, рассказал корреспонденту «Зари» заслуженный работник транспорта Республики Беларусь, Почетный железнодорожник, начальник вокзала Алексей КОКОТОВ.
- Алексей Михайлович, вокзал на протяжении собственной более чем вековой истории неоднократно подвергался разрушениям, восстанавливался и перестраивался. Нынешняя его реконструкция, пожалуй, одна из наиболее масштабных. Чем она мотивирована, когда и с чего начиналась сегодняшняя эпоха вокзального Ренессанса?

- Свой теперешний архитектурный облик, к которому мы привыкли, вокзал приобрел в середине пятидесятых годов прошлого века. К началу его реконструкции спустя пять с лишним десятилетий практически весь вокзальный комплекс - станционные здания, переходы, платформы, перроны - нуждался в переобустройстве, хотя определенные работы в данном направлении производились и ранее: в 1993 году, например, польская фирма «PKZ» произвела реставрацию фасадов вокзала, шпиля и звезды, в подвале главного здания проложила более пятиста погонных метров труб, позднее уже отечественные мастера по швейцарской технологии заменили полы в камерах хранения. Всего этого, конечно же, было явно недостаточно. Вследствие изменений эксплуатационных норм состояние трех залов - пограничного, таможенного и международных касс - признали аварийным, их пришлось закрыть на капитальный ремонт. Кроме того, требовали срочной замены устаревшие, порядком изношенные внешние и внутренние коммуникации: система электроснабжения, водопровод, канализация.

Проект реконструкции вокзала станции Брест-Центральный разработали специалисты архитектурно-строительного отдела предприятия «Белжелдорпроект», он прошел согласование в Министерстве культуры. Заказчиком строительно-монтажных работ выступило объединение «Белорусская железная дорога», генеральным подрядчиком - строительно-монтажный поезд-391 (СМП). Задача предстояла не из легких - сохранить исторический облик вокзала, используя материалы и технологии ХХІ века, обеспечив при этом максимум комфорта для пассажиров и железнодорожников. Проектом предусматривалось переустройство путевой части, примыкающей к Московской стороне вокзала, благоустройство территории и еще множество пунктов.

На совещании у заместителя начальника Белорусской железной дороги в Минске летом 2008 года было решено в связи со строительными работами с 7 июля закрыть первый путь Московской стороны для движения поездов. Тогда же, в 2008-м, с обустройства сетей водоснабжения и ливневой канализации начался практический этап долгожданной реконструкции вокзала...

- С высоты пешеходного моста многие преобразования, начатые два года назад, видны, что называется, невооруженным взглядом: старый асфальт перрона с Московской стороны заменен новенькой тротуарной плиткой, освещение в темное время суток теперь обеспечивают стилизованные под старину ажурной ковки «пушкинские» фонари... Чем еще приятно удивит пассажира Брест-Центральный в ближайшей перспективе?

- Преобразования коснутся центральной привокзальной площади. Она должна быть отдана пассажирам! Когда-то так и было: таксистам, водителям легковых машин разрешалось лишь ненадолго останавливаться здесь, чтобы высадить или взять на борт человека с багажом. Со временем транспорта стало больше и площадь вокзала стали использовать в качестве автостоянки. Освободив эту территорию от машин, планируется провести ее озеленение, установить фонтан и памятную стелу, посвященную воинам, защищавшим вокзал в июне 1941 года.

Преимущество нового туннеля, который соединит островную платформу Московской стороны - выход на второй и третий пути - через подвал старого багажного отделения с центральной привокзальной площадью, оценят в первую очередь люди с ограниченными возможностями. Специально для них предусмотрены лифты-подъемники, обеспечивающие подъем на перрон. В сравнении с туннелем-предшественником, построенным более полувека назад, он будет значительно просторнее, с меньшими подъемами ступеней. Сейчас шестиметровый туннель находится в стадии строительства, большая часть намеченных работ уже позади.

А еще вокзалу предстоит поэтапная замена обветшавшей кровли - достойную двадцать первого века крышу зданию обеспечат специалисты стройтреста № 8. Замене подлежит и часть мраморной гранитной облицовки внутренних помещений, которая в результате длительной эксплуатации пришла в негодность, потеряла вид. Следует отметить, что вокзал вполне заслуженно нередко именуют «музеем мрамора» - он в свое время доставлялся сюда c месторождений Грузии, Карелии, Урала, Украины. Подобный отделочный материал использовался при строительстве станций метрополитена. Реконструкция сохранит присущее вокзалу мраморное разноцветие и многообразие.

- Один из основных критериев успешности работы любого вокзала - уровень обслуживания тех, кто пользуется время от времени либо регулярно его услугами. Что предпринимается для повышения «планки» этого уровня?

- В данном плане мы совершенствуемся постоянно, причем по любому направлению, которое является неотъемлемой составляющей этого понятия. Не секрет, что для значительной части пассажиров главное - добраться до конечной точки маршрута с минимальным количеством пересадок. С нашего вокзала можно отправиться прямиком в города многих стран ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Украины, Казахстана, Польши, Германии, Франции и так далее. Каждый год Белорусская железная дорога совершенствует систему международного пассажирского сообщения, вводя все новые маршруты, и практически все они пролегают через станцию Брест-Центральный и, соответственно, ее вокзал.

Технически модернизируется сама процедура приобретения билетов. Система «Экспресс-3», которая внедрена и активно используется, к примеру, позволяет осуществить их предварительную продажу, в том числе и на проходящие поезда международного сообщения. Устройства записи переговоров «кассир - клиент», установленные в кассах, сводят к минимуму возможность возникновения спорных либо конфликтных ситуаций. А в перспективе пассажиру даже не придется обращаться к помощи кассира - одним из главных «ноу-хау» обслуживания сегодняшнего дня является активизация продажи проездных документов через Интернет. Удобная для отправляющегося по железной дороге в путь гражданина ситуация, при которой он сможет самостоятельно купить билет в любом направлении, оплатив заказ с помощью пластиковой карточки банка, становится реальностью.

Пиковая нагрузка на вокзал пришлась на 1993 год - тогда, в самый разгар «челночного» бизнеса, станция Брест-Центральный оказалась в маршрутах следования более одиннадцати миллионов пассажиров. Но и сегодня, когда ситуация изменилась, эти показатели остаются высокими - вокзал продолжает обслуживать тысячи пассажиров ежесуточно и, соответственно, миллионы следующих в обоих направлениях людей за год. Чтобы сделать их кратковременное пребывание на брестской земле соответствующим современным стандартам, на протяжении последнего времени предпринимались конкретные шаги: применив опыт Белорусского вокзала Москвы, в бывшем зале сержантского и рядового состава ООО «Буг» был оборудован «зал комфорта», произведен ремонт центрального зала ожидания, причем технология ремонтных работ разрабатывалась таким образом, чтобы большая часть зала оставалась доступной для пассажиров. Капитально отремонтировали комнату официальных делегаций. Работа в данном направлении продолжается и сегодня. Ради удобства пассажиров «точки» общепита, аптечные киоски, отделения банков работают в круглосуточном режиме.

Беседовал Евгений ЛИТВИНОВИЧ