Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

История старого дома в сквере... Жильё для военных, женская консультация, банк

21  Апреля 2023 г.  в 07:56 : История города Бреста

Историю интересующего нас здания по ул. Коммунистической, 24 рядом со сквером Иконникова необходимо начать с событий, повлекших за собой застройку территории, на которой расположен объект.

12(25) – 13(26) августа 1915 года, отступающие русские войска сжигают г. Брест. В uорящем, разрушенном Брест-Литовске немцы не встретили ни одной живой души. Позднее в Германии в пропагандистских целях была выпущена серия открыток «с видами» Брестских руин. Согласно докладу Лайминга, было разрушено около 80% жилого фонда. Из 3670 зданий пострадало 2500.

Из рапорта императору Николаю II, коменданта крепости генерала-от-артиллерии Лайминга:

«Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что…в ночь с 12 на 13 августа сего года, форты и опорные пункты… крепости Брест-Литовск взорваны… Орудия и наиболее ценные снаряды, заряды и имущество вывезены из крепости. Не вывезенное имущество сожжено. Цитадель сожжена. Город, ранее очищенный от жителей, сгорел в ночь с 12 на 13 августа. Войска оставили крепость также в ночь с 12 на 13 августа. Мосты взорваны. Командный состав работал день и ночь и, если и были какие-нибудь недочеты, то они неминуемы в таком сложном деле…»

Из письма офицера немецкой Бугской армии капитана Пэльмана «Как вкопанные, остановились мы, глядя на это гигантское зрелище. Насколько мог охватить глаз, мы видели сплошное огромное море поднимавшегося к небу огня, над которым, затемняя солнце, поднималась огромная дымовая туча, возвещая всей окрестности: «Брест погиб».

2(15) декабря 1917 г. Подписание в Брест-Литовске соглашения о перемирии между Советской Россией, Германией и союзниками.

9(22) декабря. Начало мирных переговоров в Брестской крепости.

3 марта 1918 Подписание Брестского мира.

20 февраля 1919 Захват Бреста войсками Польши.

1 августа 1920 Захват Бреста Красной Армией.

19 августа 1920 Захват Бреста войсками Польши.

1 марта 1921 Образование в составе Речи Посполитой Полесского воеводства с центром Брест-Литовск (12. 11 1923 решением Министерства Внутренних Дел Речи Посполитой № А.О. 65 город получил новое название - Брест-над-Бугом).

18 марта 1921 Рижский мирный договор между РСФСР, УССР и БССР

с одной стороны, и Польшей – с другой, по которому Западная Беларусь, в т.ч. и Брест отошли к Польше. В 1921 году в магистрате Бреста-над-Бугом была проведена инвентаризация всего жилого фонда, был подготовлен схематический план и составлена таблица, где поквартально была указана руинированная и уничтоженная в годы Первой Мировой войны застройка. В том же году власти города создали при городском магистрате 9 комиссий, одна из которых занималась восстановлением города. Возглавил комиссию Президент Бреста-над-Бугом Томаш Калун. В состав комиссии входило 11 человек.

29 апреля 1925 г. польское правительство издало Указ «О возрождении городов Восточных воеводств». Была выделена общая квота, которая направлялась на кредитно-строительную кампанию, в сумме 100 млн.злотых. Кроме того, была выделена сумма 80 млн. злотых на возрождение отдельных городов. На Полесское воеводство выделена сумма в размере 1500000 злотых (на другие воеводства от 250000 до 1000000 злотых), плюс дополнительные ассигнования. В списке городов Полесского воеводства их числилось 11. На Брест-над-Бугом приходилось 63386280 злотых. Основу этой суммы составлял кредит жителям города на восстановление, ремонт и строительство домов. Кроме того, средства выделялись на ремонт недвижимости магистрата, улиц, площадей, парков, мостов, канализационной сети города, озеленение. В границах кредита, выданного «Банком Городского Хозяйства» (Варшава), средства для восстановления получены городом 6 июня 1921 года. Инспектором строительного департамента Министерства военных дел в Бресте-над-Бугом был направлен Варшавский архитектор Юлиан Лисецкий – активист Общества по охране памятников, уже имевший за плечами значительный опыт проектирования и строительства.

