Как работают два "последних" ПП на белорусско-польской границе - "Брест" и "Козловичи"

30  Июня 2023 г.  в 09:38 : Граница, таможня, пограничники

После запретов, введенных Польшей, пропускной пункт "Брест" остался единственным пассажирским на всей белорусско-польской границе, а "Козловичи" – единственным грузовым погранпереходом. Как работают эти пункты пропуска в нынешних условиях, выяснял Sputnik.

Напомним хронологию событий: польские власти в одностороннем порядке 10 февраля 2023 года закрыли пункт пропуска "Бобровники" (с белорусской стороны – "Берестовица"), дававший белорусам короткую дорогу к Белостоку. До этого, в конце 2021 года, на волне миграционного кризиса был закрыт и до сих пор не возобновил работу погранпереход "Кузница" (с нашей стороны – "Брузги"). В результате все потоки легковушек, грузовиков и автобусов были перенаправлены в Брест.

С 1 июня этого года поляки закрыли движение через свою границу для грузовиков с белорусскими и российскими номерами. Перевозчикам, зарегистрированным в Союзном государстве, пришлось осуществлять перегрузку на иностранные фуры.

Власти Беларуси отплатили полякам той же монетой: ввели запрет на перемещение по своей территории сначала для фур из ЕС, а после для прицепов и полуприцепов, зарегистрированных в Польше. До полуночи 3 июля они должны покинуть территорию Беларуси.

Кто виноват в очередях на белорусско-польской границе, стало ли больше машин в пунктах пропуска с наступлением летнего сезона и как разрешить ситуацию, читайте в репортаже Sputnik.

Кто на "Тересполь"?

В данный момент колея в пункте пропуска "Брест" (с сопредельной стороны - "Тересполь") растянулась на полтора-два километра, хотя совсем недавно, говорят пограничники, она доходила до самой Брестской крепости.

© Sputnik / Виктор Толочко

На мосту, который разделяет две границы, а также на территории белорусского погранперехода в очереди преимущественно рейсовые и туристические автобусы, а также легковушки на белорусских, польских, немецких, французских, румынских, австрийских и прочих европейских номерах.

Официальный представитель Брестской погрангруппы Сергей Дмитриев

Официальный представитель Брестской погрангруппы Сергей Дмитриев вводит в курс дела:

"Пока очередь на мосту не продвинется, мы не можем впустить на территорию пункта пропуска транспорт. Мост узкий, все на нем не поместятся. А поляки пускают транспорт крайне неритмично. Ежесуточно есть несколько часов, когда польская сторона не пропускает ни одной машины из Беларуси", - поясняет он.

© Sputnik / Виктор Толочко

В день нашего приезда в очереди на выезд стояло порядка 170 автомобилей и автобусов. Не всегда количество транспорта в пункте пропуска, ожидающего прохождение пограничного контроля, зависит от дня недели.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Скорее от дня недели зависит количество машин, следующих на въезд. Наши граждане стараются выезжать из Польши перед выходными, поэтому максимальное число въезжающих – это пятница и суббота, меньше всего – воскресенье, понедельник", - добавляет Дмитриев.

Триста машин за ночь

Начальник отделения пограничного контроля ПП "Брест" Виктор Герасименко более подробно рассказывает о ситуации на границе.

Начальник отделения пограничного контроля ПП "Брест" Виктор Герасименко

© Sputnik / Виктор Толочко

"Наши задачи не изменились: обеспечиваем максимально ритмичное функционирование пункта пропуска, прикладываем все усилия, чтобы люди в очередях находились минимальное количество времени. Однако не всегда это удается делать: на нашу работу влияет, насколько быстро готова принимать транспорт из Беларуси сопредельная сторона", - отмечает он.

© Sputnik / Виктор Толочко

Что касается количества транспорта, следующего через ПП "Брест", оно существенно не изменилось с наступлением отпускного сезона.

