Брестчане только половину доходов тратят на питание

6  Апреля 2012 г.  в 17:24 : Бизнес, экономика, аналитика

Брестчане только половину доходов тратят на питание

Фифти-фифти брестского потребителя
Брестчане только половину доходов тратят на питание

30 марта в редакции «Вечернего Бреста» состоялась телефонная прямая линия с начальником управления торговли и услуг Брестского горисполкома Олегом Моничем и начальником отдела организации торговли и общественного питания Надеждой Шамовой. Вопросы специалистам наши читатели задавали по электронной почте, в виде SMS и непосредственно во время прямого общения по телефону редакции.
 

«Подтверждающим покупку документом может служить и штрих-код»

Вам звонит Наталья Ивановна из Пружан. Была недавно в Швеции у подруги. Купила юбку. Вечером померила – оказалось, ничего из гардероба к ней не подходит. Назавтра сдала в магазин, без вопросов вернули деньги. Возможно ли в нашей стране что-то подобное?

Надежда Шамова: – В нашей стране, согласно закону «О защите прав потребителей», товар можно вернуть или обменять в течение 14 (!) дней после даты покупки. Однако законодательством утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя возвращать. Это белье, метражные товары, косметика, игрушки, бытовая техника и так далее.

Все, что остается за рамками перечня, можно вернуть без объяснения причин. Главное, чтобы не были нарушены потребительские свойства товара. То есть вещь не должна быть в употреблении. Все, что продается в упаковке, должно быть возвращено в упаковке.

Хочу обратить внимание: если в большинстве своем игрушки не подлежат обмену и возврату, то игрушки в герметичной упаковке вернуть можно. Недавно ко мне обратилась молодая женщина – купила в магазине игрушку ребенку, а ему такую же подарили родственники. Она решила «свою» сдать обратно. Игрушка была запаяна в твердую прозрачную упаковку, и ее без нареканий приняли.

– А нужен ли чек для возврата вещи?

– Чек нужно обязательно сохранять по крайней мере на весь гарантийный срок товара. Наличие чека снимает много проблем, когда возникают спорные вопросы по защите прав потребителей. Но можно пользоваться и другими документами или доказательствами, подтверждающими покупку. Например, это может быть даже роспись продавца на коробке, если вы приобретаете товар на рынке у индивидуального предпринимателя. Подтверждающим покупку документом может служить и штрих-код на товаре.
 

«Нам надо учиться гражданской ответственности у японцев»

Меня зовут Екатерина Андреевна, проживаю в Бресте. Сейчас много говорят об организации социальных магазинов для пенсионеров. Будут ли создаваться подобные магазины в Бресте?

Олег Монич: – Подобных магазинов в Бресте шесть. Например, магазин базы «Бакалея» на бульваре Космонавтов. Это самый первый социальный магазин, который открыт в нашем городе. Два утренних часа там отведены для обслуживания льготных категорий населения по удостоверениям. Скидки для льготников составляют 5-7 процентов. Но сейчас уже нет такого ажиотажа по поводу социальных цен.

Практически во всех районах Бреста открыты продовольственные дискаунтеры. Другие торговые точки тоже работают со скидками. Например, у «Санты» есть «счастливый час» – время, когда на продукцию устанавливаются цены со скидкой.

К вам обращается Елена Григорьевна Козлова. Сегодня днем с огнем не сыщешь дешевого молока в пленочной упаковке. Говорили, что такое молоко будут давать по талонам. Если это правда, то когда ожидать введения талонов?

Олег Монич: – К нам поступало много предложений ввести талонную систему на реализацию молочных продуктов – в первую очередь молока и масла. Еще три недели назад, когда Украина не ограничивала ввоз молочных продуктов из Беларуси, такие инициативы были регулярными. В облисполкоме состоялось экстренное заседание, где с разных сторон обсуждалась эта проблема, но пришли к выводу: талонную систему на реализацию продуктов питания не вводить.

Причин такого решения множество. Одна из них – талоны порождают еще больший ажиотажный спрос. И потом, ввести талоны – дать благодатную почву для злоупотреблений. Хочу подчеркнуть, Елена Григорьевна, что продавец не имеет права отказать покупателю в отпуске товара, который находится в торговом зале.

