Осенью стало известно, что госкорпорация «Росатом» планирует подключить белорусских партнёров к реализации проекта российского электромобиля «Атом». О том, какие ещё вопросы в сфере электротранспорта стоят на повестке дня у белорусских учёных, рассказывает агентство «Минск-Новости».
Комплектующие для электромобилей «Атом», массовую сборку которых россияне планируют наладить в 2025 году, собираются изготавливать у нас в республике. Заявленный ежегодный объём производства машин — в пределах 200 тыс. единиц.
Кроме того, как ожидается, компании из Беларуси примут участие в производстве, эксплуатации и утилизации накопителей энергии и будут обеспечены подрядами при строительстве гигафабрики литийионных батарей госкорпорации «Росатом» в Калининградской области. В строительстве этого производства могут задействовать 300—400 белорусских специалистов.
В связи с увеличением потребления электроэнергии (в том числе связанным с ростом числа «электричек» на дорогах страны) больше задач становится перед учёными. Так, по поводу аккумуляторов для автомобилей зампредседателя Президиума НАН Беларуси Сергей Чижик отмечал:
— Они недешёвые, основаны на литии, который вряд ли будет дешеветь. В Академии наук достаточно долго работают над поиском альтернативы. Равного литию пока нет, но мы начинаем использовать натрийионные батареи из более дешёвого материала. Они уже доведены до опытного образца и проходят испытания. Работа эта будет продолжена.
Актуальной темой остаётся утилизация литийионных батарей — важно минимизировать потенциальный вред для окружающей среды.
— Вначале они активно используются в передвижных средствах, таких как электромобиль, — рассказал Сергей Чижик. — Потом они истощаются, и их можно использовать в стационарных системах, чтобы накапливать энергию для бытовых нужд — коттеджей, небольших предприятий. После этого наступает период, когда они уже непригодны ни для каких целей, и здесь должна быть разумная утилизация. Одно из решений — технологии гидрометаллургии, когда удаётся переработать составные части литийионных батарей до уровня солей редких металлов — кобальта, лития, никеля и так далее. Их последующее использование возможно в металлургии.