Елена Трибулева, Елена Жук, Сергей Мощик, Павел Куницкий, Антонина Хокимова
Вечерний Брест
Художественное оформление города – это важный элемент эстетического воспитания. Поэтому и старались власти в советские времена украсить города: скульптуры пионеров, рабочих, животных стояли у школ, на площадях и в парках. Незамысловатые, зато идейно выдержанные. Времена изменились, сейчас в столицах применяют новомодные дизайнерские изыски, а в райцентрах по-прежнему стараются украсить улицы и парки скульптурами, правда, уже художественные критерии теперь на первом месте. А что же старенькие фигуры, которые для многих символизируют радостное детство, будто сойдя с кадров классических советских фильмов? Наши собкоры разыскали памятники из прошлого на современных улицах райцентров Брестчины.
Въезд в Каменец более 40 лет стерегут беловежские зубры
Зубры на въезде в Каменец со стороны Бреста стоят уже как минимум 40 лет. А кажется, что и больше, так привыкло к ним нынешнее поколение горожан. Детьми мы бегали к ним играть. В то время изваяния лесных исполинов находились далеко за чертой Каменца, и поход к ним был настоящим приключением. Теперь город разросся, жилые дома подступили к зубрам совсем близко и даже зашли к ним «с тылов», но рядом живущая детвора все так же считает верхом ловкости и отваги взобраться зубру на спину. Поверьте – это далеко не просто…
История появления зубров в Каменце уже успела обрасти легендами. Одна из них гласит, что скульптуры были тайно вывезены с территории соседнего района. Мол, первые два года их даже прятали в подвалах, и только уладив все нюансы, районные власти решили выставить изваяния на всеобщее обозрение. Правда, официальные лица такие слухи отвергают. Говорят, никто ни у кого зубров не «уводил»: просто тогдашний председатель Каменецкого райисполкома договорился со своим коллегой из Пружанского. Но что до того времени зубры стояли на въезде в пущу недалеко от поселка Шерешево – это точно. Как правда и то, что в Каменецком ЖКХ, на балансе которого находятся скульптуры, никаких документов на них нет и не было. Так, по крайней мере, утверждает нынешнее руководство предприятия.
Изваяния зубров в натуральную величину были перевезены в Каменец где-то в середине 60-х годов прошлого века. В то время поселок, которому предстояло стать городом лишь спустя почти 20 лет, начал активно благоустраиваться. Возле реки был заложен парк культуры и отдыха им. 50-летия Советской власти, и доминантой этого парка стал один из зубров. Его установили на огромную тумбу диаметром 1,5 метра и высотой, по разным воспоминаниям, то ли в пять, то ли в десять метров. Другая скульптура украсила место пересечения улиц Брестской и 8 Марта. Позже там был установлен памятный знак к 700-летию Каменца, к недавним «Дожинкам» замененный на новый. На фотографиях тех лет можно встретить разлученных зубров: каменчане и гости любили фотографироваться на их фоне. Да и сейчас почти у каждого в семейном альбоме найдется фотография «я и зубр». Местная достопримечательность как-никак!
К выезду из Каменца зубры переместились в самом конце 60-х. Здесь и стоят по сей день – по обе стороны дороги, мрачно взирая друг на друга и проезжающие мимо машины. Из авторитетных источников известно: зубры отлиты из бетона, внутри – пустотелые, каждый состоит из шести частей. Ежегодно коммунальщики «причесывают» их: подмазывают осыпающийся бетон и подкрашивают облупившуюся краску. Горожане иронизируют: на зубрах уже столько слоев этой краски, что скоро будет не узнать, что за зверь тут стоит. По крайней мере рогов у зубров уже нет, и давно. Обломились когда-то при очередной попытке их оседлать.
И все-таки лично я люблю эти железобетонные творения неизвестного автора. Да, они кажутся громоздкими, да, не представляют собой художественной ценности и не вписываются в архитектурный облик современных микрорайонов. Но они – часть моего города, который я знаю и помню. Так что пусть сторожат Каменец и дальше.
В Кобрине с прошлого века застыла в поцелуе лебединая пара
Вообще-то, в Кобрине имеются и другие старые скульптуры. Полководец Суворов, к примеру, или знаменитый орел с лавровым венком рядом со Свято-Александро-Невским собором. Но поскольку все они связаны с матушкой-историей, то и место своей прописки не меняли и вряд ли в ближайшем будущем поменяют. Что же касается девушек с веслами и прочего советского гипсового искусства, то в городе этого не найдешь. Что-то «сносилось» и утилизировано как не подлежащее реставрации, что-то убрали просто потому, что на дворе ХХI век.