"Едут ли сейчас больше? Я бы не сказал. Единственное, что категория лиц, пересекающих границу, стала более разношерстной. Поехали те, кто не ездил в осенний и зимний периоды. Не явно это выражено, потому что количество пропущенных авто осталось прежним – в среднем мы оформляем 300 машин в ночь", - констатирует собеседник.

Он вспоминает, что, когда "Брест" остался единственным пунктом пропуска для легковушек на белорусско-польской границе, мгновенно возник ажиотаж.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Первые дни, когда только закрыли "Берестовицу", был всплеск: порядка 100 машин добавилось в очереди, в основном из Гродненской области. Со временем поток упал: наверное, гродненцы решили, что ездить в Белосток через Брест слишком дорого. Основная категория – брестчане, но с учетом того, что сезон отпусков начался, проскакивают минские и транспорт из других регионов. Бывают дни, когда скопления машин достигает отметки 300-350", - подчеркивает начальник погранперехода.

До 30 часов в очереди

Пограничники говорят: закономерностей во времени прохождения границы в "Бресте"/"Тересполе" нет – можно пройти за 30 минут, а можно и за 30 часов не уложиться.

"До сегодняшнего дня больших очередей у нас не было давно. Говорили, что это могло быть связано с нестабильным курсом на территории Польши, который стал уже не таким выгодным для приобретения различного рода товара. Но сегодня уже что-то изменилось, видимо", - утверждает Герасименко, показывая на растянувшуюся очередь в пункте пропуска.

© Sputnik / Виктор Толочко

Пропускная способность ПП "Брест" сегодня – 1700 машин в сутки. В случае образования большой очереди все службы государственных контрольных органов должны оформлять именно такое количество транспорта.

"Если разделить на количество часов, получается около 70 машин должно проходить за один час в случае образования больших очередей. К сожалению, польская сторона не идет на встречу, когда мы предлагаем более ритмично работать. Несколько раз мы выходили на связь с ними по линии дежурной службы с целью информировать, что у нас большая очередь, однако реакции не последовало", - отмечает начальник.

© Sputnik / Виктор Толочко

По его словам, большинство из тех, кто пересекает границу часто, уже знают, что после прохождения пограничного контроля Республики Беларусь нужно еще несколько часов постоять.

"Хорошо, сейчас не жарко, а представьте, как в жару все это дается пассажирам. Разрешаем выходить из транспорта, несмотря на ограниченный режим перемещения в пункте пропуска. Понятно, что высидеть в автобусе или в машине по жаре много часов очень сложно", - соглашается он.

Что вместо "Зеленой карты"?

С 1 июня для белорусов перестали действовать международные полисы автострахования "Зеленая карта". Чтобы выехать за границу, автовладельцам из нашей страны и России, нужно оформить другую страховку. Как это сделать?

"Приобрести полис можно уже на территории Польши. Однако не в пункте пропуска – там нет страховых организаций – а в самом Тересполе. Каким-то образом нужно проехать польских пограничников без страховки – такую вот головоломку создали для наших граждан. Некоторые заказывают польские страховки онлайн, которые нужно предварительно распечатать", - говорит Виктор Герасименко.

© Sputnik / Виктор Толочко

При этом для иностранцев, въезжающих в нашу страну, ничего в этом плане не изменилось. Полис пограничного страхования они могут оформить, грубо говоря, прямо на линии границы в специальной кабинке. Занимает эта процедура несколько минут.

Граница как лотерея

После беседы с начальником отделения пограничного контроля отправляемся на мост, где въезда на сопредельную сторону ожидают сотни автомобилистов. Подходим к одной из машин на белорусских номерах.

"В очередь стали вчера вечером в 21:20, переночевали и после прохождения контроля с нашей стороны ждем уже несколько часов", - говорит Сергей, который вместе с женой и друзьями отправляется в Польшу по делам и за покупками.

© Sputnik / Виктор Толочко

Мужчина довольно часто ездит в соседнюю страну. По его словам, граница – это сплошная лотерея: порой можно быстро пройти, а иногда контроль проходит очень медленно.

"Судя по заполнению движения, проблема не у наших пограничников, а у поляков. Конкретно к нашим службам вопросов вообще никаких нет", - поясняет он.

