Чем жителей приграничья привлекает шоппинг по-украински

6  Июня 2015 г.  в 16:01 : Граница, таможня, пограничники

Чем жителей приграничья привлекает шоппинг по-украинскиСтанция «Горынь» возле Столина – небольшого райцентра на юге области – в моменты прибытия украинского дизеля превращается в большой шумный улей. Вагоны до отказа забиты пассажирами, которые норовят побыстрее оказаться на улице и пройти пограничный контроль на въезде в страну. В эти самые минуты атмосфера накаляется, пожалуй, не меньше, чем в самый жаркий летний день. Ведь именно через такой «шлюз» в Беларусь попадают одежда, обувь и хозтовары, которые впоследствии оказываются на наших прилавках.

КОМАРОВКА ПО-СТОЛИНСКИ

Срелки часов показывают без десяти минут двенадцать, пограничники и таможенники выдвигаются на «позиции». До поезда остается не больше семи минут. Первая белорусская приграничная станция – конечная, поэтому гостей полесской глубинки оформляют в пункте пропуска на вокзале. Пассажиры в подавляющем большинстве – украинцы, облюбовавшие местный рынок. Среди них, заверяет помощник командира Пинского пограничного отряда Михаил Бут-Гусаим, нарушителей режима практически нет:

- Это, как правило, жители близлежащих населенных пунктов, из Удрицка, например, или других в сарненском направлении. Везут на продажу мелочевку, как говорили раньше, товары народного потребления. Их задача – по-быстрому сбыть продукт, чтобы успеть обратно. С  учетом прохождения границы на все про все меньше часа.

Громыхая стальными колесами, дизель подъезжает к станции точно по расписанию. Кажется, при торможении он должен немедленно развалиться, но, на удивление, сохранив целостность конструкции, поезд охнул автоматическими дверями, и на перрон горохом посыпались «челноки», заранее столпившиеся в тамбурах. Расчет прост: те, кто прорвется первым, больше наторгует и раньше уедет, а значит, в этой битве каждый за себя.

На рынке за вокзалом, называемом местными жителями своей Комаровкой, покупатели уже поджидают гостей. На прилавках, словно по мановению волшебной палочки, появляются чай, кофе, конфеты и шоколад, искусственные цветы, пакетики для мусора, салфетки. Словом, все то, что по большей части можно найти на кухне у каждого из нас.

Чем жителей приграничья привлекает шоппинг по-украински

Цены на порядок ниже: 500 граммов кофе «Якобс» – 85 тысяч, тот же объем «Нескафе» - 75 тысяч, полкило «рошеновских» конфет – 65 тысяч.

Несмотря на то, что торговля идет вполне легально, украинцы не вступают в разговор: у них нет времени и желания общаться. Галина, бывший фельдшер небольшой деревушки из-под Сарн, нехотя отмахнулась:

- Что тут спрашивать? Работы нет, а кому есть - зарплаты копеечные. Не от хорошей жизни к вам ездим. Да и тут зарабатываем по «пять копеек» в день.

Тем временем торговля набирает обороты. Покупателей, предпочитающих хотя бы на мелочах сэкономить немного денег, становится все больше. Нашим торговым сетям такая «розница» большой конкуренции не составляет, но часть клиентов определенно на себя берет. Как и само украинское приграничье, куда столинцы регулярно наведываются за покупками. Местные представители торговли не без сожаления отмечают: в последнее время земляки активизировались в украинском направлении, и деньги, которые могли бы потратить в отечественных магазинах, вывозят из страны. По банальной причине – там дешевле.

ОСОБЕННОСТИ ПРИГРАНИЧНОГО ШОППИНГА

Расстояние до соседнего Удрицка дизель преодолевает где-то за 15 минут. Фактически столько же проживающие не в центре столинцы обычно тратят на дорогу к местному рынку. Стоимость проезда в одну сторону – 6 гривен, или 2400 рублей, даже дешевле, чем билетик в городском транспорте. Впрочем, это далеко не единственное, на чем удается сэкономить. Местные жители давно открыли для себя прелести приграничного шоппинга: продукты питания, спиртное, кухонную утварь, сантехнику и даже стройматериалы выгоднее покупать здесь. Импровизированный пункт обмена валют организован прямо в вагоне поезда: за 100 тысяч «зайчиков» дают 149 гривен.

Чем жителей приграничья привлекает шоппинг по-украински

Деревянные скамейки и наглухо закупоренные окна свидетельствуют о том, что дорога вряд ли будет комфортной, впрочем, пассажиры едут не развлекаться. Потерпев пару минут в позе буквы «зю» и отстояв получасовую очередь на паспортный контроль, можно смело отправляться за покупками.

- В последний раз сюда еду, - жалуется пожилая женщина, раздосадованная тем, что на границе черечур многолюдно, и все меньше времени остается на поход по магазинам.
- Посмотрю, что ты запоешь, когда подсчитаешь выгоду, - усмехается ее соседка.

