Молоко с неласковыми ценами вызвало брожение в умах и настроении брестчан

14  Декабря 2011 г.  в 16:27 : Бизнес, экономика, аналитика

Молоко с неласковыми ценами вызвало брожение в умах и настроении брестчанАвтор: Юрий Шапран, Брестский Курьер

В последнее время не на шутку встревожила брестчан неразбериха с ценами на молоко. Из социально значимых в торговле появлялись преимущественно голубые и синие литровые тетрапакеты жирностью 2,5% и 3,3% производства ОАО «Савушкин продукт» по цене - 1950 рублей и немногим более 2 тысяч рублей соответственно. Теперь вот новая задачка для знатоков прилавка: литровые пакеты с массовой долей жира 3,6% – чуть более… 2800 рублей!

А на минувшей неделе добавила недоумений и новинка – молочный напиток «Ласковое лето» (1 л) того же производителя… Разлитый в плёночные пакеты, но с массовой долей жира всего 1%, напиток оказался по цене совсем «неласковым» – дороже голубых тетрапакетов примерно на 1,5-2 тысячи рублей. В разных торговых фирмах цены на него были разными. Например, в магазинах ОАО «Продтовары» напиток стоил 4400 рублей, СП «Санта Импэкс Брест» -- 3750 и 3550, «Брест-сервис» - 3500, а на молочном прилавке «Центрума» его даже уценили до 3 тысяч «рэ» -- ниже себестоимости. «Чтобы только продать!» – объяснила продавщица.

Может быть, дело в высоких торговых надбавках? Нет. Они колебались от 11% до 30% к отпускным ценам предприятия. В фирме «Брест-сервис» вынуждены были даже скинуть надбавку до мизерной – 3%, однако и это не спасло новинку от никудышного спроса населения. Этот эксперимент с ценами оказался для производителя крайне неудачным, и напиток сняли с производства, что подтвердила начальник управления маркетинга и рекламы открытого акционерного общества Елена Васенкова.

В диковинку для покупателей были и синие литровые тетрапакеты молока жирностью 3,6% от «Савушкина продукта». Покупателей обескураживала их первоначальная цена – по 5300-5610 рублей, вызывающая, как в «Поле чудес», вопросы.

Действительно, логике не поддаётся, что в случае с молочным напитком жирность упала в 2,5 раза по сравнению с молоком в голубом тетрапакете, в другом случае -- выросла всего на 44%, но цены в обоих случаях резко рванули вверх: примерно в 1,5-2 раза и в 2 раза соответственно. Как объяснил специалист по ценам торгового отдела ОАО «Продтовары» Андрей Бура, торговая надбавка для молока жирностью 2,5% составляет 11%, а для молока жирностью 1% и 3,6% надбавки не ограничены.

Разберёмся, в чём тут дело. В этом году правительство своими постановлениями (№№ 495 и 676) утвердило, а затем расширило перечень социально значимых продуктов, куда традиционно вошло коровье пастеризованное молоко и кефир из него, заметим, жирностью до 3,5%. Однако, как пояснили корреспонденту «БК» в управлении ценовой политики облисполкома, вслед за правительственными постановлениями вышло апрельское постановление Министерства экономики РБ (№66 от 27.04.2011 г.) – о предельных торговых надбавках. В нём-то появились уже другие рамки жирности социально значимого молока – от 1,5% до 3,5%! Может, думали, что молока жирностью ниже, чем 1,5%, не бывает в природе? Этим и воспользовались производители, которое тут же «изобрели» не молоко, а молочный продукт.

Поэтому стоит производителю понизить или повысить жирность от выше указанной (как это и случилось на «Савушкином продукте»), и молоко сразу же переходит в другую, не регулируемую государством категорию. В результате крайними оказались торговые фирмы и рядовые покупатели, которые расплачиваются за ценовые «ножницы» производителей.

Кстати, в предыдущем постановлении № 65 Минэкономики (о предельных отпускных ценах), размещённом на министерском сайте economy.gov.by, говорится только о молоке жирностью до 3,5%, а постановление № 66 вообще отсутствует!? Но если и допустить, что последнее постановление допускает такую «самодеятельность» Минэкономики, то куда смотрело правительство, которое разрешает переделывать спущенные сверху параметры в угоду производителям?

Отсюда и резкий рост цен на социально «незначимое» молоко. Так, отпускная цена литрового синего тетрапакета «савушкиного» молока (жирность -- 3,6%) в торговой фирме «Продтовары» составила 4595 рублей! Добавляя к этой цене даже среднюю надбавку в 15%, которую установила фирма, всё равно получаем неподъёмную для малообеспеченных цену тетрапака – 5300 рублей!

В том же управлении облисполкома объяснили, что почти все социально значимые продукты питания убыточны или низко рентабельны для предприятий-изготовителей. А предприятия для того и существуют, чтобы получать прибыль. Поэтому, чтобы компенсировать свои убытки, они вынужденно идут на выпуск более дорогой продукции. Но делают это, как видим, с шараханьями из одной крайности в другую.

Вот так на местах выполняют президентский указ № 72 от 25 02.2011 г. «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Уже 8 декабря почувствовалось, что глас народа дошёл до производителя: ОАО «Савушкин продукт», который в ценовых ножницах лихорадочно искал выход, вдруг резко понизил отпускную цену на социально «незначимое» молоко жирностью 3,6%. К примеру, в продмаге № 25 СП «Санта Импэкс Брест» литровый полиэтиленовый пакет продавался уже по 2800 рублей – на 2,5 тысячи рублей дешевле, чем до этого в тетрапакетах. А с начала этой недели по этой цене же такие литровые пакеты стали продаваться повсеместно в магазинах Бреста. Кажется, теперь предприятие сознательно идёт на увеличение издержек обращения, дабы поддержать свою марку и имидж.

Но тогда как понимать такой факт? 11 декабря в магазине «Меркурий» появились литровые тетрапаки с молоком жирностью 3,3% -- по 2340 рублей, а рядом -- такие же синие и такой же ёмкости, но уже дороже более чем на 3 тысячи «рэ» (5610), потому что жирность молока была 3,6%.

А между тем проблемой дешёвого молока уже заинтересовался Комитет госконтроля РБ. Начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета Владимир Каленик на недавнем совещании заявил, что производители Беларуси не обеспечивают внутренний рынок в широком ассортименте низкожирной молочной продукцией, что цены на молоко и кефир жирностью 1,5 и 2% в два раза выше, и, по его мнению, нужно директивно доводить до производителей требования по поставкам продукции на внутренний рынок. Как именно будут регулироваться поставки дешевого молока в магазины, пока неизвестно. Внутренний рынок, как выразился один опытный руководитель торговли Бреста, пока не привлекает наших производителей, которые заинтересованы в том, чтобы больше продукции продать за рубеж и выручить от этого валюту, необходимую для закупки оборудования, которое у нас не выпускается.

Думаю, сам спрос населения и здравый смысл приведут к тому, что производители, проанализировав свои плюсы - минусы, отрегулируют и объёмы переработки, и необходимую жирность, и отпускные цены.