Поляк Здзислав ежемесячно или каждые два месяца пересекает границу с Беларусью и наоборот. Здесь живет его жена, а за кордоном – дети, квартира и разные дела.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Мне тутай ("здесь" на польском – Sputnik) очень нравится, и в Польше нравится. Жена в Кобрине, я тоже 16 лет уже здесь живу, оба пенсионеры. Возле Бяла-Подляски у меня квартира. Немного здесь побуду, потом еду туда – так и живем ", - улыбается Здзислав.

На вопрос, насколько увеличилось время ожидания в очереди, мужчина говорит, что стоит уже больше 15 часов. По его словам, такое он видит впервые.

© Sputnik / Виктор Толочко

"У нас же одна граница, так не должно быть. Люди едут на работу, к родственникам, за покупками и рассчитывают на быстрое прохождение границы. Я 18 лет работал на автобусе, возил людей в Беларусь. И такого еще не видел, чтобы так долго стояли в очереди", - уверяет он.

"В Польше говорят, что виновата Беларусь, но мы все видим"

Анатолий едет в Польшу по делам. До въезда в приграничный сервис он отстоял в очереди восемь часов, теперь ждет прохождения пограничного контроля.

"Сейчас пройдем погранконтроль и будем ждать, пока поляки соизволят запустить. Спешить некуда, потому что тут не угадаешь, сколько будешь стоять в очереди: можешь и два часа, можешь и двое суток", - говорит брестчанин.

© Sputnik / Виктор Толочко

Мужчина признается, что слышал о том, что место в очереди на границе можно купить за деньги (эта услуга востребована для тех, кто, к примеру, опаздывает на самолет в Польше): в специальных пабликах в соцсетях люди предлагают, как купить, так и продать место. А за тех, кто не располагает временем, могут постоять на вашем же авто в очереди. Однако, по словам Анатолия, колея сейчас не сильно большая, можно обойтись своими силами.

О том, стало ли сложнее проходить границу, интересуемся у водителей автобусов.

"Движение затруднено. Бывает даже такое, что по 10 часов можем проходить. Я в субботу ехал – 10 часов стоял. И обратно столько же, - говорит один из водителей автобуса "Пинск – Вроцлав". – Опоздания очень большие, конечно. Но пассажиры относятся с пониманием, в основном все на работу едут".

© Sputnik / Виктор Толочко

Он поясняет, что водителям автобусов запрещено брать людей в салон на самой границе, чтобы те могли быстрее пройти контроль.

"Нам запрещено это делать, у нас все под роспись, что мы пассажиров забираем только на автовокзалах. В нашем случае это Иваново, Кобрин, Брест".

Один из 10 стоящих в очереди перед пунктом пропуска автобусов уже прошел контроль и ждет, пока ему дадут зеленый свет – ехать на мост.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Это один большой кошмар, ничего большего, - восклицает водитель-поляк, который отвез пассажиров из Кельце в Минск и сейчас едет обратно. – В Польше говорят, что это Беларусь во всем виновата, только мы видим, кто на самом деле задерживает движение на границе".

Какая ситуация в "Козловичах"?

Пункт пропуска "Козловичи" – сейчас единственный грузовой погранпереход на белорусско-польской границе. Функции пограничников здесь с 2019 года частично выполняют таможенные органы. О ситуации в пропускном пункте рассказывает заместитель начальника таможенного поста "Козловичи" Александр Осипук.

Пункт пропуска "Козловичи"

© Sputnik / Виктор Толочко

"Польские контрольные службы по-прежнему продолжают неритмично оформлять транспортные средства, следующие на въезд и выезд из Беларуси. За последние сутки на въезд оформлено порядка 650 транспортных средств. И мы готовы принимать больше в случае ритмичной работы сопредельной стороны. Пропускная способность пункта составляет 2400 грузовиков в сутки – по 1200 на въезд и выезд", - информирует он.

