За туризм ответит СМиТ, или Автобусный парк в формате модернизации

17  Июля 2013 г.  в 10:03 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

За туризм ответит СМиТ, или Автобусный парк в формате модернизацииНа протяжении последних лет на страницах «Брестского курьера» руководство городского автобусного парка не раз подробно освещало актуальные вопросы транспортного обслуживания в городе и регионе. Заметим, что со времени последней публикации о работе автопарка (январь 2013 года), в которой шла речь о планах модернизации предприятия, концепции маркетинга и освоения туристических услуг, прошло ровно полгода. Каковы успехи осуществляемых в автопарке реформ? С этим и другими вопросами мы обратились к куратору проводимых на предприятии преобразований, главному экономисту автобусного парка №1 Игорю ЛОБОДЕ.

- Давайте, Игорь Петрович, напомним, чем вызвана необходимость модернизации в автобусном парке: объективной экономической ситуацией или директивной конъюнктурой?

- Ежедневно нашими транспортными услугами пользуется порядка 130 тысяч пассажиров. Понятно, что основная нагрузка приходится на социально значимые перевозки в городе и пригороде, т.е. на экономически убыточные перевозки. Однако выделяемые бюджетные субсидии не покрывают наши потери в полном объёме. Бюджет не в состоянии выступать полноценным финансовым громоотводом всех проблем автопарка. Именно убыточность основного направления работы предприятия подтолкнуло нас к поиску альтернативных источников дополнительных доходов. Автопарк рано или поздно должен был столкнуться с необходимостью учиться зарабатывать самостоятельно, отвечать вызовам времени, идти по пути модернизации.

– В чём ее конкретная суть на начальном этапе? Ведь не секрет, что модернизация требует значительных капиталовложений, которых автопарку, видимо, ждать неоткуда.

- Да, соглашусь, что цена процессов комплексной модернизации предприятия высока и требует значительных инвестиционных затрат. Однако модернизация – это не только финансовые вливания. Если говорить в целом – всё должно начинаться с изменения философии хозяйствования, с модернизации «в мозгах». Именно поэтому на начальном этапе автопарк сделал ставку на переориентацию части своего производственного потенциала на более эффективное его использование. Стало очевидным, что акцент необходимо перенести на сферу рентабельных видов деятельности и активизацию коммерческих усилий в этом направлении.

Комплексное решение подобной задачи возможно только в рамках современной маркетинговой политики, требующей коренного пересмотра всей системы управления предприятием. Данный принцип положен и в основу Концепции маркетинга - 2013. С разработки и утверждения этого программного документа всё, по сути, и началось. Концепция получила одобрение и поддержку в ОАО «Брестоблавтотранс», и с декабря прошлого года в штат автопарка было введено новое экспериментальное структурное подразделение – сектор маркетинга и туристических услуг.

- Значит, модернизация автопарка началась с комплексной маркетинговой программы и создания на предприятии маркетингового центра?

- Вы всё поняли правильно: сегодня СМиТ – ядро маркетинговых преобразований, штаб управления начальным этапом модернизации парка. 

– Извините, Вы сказали «Смит»… Это в честь известного шотландского экономиста? Очень символичное название для проекта экономических преобразований…

- Нет, это просто удачно сложившаяся аббревиатура – сектор маркетинга и туруслуг – «СМиТ». Никакого отношения к известному экономисту (смеётся). 

– Теперь остаётся признать, что столь громкое название проекта ко многому и обязывает…

- Безусловно. Ещё вчера парк работал, ожидая телефонный звонок или факс заказчика, и в зависимости от полученного заказа выполнял не всегда высокодоходные поездки. Сегодня ситуация изменилась в корне: автобусный парк самостоятельно формирует предложение транспортных услуг и занимается их продвижением. Нам в кратчайшие сроки удалось наладить партнёрские отношения с основными турфирмами Бреста и региона, в том числе в вопросах предоставления транспортных услуг группам иностранных граждан. СМиТ проводит тесную плановую работу с отделами народного образования Бреста и районов области, с профкомами крупных предприятий, с учреждениями санаторно-курортного лечения. И сегодня можно констатировать: автопарк стал самостоятельным игроком на рынке туристических услуг.

– Выходит, это новый вид деятельности в работе автопарка? И попутно второй вопрос: какие из предлагаемых предприятием туруслуг пользуются сегодня высоким спросом?