Архитектор Юлиан Лисецкий (1881-1944), выпускник Политехнического института в г. Карлсруэ (Германия), член Союза Архитекторов Польши, победитель многочисленных конкурсов, один из основателей журнала «Архитектура и строительство», кавалер Золотого Креста Почета. В 1920-х годах инспектор строительного департамента Министерства военных дел. Известные работы: 1911-1912 г.г. – первые проекты жилых домов и Костел Св. Станислава (в соавторстве). Серия жилых домов для колоний г. Бреста – 1921-1926 г.г. Серия жилых 8,12 и 14 квартирных домов для Белостока, 1924 г. – безвозмездный проект реконструкции Николаевской гарнизонной церкви в Брестской крепости под Костел Св. Казимира (4 года безвозмездно руководил строительными работами), 1925 г. – жилой дом на 12 семей в Лодзи, 1926 г. – Народный Дом в Лодзи, 1926-1932 г.г. – проект консервации зданий монастырей бернардинцев и бернардинок в г.Бресте. 1924 г. – реновация монастыря и коллегиума иезуитов в г.Бресте, 1933 г. – военный госпиталь имени Пилсудского при аллее Независимости в Варшаве. Два проекта каменных жилых домов, выполненных в соавторстве с Янушем Краусом, были закуплены среди 39 из 635 представленных на конкурс 1933 года.

Председатель комиссии конкурса «Дом Жолнера» в Бресте-над-Бугом. Погиб на 63-м году жизни (1944г.) во время бомбежки г.Жерардова.

Главный руководитель работ на восточных рубежах Речи Посполитой Александер Прухницки, как Представитель Министерства Общественных работ находящийся в Бресте-над-Бугом. Образование БССР и Второй Речи Посполитой обусловило усиление национально-романтических настроений в обществе, появление тенденции к воплощению национальных черт в архитектурной стилистике. Стремление создать «белорусский стиль» в БССР в силу объективных причин не получило поддержки и не было широко реализовано. В свою очередь именно в западных регионах нынешней Беларуси (крэсах всходних Речи Посполитой) появилось несколько вариантов реализации идеи национального стиля, базирующихся на польском и западно-полесском зодчестве.

Уже на переломе столетий (пишет Г.Цёлэк в книге «Ogrody Polskie») вырисовывались тенденции в отношении «человек-парк, сад», а в этой связи «человек-природа». В этот собственно период начался широкомасштабный переход от сада и парка к небольшим ландшафтным композициям. Расширение понятия сад и парк вне существовавшего диапазона, одновременно повлекло перемены форм выражения архитектурного замысла. В течение целого столетия ландшафтная архитектура связывалась если не исключительно, то по меньшей мере в подавляющем большинстве с укладом сельской усадьбы. Атрибут усадьбы, двора, загородного особняка, даже расширенный до ландшафтной композиции, зеленые насаждения составляли неотъемлемую часть земледельческого хозяйства. Быстрый, а в конце ХIХ века стремительный рост промышленности, возникновение в результате индустриализации больших заселенных районов, создало новое понимание парка сведенное до понятия «зелень». Старое понятие парка, копируемое для новых функций: городского парка, сквера, городского особняка, озеленение промышленных предприятий, коммуникаций и административных зданий не принесло должного результата. Новое содержание требовало новых форм.

Большие города и промышленные районы создали потребность для организации зеленых пространств в масштабах доселе невиданных. Идея города-сада и принцип разделения места работы от места проживания находит частичное воплощение в новых района больших городов с множеством улиц и кварталов, таких как Жолибож, Саска Кенпа, а особенно в колонии Сташица в Варшаве (1925-1930г.) и колониях «Nowej Dzielnicy» в Бресте-над-Бугом (1923-1929). Процесс разделения не только не порвал с народно-историческими традициями, но напротив дал основу для возрождения, пусть эпизодического, но очень выразительного архитектурного почерка, связанного в конце ХIХ – начале ХХ века со стилевым направлением «stylem zakopianskim» неразрывно связанным с ландшафтом гор и регионом Подтатр, а в 1920-х – со «stylem dworkowym» - стилем помещичьей усадьбы.