– Но если так, то, наверное, молока в пленке должно хватать всем потребителям, а не только тем, кто успел его ухватить раньше других?

– Елена Григорьевна, хочу вам объяснить. Сегодня заявка торговли на молоко в пленке по цене 2500 рублей выполняется на 20-30 процентов. И я не могу осуждать производителя. Для «Савушкина продукта» выработка такого продукта дает 80-процентую «минусовую» рентабельность. Считайте: «Савушкин продукт» покупает у колхозов молоко по 2900 рублей, а после обработки, упаковки продает населению по 2500. Какой же интерес производителю работать?! А у него за спиной – коллектив, и каждый человек в этом коллективе желает достойной зарплаты.

В Украине сегодня литр молока стоит 10-12 гривен. Это больше доллара (1 доллар равен 8 гривнам). В Польше литр молока стоит 5-6 тысяч рублей на наши деньги. И надо научиться себя уважать. Если вы действительно причисляете себя к социально незащищенным слоям населения, вам не обойтись без дешевых продуктов. Но если человек получает три миллиона и более рублей заработной платы, можно не стремиться перехватить дешевые товары, предназначенные для другой категории граждан. Но это у нас пока не получается. Нам надо учиться гражданской ответственности у японцев. И многое в нашей стране станет на свои места.
«Такие шаги называются маркетинговым ходом»

Вам звонит Любовь Петровна Кирова, добрый день. Меня интересует вопрос: почему упорно и настойчиво выдавили из продажи обезжиренные молочные продукты и продукты с пониженной жирностью? Мы, пенсионеры, постоянно их покупали. Почему жирность постоянно поднимается? Уже видела молоко с жирностью 3,8 процента. Это специально, чтобы продавать только дорогие продукты?

Олег Монич: – Дело в том, что в нашей стране, да и не только в нашей, есть специфика определения цены для того или иного продукта – это изменение его свойств. Не может молоко, например, 3,5-процентной жирности стоить 2500 рублей, а через какое-то время – 5 тысяч. Тем не менее затраты на его производство растут – например, закупочные цены повышаются. Производитель вынужден идти на такой шаг: чтобы повысить цену, он изменяет какую-то составляющую продукта – например, долю жирности. Молоко становится дороже.

– Но этот процесс я наблюдаю уже года три. И что еще придумывают? Пачка масла уже весит не 200 граммов, как раньше, а 190 или 185. Цена вроде поднимается незначительно, а пачка-то становится легче. Так же поступают и с крупами, и с макаронными изделиями. Какой человек в магазине станет подсчитывать, сколько стоит килограмм вермишели, если ему предлагают пачку 860 граммов?

– Согласен, это уловка производителя. Во всем мире такие шаги называются маркетинговым ходом. Это не мы придумали, Любовь Петровна.

– Хорошо, так я понимаю, что в ближайшее время ожидать обезжиренного молока не нужно?

– Боюсь, что нет.
 

«В нашем городе трудно найти хорошего продавца»

Почему в нашем городе до сих пор предлагают свои услуги представители сетевого маркетинга? Неужели эта деятельность осуществляется в рамках закона? Ольга Мазайло.

Надежда Шамова: – Такой вид розничной торговли – разносная и развозная – прописан в законе. Но есть определенные тонкости. Разносная и развозная торговля осуществляется только при наличии разрешения на то место, где она проводится. Обычно подобной торговлей занимаются в сельских населенных пунктах. А вот если какой-то субъект хозяйствования решил заниматься разносной торговлей в учреждении, он должен иметь разрешение на подобную деятельность от руководства этого учреждения. Понятно, те представители «сетевого маркетинга», которые ходят по офисам и компаниям, никаких разрешений, как правило, не имеют. Деятельность их незаконна. К тому же такой «сетевой маркетинг» не дает возможности решить вопросы возврата некачественного товара.

Звонят из Бреста супруги Игорь и Татьяна. У нас вопрос: почему в наших так называемых бутиках продавцы разговаривают на рабочих местах по мобильным телефонам? Иногда войдешь, и даже вмешиваться неловко – человек занят.

