Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Дорожники взялись за городские улицы

17  Апреля 2013 г.  в 17:23 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Нынешняя зима, катастрофическая для брестских дорог, окончательно обнажила скверное состояние дорожного покрытия областного центра. Почему зима оказалась роковой для городских дорог? Кто виноват и что делать, чтобы максимально быстро исправить ситуацию?

Весь покрытый ямами, абсолютно весь...

Заместитель генерального директора Брестского городского ЖКХ Александр Ильяшук заверил, что к 1 Мая большинство ям будет ликвидировано. Первые три месяца года, пока была минусовая температура и лежал снег, холодным асфальтом временно латали только самые большие прорехи общей площадью более 2,6 тыс. кв. м. И только за первую неделю с начала серьезного ямочного ремонта, на который в этом году выделено Br16 млрд, горячим асфальтом и струйно-инъекционным методом было заделано 3,6 тыс. кв. м ямок. Однако в Бресте хватает таких участков, где никакой ямочный ремонт не поможет. Поэтому отрезки некоторых улиц будут асфальтировать сплошняком. В график сплошного асфальтирования вошли порядка 25 участков на улицах Московской, Ленина, Лейтенанта Рябцева, Белорусской, Дубровской, Советской Конституции, Красногвардейской, Луцкой, Стафеева, Янки Купалы, Фортечной, Орловской, проспекта Машерова, путепровода на Пионерскую, моста на 28 Июля и другие. В ремонтных работах задействовано сразу несколько специализированных предприятий. Когда с ямами на основных магистралях будет покончено, силы бросят на второстепенные улицы, а затем - на дворовые территории. Кроме того, в планах на этот год заасфальтировать обновленный участок улицы Янки Купалы от Пионерской до переезда, к Дню города в рамках строительства Западного обхода открыть движение по мосту через Мухавец, сделать развязку на Варшаском шоссе и связать его с мостом новой трассой, а также расширить подъезды к мосту с северной стороны – улицу Зубачева до Гоголя и проспект Машерова от Ленина до Зубачева.

О, яма миа!..

Однако экономическая и эстетическая эффективность латания дыр хорошо известны. Ведь для устранения болезни нужно бороться не с симптомами, а с причинами заболевания. А причины лежат прямо на дорожной поверхности. Начнем с того, что из 537 км брестских улиц 202 км вообще незаасфальтировано, а износ оставшихся 335 км составляет, по оценкам экспертов, 80%. Если дорожное покрытие должно меняться каждые 12 лет, а на малозагруженных участках, которых в городе все меньше, - каждые 18 лет, то в Бресте немало улиц, по которым каток в первый и последний раз проходил 25 лет назад и раньше. При таком подходе рассчитывать на хорошие дороги не приходится. Конечно, жизнеобеспечение дорожной инфраструктуры поддерживали как могли, но лечением занимались мало – на это банально не хватало средств. И вот небольшая нагрузка на дышащий на ладан дорожный организм в виде немного более экстремальной, чем обычно, зимы – и он рухнул, как карточный домик. Недофинансирование в прошлые годы вылилось в то, что в 2013-м только на латание дыр пойдет в 8 раз больше денег, чем в прошлые годы.

Не сыпь мне соль на раны

Катализатором дорожного “обвала” стала необычная зима. Температура дорожного покрытия десятки раз переходила нулевую отметку, из-за чего вода в жидком виде, попадая в микротрещины, замерзала и расширялась, многократно расширяя их границы до огромных колдобин. Кроме того, свою негативную лепту внесли песчано-соляные смеси, рассыпанные по улицам. Если обычно за зиму на город обрушивают 12 тыс. т такой смеси, то на этот раз высыпали 36 тыс. т соленого песка, который, по мнению экспертов, успешно разъедает дорожное покрытие. Мало того, если столбик термометра опускается ниже 12 градусов мороза, то смесь уже не помогает, и на дорожные “раны” сыплют уже чистую соль. При этом коммунальники пока не видят альтернативы песку и соли в борьбе с гололедом – если и есть менее агрессивные смеси, то они слишком дороги для Бреста.

Дороги на болоте

Еще одна причина плачевного состояния дорог в том, что их основания не выдерживают выросших в разы нагрузок, связанных с увеличением транспортных потоков. Например, такие крупные микрорайоны, как “Восток”, “Ковалево”, “Вулька”, стоят практически на болоте, поэтому дорожная основа здесь должна быть особенно прочной. А какова она на самом деле? В этом же причина и невероятного количества ям во дворах домов и на подъездах к ним – раньше не рассчитывали на такое огромное количество машин и основание под асфальтовое полотно укрепляли не так интенсивно, как магистральные улицы.

«Одноразовый» асфальт

Надолго ли хватит ямочного ремонта? Теоретически “запломбированная” ямка может пережить не одну зиму, зато вокруг за это время может появиться с десяток колдобин. Другое дело сплошное асфальтирование, после которого новое покрытие может простоять минимум 8 лет при максимальной нагрузке. Но это теоретически, а на практике есть большие проблемы с качеством материалов для ремонта дорог. Возьмем путепровод Ленина - Брестских дивизий, там новенький асфальт компании “СТиМ” не продержался и года. При этом и претензий производителю не предъявишь – состав соответствовал отечественным ГОСТам. Только кому нужны такие стандарты? Или правильнее задать вопрос: кому выгодны такие ГОСТы? Кто зарабатывает на ежегодном латании дорожных дыр и перекладывании асфальта? В этом году “СТиМ” обещает добавить в асфальт новые присадки, которые значительно улучшат его качество. Машины для укладки у компании тоже современные, но пока не хватает оборудования для доведения состава перед укладкой до нужной температуры, что, в свою очередь, отражается на качестве работ. Кроме того, оставляет желать лучшего качество битума, производимого белорусскими нефтеперерабатывающими заводами. Большая глубина переработки черного золота приводит к тому, что вяжущие свойства битума далеки от необходимых.

Улица упирается в финансовый тупик

Надо учесть, что в новый асфальт “оденут” лишь малую толику улиц, ведь в среднем текущий ремонт километра дороги стоит от Br1 млрд, а капитальный – от Br2 млрд. Много ли удастся отремонтировать на выделенные деньги, можно посчитать и без калькулятора. Поэтому в случае повторения аномальной с точки зрения дорожников минувшей зимы можно с большой долей вероятности ждать повтора весны-2013. И ямы на дорогах будут появляться до тех пор, пока большая часть брестских улиц не будет капитально и качественно отремонтирована. К примеру, в Гродно это уже поняли и закрывают для ремонта целые улицы, после чего они становятся как новенькие. Потому и нынешняя зима не так сильно отразилась на дорогах соседнего областного центра. В Бресте также переходят на этот принцип и за последнее время отремонтированы улицы Ленина, Гоголя, Мицкевича, Суворова, Сябровская, Лейтенанта Рябцева, бульвар Космонавтов, завершаются работы на улице Янки Купалы.

Автор Сергей РЕКУЦ, газета Заря