Закопанской архитектуре свойственно стремление вверх, многоярусные композиции с остроконечными крышами, сочетание элементов готики и традиционного народного зодчества «хата Гуральска, - пишет архитектор Виткевич, - был стилем овса… дом в стиле закопанском есть то самое зерно, выросшее из буйного и сильного растения. Разница лишь в стиле роста, но суть однако – польская. Стиль же всегда покрывал собой все: от иголки до ствола». Динамичные формы архитектуры поддерживало озеленение повторяющее элементы естественного горного ландшафта: свечи елей, камни в окружении цветов, нередко европейские кедры и лиственницы, но чаще «обычная» растительность, гормонично сочетающаяся со стилем. В подобном народном направлении шел и позднейший «styl dworkowy», приближающийся к формам традиционного усадебного дома. Однако, это не копирование, а новое осмысление народного зодчества синтезирующее формы барокко, классицизма и модерна. Зданиям «styla dwyrkowego» свойственен более спокойный силуэт, как правило, это одноэтажные с мансардой и одним-двумя мезонинами здания, с относительно невысокой крышей. Для строительства нового административного центра в Бресте-над- Бугом была выбрана эспланада (франц. еsplanade – незастроенное пространство между крепостными или городскими стенами и ближайшими жилыми постройками служащее оборонительным целям), буферная зона

между городом и крепостью, граница которой проходила по современной ул. Ленина (Бульварный проект, ул. Унии Любельской). До первой мировой войны строительство на эспланаде было запрещено. Более того, в населенных пунктах, прилегающих к эспланаде (Брест, Тересполь и Волынский форштадт) застройка производилась «…по предварительно одобренным военным ведомством планам относительно ширины и направления улиц. При этом каменные здания в упомянутых местностях не должны возвышаться более 6 саж., (сажень = 0.47 м.) считая от местного горизонта до конька крыши и на постройку таких зданий должно быть, испрошено каждый раз разрешение коменданта крепости.»

Согласно проекта Лисецкого административные здания центра разместились вдоль улицы Унии Любельской, а жилой массив «Нова Дзельница» для семей администрации и военных был разделен на четыре колонии.

Крупнейшая из колоний, названная после трагической смерти первого Президента Польши Габриэля Нарутовича его именем (1923 г.) была заложена 29 августа 1921 г. Её ограничивали улицы: Унии Любельской (Ленина), Нарбута (Наганова), аллея Свободы (Гоголя) и южная граница парка 3-го Мая (парк 1-го Мая). Колонию им. Нарутовича делили на 23 квартала улицы: Воеводская, Сырокомли, Нарутовича, Пулавского, Стецкевича, Калиновского, Парковая, Спульдзельча, Велька, Гетманска, Кленовая. Сохранились здания построенные по проекту Лисецкого по ул.Леваневского (Згода), 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 18, 20, 22; по ул.Крупской (Парковая), 4; по ул. Чкалова (Нарутовича), 3, 5; Чкалова (Кленовая), 6.

Вторую по величине колонию – «Офицерскую» ограничивали Аллея Свободы, ул. Унии Любельской, ул. Ново-Ягелонска (Машерова) и Килинского (Коммунистическая) с улицами Уланска (не существует), Жвирки (Театральная), Вигуры (не существует) и Слава Звержинского (Воровского). Сохранились здания по ул. Ленина 39, 37/1, ул.Коммунистической, 24, ул. Гоголя, 13.

Третья колония «Тартак» (лесопилка) имела одну улицу – Промышленная (Веры Хоружей). Колонию ограничивали улицы Слава Звержинского, Калинского и Ново-Ягелонска. Сохранился двухэтажный барак колонии и дома по ул. Веры Хоружей. 11, 13, ул.Воровского, 16.

Четвертая колония «Схрониско» разместилась на узкой территории между границей парка 3-го Мая (сохранилась почти полностью). Парки Воли (сквер Пограничников) и 3-го Мая обеспечивали ландшафтное обрамление административного центра и колонии. По замыслу архитектора эти парки должны были плавно переходить в крепость, обеспечивая пространственную концепцию идеи города-сада.

В центре Новой Дзельницы был расположен стадион им. Маршала Пилсудского (нынешний спортивный комплекс «Брестский»), к которому примыкали офицерская колония, колония им. Нарутовича и «Тартак». В колонии Нарутовича находился еще один небольшой парк им. Элизы Ожешко (нынешний сквер перед горисполкомом). На красную линию нынешней улицы Ленина выходили административные здания – Полесского воеводства (облисполком), Народный Банк, Бюро мелиорации Полесья, городской пожарной охраны. Правление Акциз и Монополий. Позднее появились еще две колонии – для американо-израильского комитета при улице Кобринской (Кирова) недалеко от интендантских складов построенных Кроненбергом в ХIХ в. и колония Феликса Варбурга на перекрестке улиц Зацментарной (Пушкинская) и Варбурга (Минский переулок) напротив главной брамы римско-католического кладбища в г.Бресте.