- Знаете, когда-то, лет тридцать назад, автопарк пытался заниматься туристической деятельностью. Но с позиций сегодняшнего дня назвать в полной мере это туризмом, наверное, нельзя. Существовала отдельная автобусная бригада, которая обслуживала заказанные перевозки, в том числе групп туристов, посещавших наш город. Сегодня же совершенно иные условия хозяйствования, когда рынок требует комплексного подхода к уровню сервиса туруслуг (бронирование билетов, проживание и питание туристов, работа экскурсоводов и проч.). Поэтому можно сказать, что автопарк начал заниматься туризмом с чистого листа.

На первом этапе акцент сделан на продвижение шоп-туров (Польша, Украина) и экскурсионных программ по Беларуси (Минск, Гродно, Беловежская пуща и др.). Так, в апреле–мае шоп-туры в Бяла-Подляску продавались филиалом еженедельно, в Варшаву и Луцк – один раз в две недели. В летний период приоритетным направлением стала организация сезонного отдыха у моря. Туры, разработанные парком, пользуются среди горожан повышенным спросом.

Вообще, за короткий период туристическими услугами удалось охватить достаточно широкую географию: от побережья Болгарии до Крыма, от супермаркетов Варшавы до красавицы Одессы. Наверное, согласитесь, что для автобусных туристических перевозок – это немало.

В СМиТ поступили и продолжают поступать предложения со стороны потенциальных контрагентов по организации на постоянной основе туруслуг в Чехии и Болгарии, Москве и Петербурге. Изучение перспектив данных направлений работы проводится в настоящее время.

В рамках Концепции маркетинга-2013, начиная с сентября, продажа шоп-туров и работа по их диверсификации будут активизированы. Основная цель – организация туров на регулярной основе, дальнейшее развитие клиентской базы. Уже сегодня при комплектации групп доля наших постоянных клиентов составляет треть от общего объёма продаж.

Показательной является и статистика: сегодня каждый второй телефонный звонок в автопарк -- это уже не жалобы, а проявленный в той или иной мере интерес к коммерческим услугам нашего предприятия.

– Одним из направлений работы СМиТ, говорят, являются доходы от неосновной деятельности автопарка. Что имеется в виду?

- Это реклама на транспорте, услуги контрольного механика и медиков, автомойка, сдача в аренду собственного недвижимого имущества и, наконец, услуги общепита. Общепит представлен не только хорошо известной и снискавшей популярность столовой автобусного парка, но и двумя новыми барами: «Вояж» – на втором этаже автовокзала и баром по улице Л-та Рябцева, 45.

Вообще, в рамках реализации Концепции маркетинга-2013 по развиваемым СМиТ направлениям, включая и сферу неосновной деятельности автопарка, прибыль в первом полугодии текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года выросла более чем в 4(!) раза. Это основной и главный итог проводимых преобразований. Маркетинговый подход не только показал свои преимущества и экономическую эффективность, но и со временем должен создать необходимые предпосылки и условия для дальнейшего реформирования всей работы автобусного парка.

- И последний вопрос. Сердце любого современного города бьётся в такт движения его общественного транспорта. Это закон урбанизации. Не пострадает ли от реформ, проводимых в автопарке, работа транспорта на социально значимых направлениях?

- Повторюсь, автопарк вынужден учиться зарабатывать. Таковы реалии рынка. Уверен, что подавляющее число наших пассажиров понимает и разделяет эту необходимость. И можем их заверить, что в отношении социально значимых перевозок проводимые реформы имеют своей заповедью императивный принцип – не навреди. Если, как Вы выразились образно, сердце Бреста бьётся в такт движения его общественного транспорта, то аритмию в этом процессе допустить невозможно.

Социально значимые перевозки всегда были и останутся главным приоритетом в работе филиала. Поэтому уже сегодня дополнительные доходы автопарка от маркетинговой деятельности частично направляются на техническое обслуживание и ремонт автобусов городского и пригородного сообщений, на выплату заработной платы водителям и ремонтным рабочим.

– Спасибо, Игорь Петрович, за интересное и развёрнутое интервью. Желаем Вам и коллективу автобусного парка успехов на пути дальнейшей модернизации и освоения маркетинговой «целины».

Интервью провел Алексей МАРТОВ, Брестский Курьер