Помнится, совсем недавно на территории гимназии (в недавнем прошлом СШ № 5), «глядя» на улицу Пушкина, стояли две фигурки на постаментах – мальчик-горнист и девочка в пионерском галстуке. В принципе, ничего особенного в художественном исполнении, обычная композиция в духе «гомо советикус». Но кобринчане, а особенно учащиеся этой школы, привыкли к такому своеобразному привету из прошлого. Стоят скульптуры, никому не мешают и даже в какой-то мере настроение поднимают своей бодрой пионерской готовностью.
Окружающие так привыкли к этой «детворе», что никто и не заметил, как однажды пионеры… исчезли. Оказалось, причина для этого была очень даже веская. Дело в том, что неизвестные вандалы так «поработали» над скульптурами, что даже специалисты не смогли восстановить разбитое.
И все-таки есть в Кобрине советский скульптурный «антиквариат». В городском парке имени Суворова сохранилась любопытная группа – целующаяся лебединая парочка размером со взрослого человека. Вписались птицы в парковый антураж очень даже гармонично: застыли на небольшом склоне под сенью старых деревьев, под ними – старый пруд. И тут же мостик, на перилах которого примостились миниатюрные модели пушек. Идиллический сюжет буквально притягивает к себе местных влюбленных.
Узнать, кто является автором затянувшегося лебединого поцелуя, не получилось, информация затерялась где-то в старых бумагах. Да и с возрастом птиц тоже полная неразбериха, но то, что они «поселились» в парке давным-давно, совершенно точно. По крайней мере есть очевидцы, подтверждающие, что в 60-х годах прошлого века лебеди здесь уже были.
Что интересно: в парке предостаточно современных симпатичных и оригинальных малых архитектурных форм, выполненных в разной технике и из различного материала. Но сами горожане и гости районного центра любят позировать для снимка на память именно на фоне или в обнимку с этими лебедями. То ли прошлое привлекает (как-никак другое столетие), то ли легендарная верность, приписываемая этим крылатым.
Памятник-призрак стоит на въезде в Малориту
Советский памятник на въезде в Малориту, назовем его «Три крестьянки», можно назвать призраком. Ни в архитектурной службе, ни в отделе культуры сведений о нем нет.
На помощь журналисту пришел 83-летний ценитель местной истории Владимир Иванович Харсюк. Он рассказал, что появилась данная скульптура в 1960-х годах. По словам собеседника, на скульптуре три девушки – русская, молдаванка и украинка. Они символизируют три названных народа.
- Может, в центре все-таки белоруска? – интересуюсь. – Орнамент характерный и все такое…
- Нет, никакой там белоруски нет! – уверяет малоритчанин. – Тогда была совсем другая политика.
Спорить со старожилом сложно. Действительно, слева, рядом с молдаванкой, огромные гроздья винограда – символа этой страны. Украинка справа держит большой увесистый сноп. Украина, как известно, была житницей некогда великой страны. Русская в центре подняла над головой венок, этакий символ бесконечной дружбы. Руки крайних «девушек-сестер» сплетены на уровне плечей. В общем, дружба - не разлей вода.
Больше всего, когда осматривал скульптуру с обратной стороны, меня удивил бант на длинной косе украинки. Иначе как крестом его назвать нельзя, настолько четко просматриваются все углы. Прям диссонанс какой-то с политикой атеизма в СССР. В остальном фигуры монументальны и четко соответствуют канонам советского времени. Центральная девушка в длинном национальном костюме, крайние – в довольно смелых по длине юбках.
Думали, к областным «Дажынкам-2010» бетонный памятник снесут. Ан нет! Подкрасили, подремонтировали, и он будто заиграл новыми красками. Снова встречает всех въезжающих в Малориту.
С пинскими памятниками фотографируются министры
Первый и единственный в Пинске бронзовый памятник появился лишь на рубеже второго и третьего тысячелетий. Это скульптурная композиция «Клятва», посвященная партизанам Полесья.
Несколько лет назад в городских скверах и на набережной прописались также первые скульптуры из натурального камня, а минувшим летом площадку у Полесского драмтеатра украсили выполненные из дерева герои водевильной комедии В. Дунина-Марцинкевича «Пинская шляхта» - результат двух пленэров. Все прежние персонажи пинских улиц – из бетона.
Настроение далекому от идеологии прохожему могли поднять разве что скульптурная композиция в виде медведицы с медвежатами в парке культуры и отдыха, безмолвная парочка влюбленных на той же аллее, а в детском парке - кудрявый мальчик с голубем в руке. Стройную красавицу над неработающим фонтаном ОАО «Пинский завод искусственных кож» в расчет брать не будем: она от прогуливающихся по улице Брестской горожан отделена высоким металлическим забором.
