«Самозванец» на сцене Брестского театра кукол

18  Декабря 2013 г.  в 14:51 : Музыка, кино, музеи, выставки

«Самозванец» на сцене Брестского театра куколЭта премьера стала настоящим событием не только в Брестском театре кукол, но и в театральной жизни Беларуси. Да что там! Берем шире: спектакль для взрослых по сочинению «Борис Годунов» А.С. Пушкина до сих пор не ставил ни один театр кукол мира! Решился на этот шаг режиссер-постановщик Алексей Лелявский, лауреат Национальной театральной премии Беларуси.

Игра актеров и декорации в спектакле - безупречны (сценография, куклы, костюмы Валерия Рачковского). Но достаточно ли этого для достойной оценки зарубежным зрителем? Нужно будет преодолеть языковой барьер, поскольку здесь много текста, ведь то, что происходит на сцене, нужно не только смотреть, но и внимательно слушать, понимая каждое слово. Впрочем, не будем загадывать.

«Самозванец» на сцене Брестского театра куколС помощью программки первые зрители проследили хронику исторических событий. Итак, в 1598 году после смерти 7 января царя Федора Иоанновича, последнего из рода Рюриковичей, и пострижения в монахини его жены Ирины к власти пришел ее брат Борис Годунов. В 1602 году в Чудовом монастыре монах Григорий Отрепьев узнает от отца Пимена подробности убийства сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, и сбегает в Речь Посполитую, где объявляет себя законным наследником престола. В 1604 году Отрепьев встречается с королем Сигизмундом ІІІ и подписывает условия получения финансовой помощи. 13 октября польские войска переходят границу. Армия Годунова терпит поражение за поражением. Через год, 13 апреля, в возрасте 54 лет царь умирает. К власти приходит его шестнадцатилетний сын Федор, но армия переходит на сторону самозванца. 20 июня войска Дмитрия І вступают в Москву, где он венчается на царство 30 июля. А в 1825 году описанные Н. М. Карамзиным события Смутного времени вдохновляют А.С. Пушкина на создание «Бориса Годунова». 7 ноября «Комедия о настоящей беде...» окончена, а 14 декабря восставшие выходят на Сенатскую площадь.

Главная роль самозванца Григория Отрепьева досталась Роману Пархачу. Он, впрочем, как и остальные пять задействованных в постановке актеров, был также в числе «народа». Мастер сцены Владимир Тевосян сыграл князя Василия Мосальского и Бориса Годунова. Монаха Пимена, патриарха Иова, князя Адама Вишневецкого, Николку юродивого, князя Петра Басманова – неподражаемый Иван Герасевич. Больше всего ролей было у Юрия Тесли, еще одного артиста-мастера. Перевоплощаться на сцене ему пришлось до восьми раз! То князь Воротынский, то игумен Чудовского монастыря Пафнутий, то беглый монах Мисаил, то князь Афанасий Пушкин. А еще - брат царя Семен Годунов, князья Андрей Курбский и Гаврила Пушкин.

Не только женские роли исполнила Лилия Верста: то царевна Ксения Годунова, ее брат царевич Федор, то возлюбленная самозванца - княгиня Марина Мнишек. И если в первых двух ролях артистка управляла куклами, то в третьей был слышен только голос. Сама же актриса почти неподвижно стояла на заднем плане сцены. Но как мастерски она управляла голосом! Лилия Верста озвучивала образ княгини то на огромной картине, то в миниатюрной фигурке в руках Отрепьева, а зрителю казалось, будто он реально видит каждое движение героини, ожившей в его воображении. О, это вовсе не простая особа! То, что у нее за душой, не располагает к симпатии: жажда власти любой ценой, пусть даже через замужество с самозванцем.

«Самозванец» на сцене Брестского театра кукол- Кукла – это мертвая оболочка с живым содержанием. Она думает! И зритель должен увидеть, что у нее есть душа. Поэтому маленькая фигурка Марины Мнишек в сцене у фонтана - это не кукла, а желание Отрепьева поместить туда свое содержание, - замечает Алексей Лелявский, поясняя некоторые театральные приемы. - В пушкинском тексте главное действующее лицо – народ. А народа всего 6 человек. Как же изобразить, чтобы он был значимым, а все остальное – на немного другом уровне? Поэтому на сцене должно происходить чудо статичной фигуры с минимумом движений. Эти фигуры могут давать гораздо больше экспрессии. И в данном сюжете эта задача для актеров. А в других случаях используются либо кукла, либо объект.

Вновь как замечательный артист в новой постановке предстал перед зрителем главный режиссер Брестского театра кукол Дмитрий Нуянзин. Князья Василий Шуйский и Ежи (Юрий) Мнишек, беглый монах Варлаам...

Три совершенно непохожие роли!

- Работать с Алексеем Лелявским очень легко, спокойно, во всех отношениях комфортно, - признается Дмитрий Нуянзин. – Видно, что это режиссер с богатым опытом. Он хорошо чувствовал наше состояние, настроение. Ему нужна была живая эмоция на сцене, живое отношение, поэтому мы много импровизировали, чтобы все было естественно. Потом пришел момент, когда режиссер сказал: стоп, вот так все и оставляем. Алексей Лелявский доступно, с юмором подходил к репетициям. Сцена не прощает лжи, «стушеванности». Когда нравится спектакль и твоя роль, то выходишь и просто живешь на сцене.
- Процесс создания спектакля получился очень интересным, веселым. Атмосфера была очень дружная, располагающая к импровизации, - соглашается и Владимир Тевосян. Каким благодаря ему мы видим в постановке царя Бориса? Не просто властелин, но и любящий отец, нежный, заботливый, внимательный к своим дочке и сыну (сцена в детской). Он понимает, что обладание престолом не делает человека счастливым. Душевные переживания царя даже побуждают сопереживать.

