Большую часть грузов везут из России... В Беларуси резко вырос спрос на импортные перевозки

12  Октября 2023 г.  в 10:48 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

В Беларуси резко увеличился спрос на импортные перевозки: +126% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом большую часть грузов везут из России. Экспорт тоже демонстрирует рост, хоть и менее впечатляющий: +21%. Растут на международных направлениях и цены. Такие данные приводит “Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU”, на основе внутренней аналитики за 3 квартал 2023 года.

В третьем квартале этого года количество размещенных на “Бирже ATI.SU” заявок на перевозку в Беларусь из других стран увеличилось на 26% по сравнению со вторым кварталом и на 126% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вслед за спросом растут и цены (на 19% в годовом выражении).

Тенденцию определяет Россия: +27% по сравнению со вторым кварталом и +149% по сравнению с тем же периодом 2022-го.Вырос спрос и на доставку грузов из Казахстана и Китая – на 16% и 44% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Польша и Германия, по известным причинам, показали снижение в годовом выражении. Но стоит отметить любопытный факт: по сравнению со вторым кварталом 2023 года эти две европейские страны показали небольшой восстановительный рост.

“Интерес к доставке грузов из России понятен и закономерен – таким образом белорусские перевозчики компенсируют потерю европейских грузов. А на фоне серьезной нехватки водителей большегрузов в этой соседней стране и увеличении ставок, работа на этом направлении становится выгодной для белорусов”, – комментирует директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.

В экспортных перевозках динамика более сдержанная. По итогам третьего квартала количество заявок на перевозки из Беларуси в другие страны сократилось на 5% по сравнению со вторым кварталом, но в годовом выражении – выросло на 19%.

По абсолютным цифрам здесь тоже лидирует Россия – основное количество перевозок совершается именно в эту страну и в третьем квартале 2023 спрос на перевозки в этом направлении вырос на 21% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако динамика внушительнее выглядит у Казахстана – +48%. Что касается цен на перевозки из Беларуси в другие страны, то они за год увеличились примерно на 30%.

“Перевозки в Казахстан – это скорее всего перевозки европейских грузов, которые в статистике “Биржи” номинально становятся белорусскими после процедур перецепки/перегрузки на нашей границе со странами ЕС. Следует отметить, что с 9 октября Казахстан вновь ввел ограничения на перевозки перецепленных и перегруженных товаров из Беларуси, и вероятно в следующем квартале динамика будет не столь внушительной. Белорусским перевозчикам в целом станет сложнее работать с европейскими грузами, ведь через Казахстан пролегает много транзитных маршрутов и белорусские перевозчики работали по этим направлениям доставляя туда грузы от европейских границ. Теперь же такой возможности у них не будет”, – говорит Татьяна Солдатенко.

Что касается внутренних перевозок, то здесь количество заявок незначительно сократилось по сравнению со вторым кварталом: -6%. Однако в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается огромный рост: +154%. Но цифры на внутреннем рынке скорее демонстрируют развитие самой “Биржи ATI.SU” в стране – пользоваться этой онлайн-площадкой стали чаще, ведь поиск партнеров на внутренние перевозки по Беларуси и для перевозчиков, и для грузовладельцев бесплатен. Ставки на грузоперевозки по Беларуси за год подросли всего на 8%, что плюс-минус соответствует инфляции.