Бригидский проезд - проход в кольцевой казарме связывающий Цитадель с северо-западом Кoбринского укрепления и выводивший к Бригидскому монастырю.(впоследствии монастырь был переделан под тюрьму).
В отличие от других ворот цитадели Бригидский проезд статус "ворота" имел только в польский и советский предвоенный периоды и именовался тогда "Белостокскими воротами". В остальное время он так и оставался "проездом". Да и как могло бы быть иначе, если проезд архитектурно никак не выделялся на фоне казарм.
На фото: проезд едва различим за фермой подъёмного механизма Бригидского моста:
Фотографий самого проезда в связи с этим фактом очень мало. Больше фотографов в этом месте интересовал мост через правый рукав реки Мухавец, возведённый в 1911-1913 годах.
На фото - одна из первых фотографий Бригидского моста - слева мост "упирается" в проезд через кольцевую казарму:
Во время отступления русских войск, в Первую Мировую войну в августе 1915 года (сто лет!) мост был сожжён, и больше никогда не восстанавливался до первоначального вида.
Фотографий Бригидского проезда с "польских" часув крайне мало. Возможно это связано с тем что в этой части Кобринского укрепления находилась польская тюрьма для "политических" (всё тот же Бригидский монастырь), а рядом, в Западном форту поляки проводили опыты по применению боевых отравляющих веществ.
На фото: моряки Пинской флотилии на фоне Бригидского моста. 1935 год.
Бригидский проезд в сентябре 1939 года. По временному настилу через мост немецкие войска входят в Цитадель:
На фото:вид на Бригидскую тюрьму и северо-западную часть Цитадели:
В 1941-ом австрийцам из 45-ой пехотной дивизии этот переход было осуществить гораздо сложнее...
На фото: стрелка указывает на один из последних очагов сопротивления,в расположении 31-го отдельного автобата. В том же районе найдена знаменитая надпись.
На фото: покорёженные машины автобата, справа -Бригидский проезд
В пятидесятые годы крепость усиленно разбирали. Стены цитадели обматывали тросами и рвали при помощи самоходок (САУ-100). На тот момент проезд всё же сохранялся, но в дальнейшем, не имея опор и открытый всем дождям и ветрам, свод проезда рухнул.
Послевоенное фото Бригидского проезда: Стоп-кадр из фильма "Бессмертный гарнизон", вышедшего на экраны в 1956-ом году:
1959 год:
Трудно сейчас сказать, когда арки проезда окончательно рухнули, но разрушения продолжаются и по сей день.
На фото осень 2010 года:
Сравнить с тем что осталось на сегодняшний день все желающие могут сами посетив это место в крепости.
Автор: Gurock