Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Директор «АПП Шетле»: «Если ничего не изменится - мы уйдем с этого рынка»

3  Ноября 2012 г.  в 11:46 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Директор «АПП Шетле»: «Если ничего не изменится - мы уйдем с этого рынка»Директор «АПП Шетле»: «Если ничего не изменится – мы уйдем с этого рынка»

Сегодня упреки по поводу работы общественного транспорта города не бросает только ленивый. То автобус не пришел по расписанию, то вообще не приехал… Наиболее продвинутые уже и выход из ситуации отыскали: мол, отдайте городские маршруты в руки частников – и будет вам (нам) счастье! Но захотят ли частники заниматься таким благородным делом в реалиях дня сегодняшнего?

Десять лет на рынке социально значимых пассажирских перевозок в Бресте трудится иностранное частное транспортное унитарное предприятие «АПП Шетле». Увы, из пяти некогда популярных в Бресте маршрутов на сегодняшний день остался только один - № 50. Да и тот в ближайшем будущем может прекратить свое существование.

«В чем дело?» - интересуемся у директора ИЧТУП «АПП Шетле» Леонида Иванютенко.

Ответ краток: «Не выгодно». Оказывается, предприятие «Шетле» руководствуется теми же нормативными документами, что и государственные транспортные организации - автобусный и троллейбусный парки. Так что самостоятельно поднять тариф за проезд до окупаемого не имеет права. (Напомним, цены на проезд в городском транспорте устанавливаются облисполкомами по согласованию с Министерством экономики.) Хотя дотации из бюджета, в отличие от государственных предприятий, «Шетле» не полагаются.

«Сегодня стоимость проезда в транспорте не увязывается с паритетом цен на другие виды товаров и услуг, - рассказывает Леонид Николаевич. - Чтобы обывателю было понятно, о чем речь, приведу простой пример: карп фаршированный в 2010 году стоил 18 тысяч рублей. Проезд в городском транспорте 850 рублей. Сейчас такую же рыбу купишь за 105 тысяч. В автобусе же едем за 1400 рублей. Выходит, цены на карпа взлетели в 5,8 раза, а проезд в городском транспорте поднялся всего лишь на 70 %. Если ничего не изменится – мы уйдем с этого рынка».

По словам директора, предприятию стало полегче дышать, когда оно «сбросило» с себя в этом году четыре городских маршрута. Но 50-й, «как хвост, тянет на дно». Во многом именно из-за него на предприятии и зарплату водителям поднять пока не могут. Кстати, в среднем на АПП «Шетле» водители (а их на предприятии 40 человек) зарабатывают столько же, как и их коллеги из государственного автобусного парка – 3,5-4 миллиона рублей. Ситуация объяснима: начни платить «Шетле» больше – кто бы в автобусном парке работать остался. Пока и «частники», и «государственники» работают в одной упряжке на рынке социально значимых пассажирских перевозок…

Так сколько же должен стоить проезд в частном городском автобусе, чтобы маршруты «Шетле» все-таки остались в Бресте? «Понятно, что сегодняшние 2 тысячи (именно такой тариф согласован для 50-ки) никуда не годятся, - продолжает Леонид Иванютенко. - К примеру, в Подмосковье проезд стоит 23 российских рубля (при курсе доллара примерно 1:30. – Авт.), в Москве – 28. В областных центрах в России 15-18 рублей. Обобщая, нигде в России меньше чем за полдоллара вас не повезут. Так что 4 тысячи – это, наверное, был бы оптимальный для нас вариант.

Другое дело, что нельзя из первого класса сразу пойти в четвертый. Поднятие цен должно быть поэтапным. Сегодня, скажем, хотя бы до 2,5-3 тысяч рублей».

Но и до таких цифр, похоже, дойдет не скоро. Хотя, по словам директора «Шетле», местные власти на стороне транспортников и готовы повысить тарифы. А вот насчет согласования с Министерством экономики намного сложнее. Там, похоже, вникать в суть проблемы совсем не спешат.

Посему и не снимается с повестки дня вопрос о последнем маршруте «Шетле» в Бресте. «Этот маршрут пока не сворачиваем, - обнадеживает Леонид Иванютенко. – Сегодня на нем работает 9 автобусов (всего парк «Шетле» составляет 36 машин. – Авт.). Прекрасно осознаем, что такое убрать его, входя в зиму. Это некрасиво и по отношению к горожанам, и по отношению к городским властям. Мы хорошо понимаем ситуацию: в сложившихся обстоятельствах автобусный парк закрыть эту брешь будет не в состоянии. Как не получилось в полной мере это сделать с другими нашими бывшими маршрутами. Так что полгода-год еще поработаем. А там… Возможно, настанут лучшие времена. Здравый смысл однажды должен восторжествовать».
 

Александр Кульбака. "Вечерний Брест". Фото Николая Чеберкуса