Старшее поколение пинчан еще помнит скульптуру полешука с веслом, ставшую своего рода символом довоенного Пинска с его знаменитой торговлей с лодок на Пине. Скульптуру в городском парке установили во второй половине 30-х годов накануне открытия Полесской ярмарки. Простояла она недолго и сохранилась лишь на фотоснимках. В наши дни городские власти было загорелись ее восстановить, но со временем интерес к этой идее пропал.
Была надежда, что свой вклад в художественное оформление города догадается внести Полесский государственный университет, новые объекты которого расположились на месте былого еврейского предместья Каролин, игравшего в экономической жизни Пинска не последнюю скрипку. Однако чуда не произошло. Свой бронзовый символ, у которого можно было бы до блеска натереть мешок с деньгами и уверенно идти на экзамен, у будущих банкиров не появился.
Поскольку замены нет, добродушным медведям, влюбленной паре и кудрявому мальчишке с голубем в руке еще долго придется нести службу. За первыми и вторыми хозяева следят, регулярно подкрашивают. И люди, и животные по-прежнему вызывают симпатию. Сфотографироваться с ними останавливаются даже министры, чего не скажешь о памятниках вождям.
Здесь на память приходит одна история, рассказанная журналисту пинским экскурсоводом Еленой Лягун. В 60-х годах прошлого века в сквере напротив гидротехникума стоял небольшой бюст Ленина. Однажды учащиеся техникума сняли его с постамента, погрузили на тачку и по булыжной мостовой отправились с нелегким грузом в сторону моста через Пину. Хотели сбросить памятник в воду и посмотреть, большую ли волну вызовет низвержение вождя мирового пролетариата. Однако по дороге их увидели работники милиции и планы молодежи сорвали. Организатора акции суд признал виновным в хулиганстве и приговорил к лишению свободы.
Из всех имеющихся в городе скульптур мальчишка с голубем самый безобидный. Может, поэтому ему больше всех достается. Нос у него разбит, кисть левой руки покалечена, а у голубя оторвана голова. И просматриваемую на постаменте свастику закрасить некому.
Гармонист и школьница провожают швейцарскую электричку на Жабинковской дистанции пути
На остановочном пункте Яковчицы Жабинковской дистанции пути время в ожидании поезда забавно коротать в компании с веселым гармонистом. Неизвестно, каким он был в «первозданном» виде. А сейчас на двухметровом постаменте стоит жизнерадостный мужик в голубых шароварах и алой рубахе, в руках – красная гармонь. Краски явно не пожалели. Чтобы оживить поблекшее от времени лицо, мужику дорисовали усы и бородку. А в целом этому образу, вызывающему у людей постарше ностальгию, пожалуй, можно верить.
Достаточно послушать рассказы бабушек, как весело было в годы их юности на деревенских вечеринках. Старшее поколение охотно мирилось с шумной молодежью и по очереди отдавало для гуляний сени или комнату в хате. И первым парнем на селе был, конечно, гармонист. Кадриль сменялась полькой, а полька – местной вариацией вальса, которой и названия-то никто не знает.
Вот и стоит этот незатейливый памятник своего времени уже не один десяток лет. Не бог весть какое произведение искусства, но скульптура из дешевого материала хорошо сохранилась – зачем же ее убирать? Так и провожает веселый гармонист поезда, которые, в отличие от него, со временем претерпевают изменения. Вот уже и скоростная швейцарская электричка «Stadler» молнией проносится мимо остановочного пункта: остановка здесь не предусмотрена.
Вдоль железнодорожных путей Жабинковской дистанции пути пассажиры обращают внимание и на другие скульптуры – ностальгические осколки советского прошлого. На остановочном пункте Нагораны сохранилась скульптура школьницы того времени – в форме с фартуком и с портфелем в руках. «Произведение» без мысли, без характера – просто некий типаж, но выглядит почему-то трогательно. Особенно если мысленно поставить рядом современных тинейджеров… А ближе к Березе, в Павловичах, еще одна фигура – девочки, которая держит в руках голубя.
За состоянием этих скульптур следит Брестская дистанция гражданских сооружений Белорусской железной дороги. Как сказал начальник Игорь Семенюк, бетонные фигуры даже не числятся на балансе, но надо же кому-то за ними ухаживать. Теперь точно никто не знает, когда они установлены. Со временем эти скульптуры начнут разрушаться, и вряд ли кто-то возьмется их реставрировать. Или устанавливать на их месте новые. Время безжалостно не только к людям, но и к памятникам, особенно таким недолговечным и, как теперь принято говорить, «низкохудожественным». У него своя логика и своя правда. А все-таки жаль…