Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

«Сальто мортале» на площади Ленина

9  Сентября 2013 г.  в 16:09 : Музыка, кино, музеи, выставки

«Сальто мортале» на площади ЛенинаЗа 18-летнюю историю существования «Белой вежи» брестскую публику радовало немало разножанровых постановок – образцов лучших театральных школ мира. Среди наиболее полюбившихся – уличные спектакли. В прошлом году в программе феста было заявлено всего лишь одно такое представление. Это обстоятельство вызвало волну возмущения со стороны зрителей. Судя по всему, организаторы сделали верные выводы: в рамках нынешнего форума брестчан порадуют три уличных спектакля. И первым на площадь Ленина вышел театр Strefa Ciszy из Познани с постановкой «Сальто Мортале».

Нынче польскому театру организаторы посвятили отдельную часть программы. И название дали соответствующее – «Польский театр на «Белой Веже». То, что интерес к спектаклю из Познани будет высоким, предугадать было несложно. Сценарий спектакля написан на документальной основе.

Событие, которому посвящен спектакль, произошло в конце войны в стенах немецкого города Штеттина (ныне польский Щецин). Солдаты конфисковали у населения оккупированного городка сотни пианино с целью дальнейшего их вывоза. Впоследствии все конфискованные инструменты разгрузили вдоль железнодорожного полотна, но за ними так никто и не приехал: без заботливых хозяйских рук они просто погибли, разрушились под воздействием палящего солнца и беспощадных ливней... 

На площадь наша компания пришла за час до выступления. И сразу же пожалела, что так поздно. Народу было, как обычно, очень много. Но, благо, прорваться к кромке импровизированной сцены нам все-таки удалось. Последовав примеру более опытных зрителей, мы уселись по-турецки на одну из резиновых дорожек, которые предусмотрительно постелили организаторы. В одно мгновение наши дружеские посиделки оборвал громкий, нахальный, резкий звук трубы. А затем – похоронная музыка. Она поглощала, давила, назойливо врывалась в уши и мысли. Действие началось…

Вместе с музыкой также внезапно на сцену стали врываться странные существа. Будучи в курсе темы спектакля, мы ожидали увидеть главных героев в любом образе, но только не в такой интерпретации. До сих пор теряюсь в догадках, кого конкретно «прятал» режиссер под устрашающими масками своих героев. То ли людей, высокомерно равнодушных ко всему тому, что другие создают с теплом и любовью. То ли стихию, которой, по сути, тоже все равно, кого и что уничтожать. То ли все это вместе взятое. Ясно одно: темные, страшные, безумные силуэты наделены разрушительной силой. И их не остановить…

«Сальто мортале» на площади Ленина«Сальто Мортале», как и большинство площадных спектаклей, идет без слов. В этот вечер их заменили актерская пластика и мимика. Ну и, конечно же, музыка. На протяжении всего действа она не переставала покорять то своим величием, то ужасом, то крайней эмоциональностью. Она подсказывала ритм актерским движениям и, кажется, ловила настроение зрителей.

Под скрежет металла мы несколько минут наблюдали, как жестоко управляются с шестью инструментами темные силы: скачут на них быстрей, чем на тройке гнедых, бьют плетью и тянут, словно чьи-то нервы, струны. Действие-полусон, полуреальность. Действие, граничащее с безумием, но которое, увы, когда-то имело место и в нашей реальной жизни.

На глазах у изумленного зрителя покалеченные фортепиано вдруг трансформируются в одну большую лестницу. Шесть инструментов в начале спектакля – шесть ступеней в конце. И под каждой ступенькой - тот самый мучитель, та самая разрушительная сила. Что ж, казалось бы, зло наказано, и наступил долгожданный хэппи-энд. Но ступеням, увы, больше никогда не принять прежний образ. Эти инструменты уже не сыграют свой любимый романс. То, что пропало, не возродить.

Несмотря на то, что спектакль идет под открытым небом, актеры (во многом благодаря своей игре) создали потрясающий эффект – они словно поместили зрителей в вакуум. И ничто: никакие звуки из внешнего мира (даже шум машин, проезжающих всего в каких-то двадцати метрах от нас) не сумели проникнуть туда и вмешаться. Восприятию не помешало и то, что постановка метафорична от первой и до последней секунды. Это, как ни странно, ничуть не спугнуло зрителя. Напротив, как будто зачаровало. За происходящим все наблюдали без лишних восторгов, но очень внимательно. А уже по окончании наградили актеров аплодисментами.

Виктория АТРОЩЕНКО. "Заря"