© Sputnik / Виктор Толочко

После решения Польши закрыть границу для фур с белорусскими и российскими номерами отечественные перевозчики проводят перегрузку на иностранные прицепы в торгово-логистическом центре недалеко от "Козловичей". Естественно, перегрузка накладывает дополнительные расходы и увеличивает время прохождения границы. Даже в этих условиях белорусская сторона готова работать согласно всем договоренностям о пропускном режиме, однако видно, что поляки никуда не торопятся.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Ажиотаж в пункте пропуска чувствуется периодически. В данный момент в очереди на выезд находится более 200 грузовых транспортных средств. До введения новых ограничений по белорусским и российским фурам могло быть 1000 грузовиков, очередь доходила до трассы М1", - вспоминает Осипук.

Поляки не хотят работать

…Обстановка в пункте пропуска спокойная и размеренная. Дальнобойщики, ожидающие выезда, отдыхают в кабинах своих фур, время от времени продвигаясь к линии границы. Кто-то из водителей даже закинул ноги на руль, давая понять всем своим видом, что он никуда не торопится.

Большинство перевозчиков, следующих через "Козловичи", польские. Также в пункте пропуска много фур на литовских, словацких, румынских, сербских и немецких номерах. Один из российских дальнобойщиков, работающих на польскую фирму, рассказал, что в очереди стоит уже шесть часов. По его словам, с момента введения новых ограничений со стороны Польши время ожидания в колее значительно увеличилось.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Поляки не хотят работать. Утром приехал сюда, сейчас вот стою, жду. Движения совсем нет. Время труда и отдыха, конечно, соблюдаю: 15 часов отработал, остальное отдых. Иначе – штраф", - признается он.

Чтобы поддержать разговор, интересуемся, чем водители занимают себя, пока стоят в многочасовых очередях.

© Sputnik / Виктор Толочко

"В основном телефон, Tik-Tok. Так и коротаем время. Сидеть на одном месте за баранкой – так себе развлечение", - говорит россиянин.

Очереди будут расти?

Еще один водитель, который представился Ярославом, сказал, что со стороны Польши уже три дня стоят 20-километровые очереди, которых не было уже очень давно.

© Sputnik / Виктор Толочко

"На той стороне (польской – Sputnik) где-то двое суток в среднем проходим границу. Назад не знаю сколько проходить буду, наверное, часов 20", - оценивает Ярослав.

С ним соглашается его коллега Павел, стоящий на белой фуре рядом в очереди.

© Sputnik / Виктор Толочко

"В начале месяца я мог пройти границу за 5 часов, а сейчас 15 не хватает. Затягивают оформление. Каждую неделю езжу туда-сюда. Хорошо, что теперь протестов нет на границе, хоть какое-то движение идет", - высказывается дальнобойщик.

По его словам, из-за того, что Польша ввела ограничения в отношении фур из Беларуси и России, а белорусская сторона в свою очередь запретила передвижение польских прицепов, в ближайшее время очереди на границе будут расти.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Все будут перегружаться. А в ТЛЦ (торгово-логистическом центре – Sputnik) не так много рамп для этих процедур. С перецепкой, конечно, было попроще", - констатирует Павел.

В здании таможни расположились водители, которые уже въехали в Беларусь и ждут оформления документов на транзит. Дмитрий едет из Варшавы в Минск.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Со стороны Польши три дня стоял большой пробке. На польском терминале оформился быстро, за 10 минут", - говорит он.

"Это ты за 10 минут, а я за 5 часов", - присоединяется к разговору еще один дальнобойщик Сергей, который ездит "до Португалии и обратно". По его словам, сейчас в месяц не получается совершать больше четырех рейсов.

© Sputnik / Виктор Толочко

"До всего этого я успевал за 9-10 часов своей работы со Словакии приехать в терминал, оформиться и выехать в Беларусь. Потом, как уже все это началось, двое-трое-четверо суток, бывало даже семь суток стоял в колейке. Странное решение со стороны Польши, конечно…" – многозначительно вздыхает водитель фуры.

© Sputnik / Виктор Толочко

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram