Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

9  Августа 2015 г.  в 12:55 : История города Бреста

Проблема благоустройства городских улиц стояла перед Брестом всегда. Актуальна она и сейчас, хотя конечно, несколько в иной плоскости. В начале XX века, за период пребывания города в составе Российской империи большинство улиц не было даже замощено, в чем можно убедиться из ряда фото того периода.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

На следующем фото - ул. Шоссейная, грунтоваое покрытие

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

В лучшем случае улицы города представляли собой грунтовые дороги с утрамбованным песчаным покрытием, раскисавшим в период затяжных осадков.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

на фото начала 20-х годов ул. Мицкевича, грязь и лужи

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

незамощённая современная Леваневского

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

незамощённая Думская площадь, фото начала XX века

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

незамощённая Мицкевича, фото начала XX века

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

незамощённая ул. Гоголя (совр.), фото начала XX века

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

ул. Пушкинская, замощена грубым булыжником, фото начала XX века

В отчете о своей деятельности за период 1919-1938 гг. чиновники городского магистрата отмечали довольно неприглядную картину состояния дорожного покрытия на момент прихода поляков: «Из общего количества 84 км улиц в городе, 54 км улиц были лишено самых примитивных дорожных приспособлений и собственно представляли собой грунтовые дороги, часто совершенно неприспособленные для колесного движения, особенно в период весенней и осенней распутицы.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

Думская площадь в начале XX века - пыль и песок.

Остальные улицы были замощены диким полевым камнем, при этом поперечные профили этих улиц не соответствовали современным требованиям для проезда механических транспортных средств, так как были чересчур выпуклые (бочковатые) с глубокими боковыми водоотводными рвами».

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

ул. Унии Любельской. Проезжая часть замощена трилинкой, фото - 1939 год.

Конечно, нужно здесь внести коррективы с учетом на войны, прокатившиеся по городу с 1915 по 1920 гг. и разрушившие городское хозяйство практически на 80 %. Но факт оставался фактом: дорожное покрытие оставляло желать лучшего.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

ул. Шоссейная (начало XX века) замощена грубым булыжником

Неудивительно, что одним из главных вопросов новой власти стал именно дорожный. В первую очередь в инженерном плане город был разделен на ряд районов, которые и планировалось благоустраивать в соответствии с их назначением:

  1. Центр города: между ул. Садовая и Ягеллонская (совр. Орджоникидзе и пр-т Машерова).
  2. Новые район: между ул. Унии Любельской и крепостью (совр. Ленина).
  3. Заводской район: между ул. Ягеллонской и Мухавцем.
  4. Граевское предместье: на север от вокзала.
  5. Киевское предместье: на восток от железнодорожной ветки на Ковель.
  6. Предместье Котельня: на юг от реки Мухавец.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

Тополевая ул. (17 сентября). Грубый булыжник, фото начала XX века

Главными транспортными артериями города были названы ул. Унии Любельской и 3-го Мая (Пушкинская). Согласно этому плану к концу 20-х годов прошлого века были заново перемощены часть ул. 3-го Мая между Унии Любельской и Зыгмунтовской (Карла Маркса); часть ул. Стецкевича (Комсомольская) на участке между Мицкевича и 3-го Мая; замощена ул. Вспульная (Леваневского); выравнены поверхности и подготовлены к последующему замощению улицы Широкая (б-р Космонавтов), Кобринская (Кирова), Сенкевича (Маяковского) и Шпитальная (Интернациональная). Частично перемощены ул. Кривая (Дзержинского) и Домбровского (Советская). Общая площадь проведенных работ составила более 10 км2 на сумму в 50 тыс. злотых.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

Мицкевича, фото 50-х годов, булыжник польских времён

C 1935 года городские улицы стали мостить специальной шестигранной плиткой, прочной и не поддающейся капризам природы. Для благоустройства улиц ее изобрел варшавский инженер, вскоре назначенный начальником коммуникационно-строительного отдела воеводского управления Бреста Владислав Трилинский. К концу тридцатых годов такой плиткой были полностью замощены улицы Ягеллонская и Унии Любельской. Более того, новый вид плитки оказался настолько прочным, что сохранялся на некоторых улицах города вплоть до начала 80-х годов.

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

Трилинка на ул. ленина

В настоящее время плитку практически повсеместно убрали, положив на ее место асфальт, либо даже не утруждая себя уборкой, залили асфальт сверху. Во всяком случае, подобную картину автор этого материала наблюдал в Гродно на ул. Горького. Практически разрушившийся слой асфальта с выбоинами и ямами и проступающая из глубины этого безобразия «трилинка»…

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

участок ул. Ленина возле театра, выложенный трилинкой, фото конца 70-х

Как благоустраивали улицы Бреста в 1921-1939 годах XX века

Кусочек старого Бреста с неповторимой межвоенной плиткой «трилинкой» остался лишь во дворе здания Администрации Ленинского района, что на ул. Ленина.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Олег Карпович
историк
Виртуальный Брест