«Самозванец» на сцене Брестского театра куколА каким предстает перед зрителем Отрепьев? В комедии это не статичный образ некого злодея. В какой-то момент (сцена на балу) он, открывая любимой всю свою душу, кажется, готов отказаться от своей безумной идеи, от лжи. Похоже, теперь он – настоящий! Хрупкий, беззащитный... Тот, кто умеет любить и всем сердцем жаждет взаимности. Столь волнительная сцена в саду не оставляет равнодушными. Только Марине, похоже, не нужна обнаженная душа любящего мужчины, поэтому бывший монах вновь надевает маску наследника престола. Он выбирает богатство и власть, потому что его любовь и искренность, как оказалось, никому не нужны.

Комедия? Да, но не лишенная трагизма. Например, в сцене «о прагматичной политике и о том, как был предан царь Федор Годунов» тоже совсем не до смеха. Убийство наследника Бориса происходит за ширмой.

Здесь уже разворачивается театр теней

В скольких бы образах ни предстал каждый артист, особо выделить кого-то одного трудно. Свои роли все исполнили настолько мастерски и живо, что куклы или живой план – уже не имеет значения. Все словно происходит по-настоящему. Если бы не сарказм или ирония, присутствовавшие даже в сцене смерти царя, можно было бы представить, что лично наблюдаешь за событиями XVII века или даже являешься их участником, поскольку во время спектакля не обходилось без интерактива, сцена поддерживала живую связь с залом. Вот зрители уже сами в образе народа, потому что обращаются к нему, спрашивая мнения, от которого, похоже, зависит судьба всей Руси! Ощущаешь, словно ты действительно «там»! И в какой-то момент ты тоже «действующее лицо». Впрочем, площадное искусство подразумевает обращение к публике, а спектакль получился именно «площадным».

- Мои ожидания от премьеры оправдались. Думаю, Пушкин на эту постановку не обиделся бы (с его-то чувством юмора!). По-моему, вы очень удачно попали в тот жанр, о котором заявили, - обратилась после спектакля к артистам и режиссеру брестский театровед Татьяна Зарембо. - Замечательные актерские работы! Хотелось бы поздравить вас с таким неожиданным Борисом, неожиданным Отрепьевым, очень мудрым и очень современным решением спектакля. Не часто мы получаем такое удовольствие.

Действительно, полуторачасовой спектакль прошел на одном дыхании.

- Когда на первых порах я стал «копать», что такое пушкинский «Борис Годунов», то обнаружил, что мы читаем не совсем Пушкина, а то, что осталось после цензуры! – признался режиссер Алексей Лелявский. - Автор сам пишет, что пришлось исключить некоторые народные сцены и матерщину – французскую и отечественную. Мне хотелось раскрыть именно Пушкинскую суть, передать дух его произведения.

Алексей Лелявский охотно рассказал и об идее спектакля «Самозванец» и работе над ним.

«Самозванец» на сцене Брестского театра кукол- Как-то я перебирал дома книги и подумал: почему у меня столько «Бориса Годунова»? Надо что-то сдать в библиотеку, ведь четыре книги в разных изданиях только место занимают! А потом, когда получил приглашение из Бреста поставить спектакль, вспомнил о произведении Пушкина, - признался режиссер. – Я очень не люблю «выученные» спектакли. Считаю, в таком случае будет честнее снять для зрителей видео. Потому что когда что-то зафиксировано - это уже не то. Может, для некоторых театральных культур это хорошо. Например, для немецкой. Там договорились, например, что свет меняется за 6 секунд, и ни в коем случае не за 5! Для меня же работа в творческой группе – всегда процесс. Потому что с одним составом актеров получится так, с другим – иначе. Главное, задать направление движения, с которым все согласны. Создать «самоорганизующийся организм». Тогда не нужно режиссеру сидеть в зале и говорить: нет, Вася, ты тут не то сделал! Тогда останется только подсказать какую-то деталь. А задачи «выдрессировать» артиста у меня нет. Не хочется, чтобы было механически. Все должно идти из души! 

Как же отбирались исполнители для спектакля «Самозванец»? Алексей Лелявский собрал всю труппу и попросил каждого что-то прочитать из пьесы. Так режиссер, который ранее не работал с брестскими кукольниками, узнал, как актеры чувствуют текст, как могут импровизировать с листа, какой получается ансамбль.

«Самозванец» на сцене Брестского театра куколСроки для постановки были достаточно большими. Подготовка началась еще в мае. А вот приглашение от Брестского театра кукол Алексей Анатольевич получил еще два года назад. Можно ли ожидать, что минский режиссер поставит спектакль «Самозванец» и на столичной сцене либо в каком-то другом белорусском театре?

- Жизнь не такая длинная, чтобы тратить время на повторы, - уверен Алексей Лелявский. – Есть ситуации, когда думаешь повторить. И только потому, что постановка была удачной, но сошла со сцены. Я вот недавно подумал, что надо бы «Войну и мир» сделать...

Спектакль построен фрагментарно, «киношным» принципом: из 20 связанных между собой эпизодов. В последнем зрители услышали «безмолвие народа». Впрочем, на самом деле постановка завершилась восторженными аплодисментами зала. Действительно, браво!

источник Фото Татьяны ГАРМЕЛЬ, Автор Елена ГАРМЕЛЬ, газета Заря