Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Безбилетники: кусают за пальцы и избивают зонтиком

26  Января 2015 г.  в 20:52 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Не знаю, как в других городах, а в Бресте тех, кто ловит в общественном транспорте безбилетников, называют контрой. В интернет–сообществах даже созданы группы, где пользователи сообщают о местах проверок. Так что особо продвинутые, увидев в айфоне сигнал вроде «контра на Ленина», могут выйти на одну остановку раньше, чтобы не пробивать талончик.

Безбилетники: кусают за пальцы и избивают зонтиком

Но уж если профессиональный безбилетник все–таки попадется в руки контролеров, без боя он вряд ли сдастся. На работника «Брестгортранса» могут обрушиться брань и даже кулаки. «Штрафников», увы, становится все больше. За прошлый год без малого 25 тысяч, хотя годом раньше их было 19 тысяч. Дело тут явно не в финансовых трудностях, ведь цена вопроса менее 4 тысяч рублей за один талон. Я решил посмотреть на проблему, что называется, изнутри, напросившись в «бригаду» контролеров на несколько часов.

49 контролеров Бреста в полном составе работают с 6 утра до 23.00. Плюс одна бригада в ночную смену до последнего маршрута. В основном представительницы слабого пола. Несколько часов при любой погоде. Сравнить можно разве что с караульной службой в армии. Там тоже нет привязки к метеосводке. Заступил на пост — стой. И радуйся, если это теплый майский день. Мне не повезло. На вечернюю проверку вместе с контрольно–ревизорской службой я выехал в зимний вечер. На улице плюс–минус ноль, сильный ветер, снег с дождем, от которого не спасают ни теплая шапка, ни капюшон. Остановка открытая, так что спрятаться некуда, да и автобусы с троллейбусами идут один за другим. Даже после часа пик они не пустуют. При этом безбилетники встречаются с завидной периодичностью.

Первой на моих глазах высаживают пассажирку Оксану, лет 25. Она растерянно ищет проездной в куртке, затем в сумочке. Пожимает плечами, виновато оправдываясь: забыла дома. Ревизоры приглашают ее в микроавтобус, чтобы составить протокол. Штраф — 75 тысяч рублей. С собой у забывчивой девушки такой суммы не было. Ей выписали постановление и дали пять дней на оплату в любом отделении банка. Потом, правда, придется показать квиток в «Брестгортрансе», но если нет времени, можно отправить скан по электронной почте или сбросить факс. С Оксаной так на прощание и договорились. Без обид. Впрочем, начальник контрольно–ревизорской службы Юлия Хомич говорит, что такие нарушители, скорее, исключение:

— Даже тихие и спокойные безбилетники на следующий день могут явиться к нам с жалобами. Мой рабочий день начинается с приема звонков от возмущенных пассажиров, и потом телефон не умолкает до вечера. Претензии в основном не из–за штрафа, а к самим контролерам, которые якобы непочтительно вели себя с пассажиром. Как при этом разговаривают сами штрафники, уже не суть важно. Один такой позвонил и говорит: я вашему сотруднику в церкви свечку за упокой поставил... Скандалят по телефону, в моем кабинете, пишут жалобы руководству. Раз в месяц, как правило, идет судебный процесс. Мы не проиграли еще ни одного.

Безбилетники: кусают за пальцы и избивают зонтиком

Бывает, конечно, сдают нервы и у самих ревизоров, но каждый сигнал в их адрес тщательно разбирается. Если выходит, что контролер был не прав, он получает выговор. А это минус премия. При максимальной зарплате 7 миллионов рублей — наказание существенное. 

Следующий автобус задержался на остановке чуть дольше обычного. В салоне — разговор на повышенных тонах. Две девушки наотрез отказываются показывать талончики и выходить на улицу. Пришлось вызывать наряд милиции, который, впрочем, угомонить разбушевавшихся барышень не смог. Нехотя они вышли на улицу, где спектакль продолжился. Поочередно набрасывались на контролеров, якобы невежливо с ними разговаривавших, милиционеров, которые не представили им свои документы, и на меня, не имевшего, по их мнению, права фотографировать на улице без специального разрешения. Вразумить безбилетниц было невозможно, ибо все логичные доводы с цитатами всевозможных выдержек из законодательства и нормативных документов разбивались о крики возмущения. Через несколько часов они все–таки заплатили штраф, только уже в райотделе милиции. Контролер–ревизор Алексей Копацкевич отмечает, что зачастую именно представительницы прекрасного пола в таких ситуациях ведут себя крайне агрессивно:

— Недавно пассажирка лет 60 с дважды пробитым билетом отказывалась выходить из троллейбуса. Пришлось вызывать милицию. Выйдя, она вдруг набросилась на меня и... укусила за палец! Боль была жуткая. След потом еще долго не сходил. А буквально сегодня на мою коллегу еще одна безбилетница набросилась с зонтиком и избила ее. Вообще, подобное часто случается. У меня только за этот месяц четыре куртки порвали.

В основном, конечно, конфликт, плавно переходящий в рукоприкладство, создают пассажиры или во хмелю, или под действием бодрящих веществ, которые в магазине не купишь. Но есть и профессиональные скандалисты. Юлия Хомич вводит в курс дела:

— Наши сотрудники нередко сталкиваются с провокациями. Недавно молодой человек достал из сумки старый потрескавшийся планшет со словами: мол, не отпустите — я брошу его на землю и скажу, что это сделали вы... 

Впрочем, злостным нарушителем можно назвать не каждого. В одном из автобусов, например, нетрезвый молодой человек, видимо, от скуки, умудрился вложить свой пробитый талончик в щель между окном и обшивкой. Пришлось изрядно повозиться, чтобы его достать. Иной раз пассажир выбрасывает билет сразу при выходе, еще до того, как его взял за руку контролер. Часто бывает и так, что у водителя нет сдачи на крупную сумму или контроль входит в тот момент, когда передавший на проезд деньги из конца салона еще не получил свой билет. С каждым таким случаем приходится разбираться отдельно. Но ревизоры все–таки настаивают: чтобы не было конфликтов, на посадку нужно идти подготовленными, купив талончик заранее. И, конечно, не забывать пробить его компостером.


Справка «СБ»

В 2014 году в Бресте были задержаны 24.560 пассажиров без проездных документов. Это почти на четверть больше, чем в 2013 году. Сумма штрафов составила 1 миллиард 56 миллионов рублей. В среднем в месяц работники контрольно–ревизорской службы «Брестгортранса» выявляют от полутора до двух тысяч безбилетников, однако оплачивает штрафы примерно половина нарушителей. С остальных даже судебные исполнители не могут взыскать деньги по различным причинам. В основном из–за того, что безбилетники нигде не работают. К примеру, из 8 задержанных пассажиров в декабре прошлого года, не оплативших проезд, работал только один.

В прошлом году состоялось около 10 судебных процессов, в которых пассажиры оспаривали действия контролеров.