Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

На территории охранной зоны Брестской крепости начались строительные работы

21  Февраля 2013 г.  в 14:21 : Брестская крепость

Зачем порвали «жемчужное ожерелье» Брестской крепости?

Началось строительство моста в районе Кобринского укрепления Брестской крепости

В понедельник, 18 февраля, на территории охранной зоны Брестской крепости начались строительные работы, привлекшие внимание горожан. Уголок скрыт от глаз – в низине у валов Кобринского укрепления (недалеко от строящегося моста через Мухавец и главного входа в мемориальный комплекс). Но рядом живут люди, ведутся земляные работы на строительстве жилого дома на ул. Зубачева. А на Кобринском укреплении детальную инвентаризацию объектов проводят члены одной из рабочих групп в рамках проекта по созданию на территории Брестской крепости историко-культурного комплекса. Они-то в первую очередь и обеспокоились: какие работы могут вестись на охраняемой территории? Позвонили в отдел культуры горисполкома, в музей Брестской крепости. Но там им ничего не смогли пояснить: похоже, были не в курсе.

Когда журналисты «Вечерки» приехали на место, машина одного из предприятий, расположенного в Тельмах, выгружала песок вместе с мусором прямо в обводной канал. Со стороны ул. Зубачева образовался съезд, для прохода техники вырубили дерево. Словом, образовалась небольшая стройплощадка у «жемчужного ожерелья» крепости, как когда-то называли систему валов и обводных каналов. 

«В охранной зоне крепости нарушили культурный слой, – говорит Юрий Грудовик – участник интернет-форума «Брестская крепость». – Обводной канал перекрывают, а значит, будет нарушена система циркуляции воды. Неужели эти работы ведутся без согласования с Министерством культуры?».

Директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк открещивается от происходящего. «Территория мемориального комплекса заканчивается валами, – говорит он. – Все остальное в компетенции города».

СУ-158 стройтреста № 8, которое задействовано на этих работах, является генподрядчиком на строительстве Западного обхода Бреста. Вот что пояснил заместитель начальника управления Александр Герасимович:

– Первая очередь Западного обхода включает строительство моста через обводной канал для въезда грузового транспорта на территорию крепости. Потому что въезд через Северные ворота планируется закрыть: он выработал свой ресурс. А в крепость ездит уборочная техника, транспортные средства «Брестреставрации», есть своя хозяйственная часть… К тому же раньше, по моим сведениям, в этом месте также был въезд в крепость. Еще на стадии проектирования Западного обхода строительство этого небольшого моста согласовано с Министерством культуры. Вначале необходимо забить сваи (мост будет на две опоры). С этой целью временно перекрыли насыпью канал. Когда опоры будут готовы, ров восстановим в прежнем виде. Такое решение принято проектировщиком (генеральный проектировщик на объекте – «Брестпроект»). Объем работ небольшой, поэтому к концу первого полугодия строительство моста наш субподрядчик – «Мостоотряд» № 58 – завершит. В проекте второй очереди Западного обхода значится также возведение моста через железную дорогу с выходом на ул. Смирнова.

Если все «по закону», – почему тогда на строительстве моста в эти дни приостановили работы?

Заместитель председателя горисполкома Николай Якубовский уточнил, что строительство объекта на территории крепости требует окончательного согласования. Министерство культуры действительно дало свое «добро» на стадии проектирования Западного обхода. Есть также разрешение инспекции Госстройнадзора на право производства работ в целом по Западному обходу. Для завершения процедуры согласований требуется еще одно решение Минкульта – на право производства работ в крепости. Но это, по мнению собеседника, технический момент, который не потребует много времени. «Других вариантов въезда в крепость обслуживающего транспорта просто нет, – говорит он. – Это не может быть Звезда или Холмские ворота, Северные ворота также будут открыты только для пешеходов».

 Заместитель директора мемориального комплекса по эксплуатации Александр Якубовский в свою очередь подтвердил: там, где предполагается возведение моста, изначально, еще в период строительства крепости, был проезд (не случайно в этом месте образовался разрыв валов), а там, где нынче Звезда, – проходил вал.

Антонина Хокимова. "Вечерний Брест"


В Бресте разгорается скандал из-за строительства объездной дороги. Строители засыпали часть обводного канала вокруг Брестской крепости. Горожане и историки возмущены. Считают, что подобные строительные манёвры испортят облик мемориала. Работы стали неприятным сюрпризом и для местной власти.

Строительство Западного обхода в Бресте - проект крупномасштабный и долгожданный. Пробки для областного центра — дело обычное, и транспортный поток всегда интенсивный. Чтобы возвести мост, пересыпали центральное русло реки Мухавец. Но разразился скандал. Строители засыпали песком и мусором обводной канал Брестской крепости. Юрий, который не раз участвовал в исследовании территории цитадели, археологических раскопках, как и десятки других горожан, не скрывает своего возмущения.

Юрий Грудовик, участник форума «Брестская крепость»:
Работы, проводящиеся по засыпке тех же рвов, никак не связаны с защитой крепости. Такое ощущение, что ведётся планомерное уничтожение крепостных объектов.

Грунт в крепостной ров стали возить в понедельник. По проекту, на этом месте будет мост, который соединит город и мемориальный комплекс. 

Александр Герасимович, заместитель начальника строительного управления №158 стройтреста №8 Бреста:
Мы засыпали небольшую часть. Шириной метров восемь. Чтобы был проезд техники для устройства с одной стороны канала и с другой опор. После этого мы сразу эту насыпь разберём. И канал останется, как и был.

Но генеральный подрядчик в глаза не видел разрешения на проведение подобных работ. О засыпке обводного канала ничего не знал и директор мемориального комплекса.

Григорий Бысюк, директор Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»:
Территория крепости ограничивается волами. Граница крепости, мемориального комплекса. В соответствии с документами, которые имеются в горисполкоме на проведении тех или иных работ.

Владимир Казаков, директор ОАО «Брестреставрация»:
Это объект уникальный. Уникальный по своей сути, что он является, категория нулевая у нас охраны, то есть считается международной категорией. Естественно, к нему нужно было подойти избирательно.

После пристального внимания к этой проблеме горожан и нашего телеканала, работы на объекте приостановили. Бесспорно, мост строить нужно. Но стоит ли ради этого приносить в жертву уникальные объекты, представляющие историческую ценность.