Олег Монич: – Когда я попадаю в такие ситуации, сразу ухожу. Это говорит о некомпетентности торгового работника и низком контроле собственника за его работой. В нашем городе действительно трудно сегодня найти хорошего продавца – профессионалов не хватает. Учащиеся колледжа торговли в хорошем смысле слова «расписаны» уже на стадии поступления в учебное заведение.

– Но, возможно, так сказывается и должное отсутствие конкуренции?

– И это тоже причина. Средний европейский стандарт сегодня – 1000 квадратных метров торговых площадей на 1000 человек. У нас в Бресте – 420 кв. метров на тысячу человек. А целью своей на ближайшие годы ставим 600 кв. метров торговых площадей на 1000 брестчан. И все же я хочу сказать, что Брест – особенный город. Посмотрите, брендовые магазины во всем мире идут в «миллионники» – города с количеством жителей не меньше миллиона. То, что крупные сети и брендовые магазины пришли к нам уже сегодня – это общая заслуга брестчан.

После Минска у Бреста – самая высокая покупательная способность из всех областных городов Беларуси. Не у Гомеля, не у Витебска, а у самого маленького из областных центров – Бреста. Конечно, в этом большую роль сыграла жилищная политика гор-исполкома – мы построили достаточно много жилья, что «толкнуло» непродовольственную группу. Поэтому мы привлекательны для инвестирования именно в торговлю. «Евроопт» после Минска сразу пришел в Брест. И самый большой магазин сети «5 элемент» с новейшими технологиями – в нашем городе.

И еще очень важный факт. Брест многие годы удерживает практически европейский показатель: у нас равное соотношение реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Это указывает на то, что люди создают свое благосостояние. В Европе 54 процента от общего количества покупок составляют непродовольственные товары.
 

«Милости просим на ярмарку!»

Вас беспокоит Елена Дмитрук. Слежу за строительством на Советской. Говорили, что все первые этажи нашего брестского Арбата будут отданы под торговые объекты. Это правда?

Олег Монич: – Правда. На Советской все продано инвесторам. Через четыре года мы эту улицу не узнаем. По моим подсчетам, здесь дополнительно появится порядка 10 000 квадратных метров торговых площадей. (Например, площадь магазина «Мiлавiца», расположенного на пересечении улиц Пушкинской и Советской, составляет около 180 квадратных метров. Получается, на Брестском Арбате в ближайшие годы появится более 50 подобных «мiлавiц» - Т.Ш.)

Вам звонит брестчанин Иван Николаевич Сидорчук. Мне понадобились ампулы для капельниц. Звоню в справочную аптек. Мне говорят: есть в центре города, на Машерова, по цене 60 000 рублей – это старая цена на препарат. На Ковалевке, где я живу, это лекарство можно купить уже по новой цене – 120 000 рублей. Каким образом допускается, чтобы цена на лекарства повышалась ровно в два раза?!

Олег Монич: – Этот вопрос не входит в компетенцию управления торговли и услуг горисполкома, с ним лучше обратиться в РУП «Фармация». Могу лишь пояснить: максимальная надбавка к отпускной цене лекарства в нашей стране не может быть более 30 процентов. Новая цена зависит от цены поступления.

Вам звонит Надежда из Бреста. Все мы сегодня готовимся к Пасхе. Заготавливаем продукты, но все заранее не купишь. Каждый год на Центральном рынке накануне Пасхи цены на мясные изделия просто взлетают. Это всегда вносит неприятную горечь. Неужели цены на рынке никем не регулируются?

Надежда Шамова: – Рынок тем и отличается от других торговых объектов, что там цена договорная. Но почему брестчане так стремятся делать покупки к праздникам на рынке? Теперь же в городе есть стационарные сети – та же «Корона», магазины «Брест-Сервиса», «Евроопт», «АЛМИ», фирменная торговая сеть мясокомбинатов Бреста и области. Там цены неизменны. К тому же хочу сказать, что накануне православной Пасхи, в пятницу, 13 апреля, с 10.00 будет работать традиционная пасхальная ярмарка на улице Гоголя. Мы пригласили непосредственно производителей мяса, птицы, пасхальных куличей. Продукцию будут реализовывать к праздничному столу с минимальными торговыми надбавками. Милости просим за покупками!
 

Татьяна Шеламова. Вечерний Брест