Брестский вокзал - прошлое и настоящее

24  Ноября 2014 г.  в 00:56 : История города Бреста

Мы продолжаем публикацию фотографий из серии "Брест: прошлое и настоящее". В этот раз мы подготовили фотоколлаж с использованием фотографии 1970-х годов.

Брестский вокзал - прошлое и настоящее

На старом фото, по всей видимости, запечатлен день приезда важного чиновника. Его встречала толпа людей, большинство из которых были гражданскими. Вся площадь перед зданием вокзала была заполнена людьми. Из транспорта - правительственный автомобиль и несколько автобусов.

Брестский вокзал - прошлое и настоящее

Брестский вокзал - прошлое и настоящее

Как видно по фотографиям, само здание вокзала не претерпело каких-то серьезных изменений.

Фотоколлаж подготовил: Евгений Сковородко,
специально для портала "Виртуальный Брест"


Немного истории:

Железнодорожный вокзал в Бресте был торжественно открыт 28 мая 1886 года в присутствии императора Александра III. Решение о строительстве шикарного здания вокзала было принято ещё в 1882 году, когда стало окончательно понятно, что вскоре в Российскую империю через Брест пойдут прямые поезда из Парижа (вообще, первый поезд в Брест пришёл в 1869 году из Тересполя). На строительство здания вокзала, которому суждено было стать лицом Российской империи в глазах Европы, средств не жалели.

В итоге всего через четыре года жители и гости Бреста увидели огромный замок, построенный на средневековый манер. Четыре водонапорные башни, многочисленные арки и изящные зубцы, паркетные полы… Да и расположение – словно на острове – придавало шарма вокзалу. Вокзал имел электрическое освещение – первым в истории железнодорожного транспорта Российской империи. Брестский вокзал долгие годы по праву считался лучшим в России по изяществу и комфорту.

Только вот простоять первому железнодорожному вокзалу Бреста было суждено недолго. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, русские войска во время своего отступления разрушили здание вокзала «чтоб врагу не достался». После того, как Брест стал частью Польши, вокзал отстроили (в 1929 году). Но это было уже совсем другое здание, начисто потерявшее былой шик и былую мощь.

В 1939 году Брест вошёл в состав СССР, а в 1941 году началась война…Каждый знает о мужестве солдат, защищавших Брестскую крепость. Но не все знают о подвиге работников брестского железнодорожного вокзала. Девять дней железнодорожники держали оборону в подвалах вокзала, представляющих собой сложнейшие лабиринты. И никак гитлеровцы не могли их сломить, пока попросту не затопили подвалы вокзала. Останки героев обороны брестского вокзала находили ещё в конце 1950-х годов.

После окончания войны советские сапёры ещё две недели трудились над разминированием здания вокзала. А потом начались восстановительные работы, в которых принимали участие и немецкие военнопленные.

Новое лицо железнодорожный вокзал в Бресте получил благодаря масштабной реконструкции 1953-1957 годов. Вокзал строили всем Советским союзом. Десять пород мрамора, гранит, гранодиорит – вокзал вполне можно рассматривать как необычный музей минералов. В результате реконструкции появился всем известный сегодня шпиль и пятиконечная звезда, возникли новые пристройки (например, зал для интуристов и таможенный зал). В результате увидела свет одна из жемчужин сталинского классицизма.

Железнодорожный вокзал в Бресте постоянно обновляется. Не успев опомнится от реконструкции 1993-1994 годов, в 2010 году вокзал опять начал масштабные восстановительные работы.

Каких только гостей не принимал железнодорожный вокзал в Бресте на своём веку! Русский император Александр III, его сын Николай, принц Вильгельм – наследник германского престола, экзотичный руководитель Северной Кореи Ким Ир Сен, президент Франции Жорж Помпиду, Владимир Ленин, Брежнев, Хрущёв, Ворошилов, Машеров – перечислять громкие имена тех, кого помнят стены вокзала, можно бесконечно.

Железнодорожный вокзал в Бресте… Он был лицом империи во времена Российской империи, калиткой в Европу во времена железного занавеса, воротами в Европу в постсоветские времена. Но во все времена брестский вокзал был и остаётся визитной карточкой белорусских земель, редкой достопримечательностью и потрясающим творением рук и сердец человеческих.

При подготовке материала использован текст с сайта holiday.by