Удрицк встречает с десятком торговых павильончиков и примерно таким же количеством уличных палаток. Здесь уже вовсю кипит торговля. Как говорится, до последнего покупателя: расходятся продавцы лишь после отправления вечернего поезда на Барановичи.

Пластиковая тара и лейки для огорода, карнизы и металлические лестницы, посуда, выпечка, детская одежда, которой здесь особенно много, постельное белье... Домой белорусы возвращаются навьюченными под завязку. Теперь можно спокойно подвести итоги: на паре брюк реально выиграть не меньше 100 - 150 тысяч, килограмм сочной черешни стоит всего 23 тысячи, а набор керамических ножей – чуть больше двухсот.

- Сын даже кирпич для забора покупает в Украине, - признается один из попутчиков. – За один рейс, разумеется, много не привезешь. Они вместе с женой возят небольшими партиями, сделают часть забора – и снова за материалом.

«ФИРМА»… ИЗ ХМЕЛЬНИЦКОГО

Дизель белорусского формирования отправляется из Удрицка в начале шестого вечера по нашему времени. Он идет через Горынь на Лунинец и Барановичи. Паспортный контроль и таможенный досмотр проводятся в поезде, ведь большинство пассажиров держат путь дальше. В вагонах в теплую пору года не продохнуть. Таможенники и пограничники с трудом протискиваются через узкие проходы. Переполненные сумки «челноков» стоят так, что некоторым пассажирам некуда поставить ноги. Михаил Бут-Гусаим поясняет: почти все везут товар на продажу, но накрыть «партию» весьма непросто.

- Это ведь перевозчики, - говорит собеседник. – Они даже не торгуют, а работают на предпринимателей. Схема такая: частник закупает товар где-нибудь на рынке в Хмельницком, потом находит нескольких «бабушек», которым платит за транспортировку двух-трех пар джинсов или курток. В Украине он им вручает товар, а в Лунинце или Барановичах забирает. Затем одежда расходится едва ли не по всей Беларуси. Не исключено, что такие наряды отправляются и в «бутики», где продаются как «фирменный товар из Европы», разумеется, по соответствующим ценам. По крайней мере, когда мы раньше задерживали микроавтобусы с нелегальными партиями, на коробках были указаны адреса конкретных столичных павильонов.

Впрочем, «просканировать» всех пассажиров поезда, да еще и за 40 минут стоянки, нереально, так что в итоге на перроне оказывается всего несколько человек. Остальные «челноки» со вздохом облегчения начинают «переупаковываться».

В МИНУСЕ – ГОСУДАРСТВО

В Лунинце поезд пустеет наполовину. Товар из рук в руки передается заказчику, а уже завтра он окажется на прилавках. Сколько примерно выиграет частник, специализирующийся, скажем, на «ширпотребовских» джинсах, и потеряет государство на одном лишь таком рейсе? Подсчитать не сложно. Допустим, 50 человек из состава везут на себе в среднем по 3 пары брюк, стоимость каждой – около 300 тысяч. Итого – 45 миллионов. А теперь отминусуем от этой суммы  30% стоимости товара – 10% растаможка и 20% НДС, получаем 13,5 миллиона. Это огромная сумма, ведь любой бизнесмен понимает: торговля – есть риск. Сегодня товар идет, завтра - нет.

Чем жителей приграничья привлекает шоппинг по-украински

Вот и рискуют потерями меньшими. И не только в поездах. По словам начальника пресс-службы Брестской пограничной группы Александра Кислова, за текущий год пресечены попытки нелегального перемещения товаров к нам в страну на общую сумму в 6 миллиардов рублей. Большая часть из этого всего приходится как раз на белорусско-украинский участок границы, за который отвечает Брестская пограничная группа.

- Товары в основном ввозятся с целью сбыта или транзита на территории других государств, например, в Российскую Федерацию, - отмечает Александр Кислов. – Чаще всего через кордон пытаются провезти автозапчасти, одежду и обувь, хозяйственные и промышленные товары, алкогольную продукцию, продукты питания, наркосодержащие средства и психотропные вещества. На украинском направлении границы популярен трикотаж, мясо – туши домашних животных (чаще всего говядина и реже – свинина), сельскохозяйственные удобрения, не считая, конечно же, алкоголя, хозтоваров, продовольствия, обуви и одежды.

Уже внутри страны, в торговых павильонах и на рынках, отличить те же куртки, перчатки и джинсы, которые прошли официальную регистрацию на границе, от тех, что ввезены подпольно, невозможно. Главное – иметь документы хотя бы на часть товара. Иными словами, продав 50 пар джинсов, ввезенных официально, частнику ничто не мешает реализовать еще 150.

Парадокс еще и в том, что ту же одежду сегодня можно найти по низкой цене во многом благодаря… контрабанде. Остается надеяться, что решение этой проблемы будет более чем взвешенным. Чтобы жители юго-западного приграничья не хлынули впоследствии на массовый шоппинг в Украину или же в Польшу, а единственными магазинами с низкими ценами не остались лишь сэконд-хэнды.

Источник: Газета Заря

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram