Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

5  Октября 2012 г.  в 11:07 : История города Бреста

Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

Елена Трибулева, Елена Жук, Сергей Мощик, Павел Куницкий, Антонина Хокимова
Вечерний Брест

Памятники из прошлого на улицах райцентров БрестчиныХудожественное оформление города – это важный элемент эстетического воспитания. Поэтому и старались власти в советские времена украсить города: скульптуры пионеров, рабочих, животных стояли у школ, на площадях и в парках. Незамысловатые, зато идейно выдержанные. Времена изменились, сейчас в столицах применяют новомодные дизайнерские изыски, а в райцентрах по-прежнему стараются украсить улицы и парки скульптурами, правда, уже художественные критерии теперь на первом месте. А что же старенькие фигуры, которые для многих символизируют радостное детство, будто сойдя с кадров классических советских фильмов? Наши собкоры разыскали памятники из прошлого на современных улицах райцентров Брестчины.

Въезд в Каменец более 40 лет стерегут беловежские зубры

Зубры на въезде в Каменец со стороны Бреста стоят уже как минимум 40 лет. А кажется, что и больше, так привыкло к ним нынешнее поколение горожан. Детьми мы бегали к ним играть. В то время изваяния лесных исполинов находились далеко за чертой Каменца, и поход к ним был настоящим приключением. Теперь город разросся, жилые дома подступили к зубрам совсем близко и даже зашли к ним «с тылов», но рядом живущая детвора все так же считает верхом ловкости и отваги взобраться зубру на спину. Поверьте – это далеко не просто…

История появления зубров в Каменце уже успела обрасти легендами. Одна из них гласит, что скульптуры были тайно вывезены с территории соседнего района. Мол, первые два года их даже прятали в подвалах, и только уладив все нюансы, районные власти решили выставить изваяния на всеобщее обозрение. Правда, официальные лица такие слухи отвергают. Говорят, никто ни у кого зубров не «уводил»: просто тогдашний председатель Каменецкого райисполкома договорился со своим коллегой из Пружанского. Но что до того времени зубры стояли на въезде в пущу недалеко от поселка Шерешево – это точно. Как правда и то, что в Каменецком ЖКХ, на балансе которого находятся скульптуры, никаких документов на них нет и не было. Так, по крайней мере, утверждает нынешнее руководство предприятия.

Изваяния зубров в натуральную величину были перевезены в Каменец где-то в середине 60-х годов прошлого века. В то время поселок, которому предстояло стать городом лишь спустя почти 20 лет, начал активно благоустраиваться. Возле реки был заложен парк культуры и отдыха им. 50-летия Советской власти, и доминантой этого парка стал один из зубров. Его установили на огромную тумбу диаметром 1,5 метра и высотой, по разным воспоминаниям, то ли в пять, то ли в десять метров. Другая скульптура украсила место пересечения улиц Брестской и 8 Марта. Позже там был установлен памятный знак к 700-летию Каменца, к недавним «Дожинкам» замененный на новый. На фотографиях тех лет можно встретить разлученных зубров: каменчане и гости любили фотографироваться на их фоне. Да и сейчас почти у каждого в семейном альбоме найдется фотография «я и зубр». Местная достопримечательность как-никак!

Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

К выезду из Каменца зубры переместились в самом конце 60-х. Здесь и стоят по сей день – по обе стороны дороги, мрачно взирая друг на друга и проезжающие мимо машины. Из авторитетных источников известно: зубры отлиты из бетона, внутри – пустотелые, каждый состоит из шести частей. Ежегодно коммунальщики «причесывают» их: подмазывают осыпающийся бетон и подкрашивают облупившуюся краску. Горожане иронизируют: на зубрах уже столько слоев этой краски, что скоро будет не узнать, что за зверь тут стоит. По крайней мере рогов у зубров уже нет, и давно. Обломились когда-то при очередной попытке их оседлать.

И все-таки лично я люблю эти железобетонные творения неизвестного автора. Да, они кажутся громоздкими, да, не представляют собой художественной ценности и не вписываются в архитектурный облик современных микрорайонов. Но они – часть моего города, который я знаю и помню. Так что пусть сторожат Каменец и дальше.

В Кобрине с прошлого века застыла в поцелуе лебединая пара

Вообще-то, в Кобрине имеются и другие старые скульптуры. Полководец Суворов, к примеру, или знаменитый орел с лавровым венком рядом со Свято-Александро-Невским собором. Но поскольку все они связаны с матушкой-историей, то и место своей прописки не меняли и вряд ли в ближайшем будущем поменяют. Что же касается девушек с веслами и прочего советского гипсового искусства, то в городе этого не найдешь. Что-то «сносилось» и утилизировано как не подлежащее реставрации, что-то убрали просто потому, что на дворе ХХI век.

Помнится, совсем недавно на территории гимназии (в недавнем прошлом СШ № 5), «глядя» на улицу Пушкина, стояли две фигурки на постаментах – мальчик-горнист и девочка в пионерском галстуке. В принципе, ничего особенного в художественном исполнении, обычная композиция в духе «гомо советикус». Но кобринчане, а особенно учащиеся этой школы, привыкли к такому своеобразному привету из прошлого. Стоят скульптуры, никому не мешают и даже в какой-то мере настроение поднимают своей бодрой пионерской готовностью.

Окружающие так привыкли к этой «детворе», что никто и не заметил, как однажды пионеры… исчезли. Оказалось, причина для этого была очень даже веская. Дело в том, что неизвестные вандалы так «поработали» над скульптурами, что даже специалисты не смогли восстановить разбитое.

И все-таки есть в Кобрине советский скульптурный «антиквариат». В городском парке имени Суворова сохранилась любопытная группа – целующаяся лебединая парочка размером со взрослого человека. Вписались птицы в парковый антураж очень даже гармонично: застыли на небольшом склоне под сенью старых деревьев, под ними – старый пруд. И тут же мостик, на перилах которого примостились миниатюрные модели пушек. Идиллический сюжет буквально притягивает к себе местных влюбленных.

Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

Узнать, кто является автором затянувшегося лебединого поцелуя, не получилось, информация затерялась где-то в старых бумагах. Да и с возрастом птиц тоже полная неразбериха, но то, что они «поселились» в парке давным-давно, совершенно точно. По крайней мере есть очевидцы, подтверждающие, что в 60-х годах прошлого века лебеди здесь уже были.

Что интересно: в парке предостаточно современных симпатичных и оригинальных малых архитектурных форм, выполненных в разной технике и из различного материала. Но сами горожане и гости районного центра любят позировать для снимка на память именно на фоне или в обнимку с этими лебедями. То ли прошлое привлекает (как-никак другое столетие), то ли легендарная верность, приписываемая этим крылатым.

Памятник-призрак стоит на въезде в Малориту

Советский памятник на въезде в Малориту, назовем его «Три крестьянки», можно назвать призраком. Ни в архитектурной службе, ни в отделе культуры сведений о нем нет.

На помощь журналисту пришел 83-летний ценитель местной истории Владимир Иванович Харсюк. Он рассказал, что появилась данная скульптура в 1960-х годах. По словам собеседника, на скульптуре три девушки – русская, молдаванка и украинка. Они символизируют три названных народа.

- Может, в центре все-таки белоруска? – интересуюсь. – Орнамент характерный и все такое…

- Нет, никакой там белоруски нет! – уверяет малоритчанин. – Тогда была совсем другая политика.

Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

Спорить со старожилом сложно. Действительно, слева, рядом с молдаванкой, огромные гроздья винограда – символа этой страны. Украинка справа держит большой увесистый сноп. Украина, как известно, была житницей некогда великой страны. Русская в центре подняла над головой венок, этакий символ бесконечной дружбы. Руки крайних «девушек-сестер» сплетены на уровне плечей. В общем, дружба - не разлей вода.

Больше всего, когда осматривал скульптуру с обратной стороны, меня удивил бант на длинной косе украинки. Иначе как крестом его назвать нельзя, настолько четко просматриваются все углы. Прям диссонанс какой-то с политикой атеизма в СССР. В остальном фигуры монументальны и четко соответствуют канонам советского времени. Центральная девушка в длинном национальном костюме, крайние – в довольно смелых по длине юбках.

Думали, к областным «Дажынкам-2010» бетонный памятник снесут. Ан нет! Подкрасили, подремонтировали, и он будто заиграл новыми красками. Снова встречает всех въезжающих в Малориту.

С пинскими памятниками фотографируются министры

Первый и единственный в Пинске бронзовый памятник появился лишь на рубеже второго и третьего тысячелетий. Это скульптурная композиция «Клятва», посвященная партизанам Полесья.

Несколько лет назад в городских скверах и на набережной прописались также первые скульптуры из натурального камня, а минувшим летом площадку у Полесского драмтеатра украсили выполненные из дерева герои водевильной комедии В. Дунина-Марцинкевича «Пинская шляхта» - результат двух пленэров. Все прежние персонажи пинских улиц – из бетона.

Настроение далекому от идеологии прохожему могли поднять разве что скульптурная композиция в виде медведицы с медвежатами в парке культуры и отдыха, безмолвная парочка влюбленных на той же аллее, а в детском парке - кудрявый мальчик с голубем в руке. Стройную красавицу над неработающим фонтаном ОАО «Пинский завод искусственных кож» в расчет брать не будем: она от прогуливающихся по улице Брестской горожан отделена высоким металлическим забором.

Старшее поколение пинчан еще помнит скульптуру полешука с веслом, ставшую своего рода символом довоенного Пинска с его знаменитой торговлей с лодок на Пине. Скульптуру в городском парке установили во второй половине 30-х годов накануне открытия Полесской ярмарки. Простояла она недолго и сохранилась лишь на фотоснимках. В наши дни городские власти было загорелись ее восстановить, но со временем интерес к этой идее пропал.

Была надежда, что свой вклад в художественное оформление города догадается внести Полесский государственный университет, новые объекты которого расположились на месте былого еврейского предместья Каролин, игравшего в экономической жизни Пинска не последнюю скрипку. Однако чуда не произошло. Свой бронзовый символ, у которого можно было бы до блеска натереть мешок с деньгами и уверенно идти на экзамен, у будущих банкиров не появился.

Поскольку замены нет, добродушным медведям, влюбленной паре и кудрявому мальчишке с голубем в руке еще долго придется нести службу. За первыми и вторыми хозяева следят, регулярно подкрашивают. И люди, и животные по-прежнему вызывают симпатию. Сфотографироваться с ними останавливаются даже министры, чего не скажешь о памятниках вождям.

Здесь на память приходит одна история, рассказанная журналисту пинским экскурсоводом Еленой Лягун. В 60-х годах прошлого века в сквере напротив гидротехникума стоял небольшой бюст Ленина. Однажды учащиеся техникума сняли его с постамента, погрузили на тачку и по булыжной мостовой отправились с нелегким грузом в сторону моста через Пину. Хотели сбросить памятник в воду и посмотреть, большую ли волну вызовет низвержение вождя мирового пролетариата. Однако по дороге их увидели работники милиции и планы молодежи сорвали. Организатора акции суд признал виновным в хулиганстве и приговорил к лишению свободы.

Из всех имеющихся в городе скульптур мальчишка с голубем самый безобидный. Может, поэтому ему больше всех достается. Нос у него разбит, кисть левой руки покалечена, а у голубя оторвана голова. И просматриваемую на постаменте свастику закрасить некому.

Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

Гармонист и школьница провожают швейцарскую электричку на Жабинковской дистанции пути

На остановочном пункте Яковчицы Жабинковской дистанции пути время в ожидании поезда забавно коротать в компании с веселым гармонистом. Неизвестно, каким он был в «первозданном» виде. А сейчас на двухметровом постаменте стоит жизнерадостный мужик в голубых шароварах и алой рубахе, в руках – красная гармонь. Краски явно не пожалели. Чтобы оживить поблекшее от времени лицо, мужику дорисовали усы и бородку. А в целом этому образу, вызывающему у людей постарше ностальгию, пожалуй, можно верить.

Достаточно послушать рассказы бабушек, как весело было в годы их юности на деревенских вечеринках. Старшее поколение охотно мирилось с шумной молодежью и по очереди отдавало для гуляний сени или комнату в хате. И первым парнем на селе был, конечно, гармонист. Кадриль сменялась полькой, а полька – местной вариацией вальса, которой и названия-то никто не знает.

Вот и стоит этот незатейливый памятник своего времени уже не один десяток лет. Не бог весть какое произведение искусства, но скульптура из дешевого материала хорошо сохранилась – зачем же ее убирать? Так и провожает веселый гармонист поезда, которые, в отличие от него, со временем претерпевают изменения. Вот уже и скоростная швейцарская электричка «Stadler» молнией проносится мимо остановочного пункта: остановка здесь не предусмотрена.

Памятники из прошлого на улицах райцентров Брестчины

Вдоль железнодорожных путей Жабинковской дистанции пути пассажиры обращают внимание и на другие скульптуры – ностальгические осколки советского прошлого. На остановочном пункте Нагораны сохранилась скульптура школьницы того времени – в форме с фартуком и с портфелем в руках. «Произведение» без мысли, без характера – просто некий типаж, но выглядит почему-то трогательно. Особенно если мысленно поставить рядом современных тинейджеров… А ближе к Березе, в Павловичах, еще одна фигура – девочки, которая держит в руках голубя.

За состоянием этих скульптур следит Брестская дистанция гражданских сооружений Белорусской железной дороги. Как сказал начальник Игорь Семенюк, бетонные фигуры даже не числятся на балансе, но надо же кому-то за ними ухаживать. Теперь точно никто не знает, когда они установлены. Со временем эти скульптуры начнут разрушаться, и вряд ли кто-то возьмется их реставрировать. Или устанавливать на их месте новые. Время безжалостно не только к людям, но и к памятникам, особенно таким недолговечным и, как теперь принято говорить, «низкохудожественным». У него своя логика и своя правда. А все-таки жаль…