Для Юлиана Лисецкого естественной почвой для творчества явился «стиль дворковы». В Брестских проектах 1920-х годов видно, как заменяя элементы и детали, вводя в композицию фасадов барочные щиты, колонны, контрфорсы, аттики Лисецкий импровизировал с классическим объемом жилого дома. Внутренняя планировка домов традиционна для старинного «шляхетского» двора, где на первом этаже гостиная, кабинет, кухня и столовая, на мансарде спальни, дополненные современными «удобствами» туалетами и ванными. Под каждым домом подвал для хранения продуктов.

Каждый участок разделен зданием на две зоны – хозяйственную, за домом, и парадную, перед главным фасадом, с ухоженными газонами, цветочными композициями, розариями, декоративными водоемами, фонтанами, дорожки вымощены прямоугольной плиткой. К этой атмосфере адаптирована необычная по форме идентификация домов, выполненная в технике металлопластики художником Вацлавом Гусарским. Участки были обнесены деревянной оградой.

Жилые дома, разработанные Юлианом Лисецким были нескольких типов: одноквартирные, двухквартирные и четырехквартирные. Это были одноэтажные особняки коттеджного типа. Все здания имели высокие мансардные крыши, крытые черепицей. Первой была построена серия двухквартирных деревянных домов. В 1924 году началось строительство каменных зданий. Все здания имели автономную систему водяного отопления, водопровод и канализацию. Одновременно с разработкой проектов самих зданий, архитектор запроектировал образцы мебели,осветительной арматуры. Выполнены проекты хозпостроек.

Главным сооружением колонии им. Нарутовича являлось казино «Огниско». Это П-образное в плане двухэтажное здание, накрыто вальмовой крышей. Главный вход выделен портиком с тетрастиль-колоннадой ионического ордера, завершенный ступенчатым аттиком. На тимпане картуш с гирляндами и фестонами. Венчала аттик массивная ваза. Западное крыло занимал большой двухсветный зал. Известно, что на первом этаже находилась столовая и библиотека.

Интересующее нас здание, по адресу Коммунистическая, 24 было построено в 1929 (согласно документам БТИ), на территории «Офицерской колонии», в небольшом квартале ограниченном улицами: Килинскего (Коммунистическая), Проста позже Жвирки (Театральная), Уланска (не существует), Пенькна позже Выгуры (не существует). Первоначальный адрес здания – Пенькна (Выгуры), 3 угол Уланской, 3 Здание принадлежало Министерству Военных Дел, администратор офицерской колонии подполковник Дулек Владислав, проживавший по адресу Унии Любельскей (Ленина), 39 (нынешний музей спасенных ценностей). Авторство на сегодняшний день не установлено, проектные чертежи в архивах не обнаружены. Велика вероятность, что здание по ул. Коммунистической, 24, построено по проекту Юлиана Лисецкого, состоявшим, как известно, инспектором строительного департамента Министерства Военных Дел Речи Посполитой в Бресте-над-Бугом, в период строительства колоний: Нарутовича, Тартак, Схрониско. Более поздняя - офицерская колония, возможно, также разрабатывалась им, поскольку документально известные проекты Лисецкого для Бреста охватывают период 1921 – 1932 годов.

Межвоенная Польша была разделена на 10 корпусных военных округов. Брест (с 1923, Брест-над-Бугом) с Полесским воеводством, столицей которого он являлся, принадлежал IX Округу Корпуса (т.н. Полесскому Корпусу). Округ IX выходил за пределы Полесского воеводства, включая часть соседней Новогрудчины и Подлясья. В границах IX Округа Корпуса стояли 9, 20, и 30 пехотные дивизии. К сожалению, ввиду того, что интересующее нас здание было служебным жильем для военнослужащих не возможно установить проживавших в нем. Чертежи здания отсутствуют в фондах IX Округа Корпуса. В фондах магистрата обнаружен единственный документ – учетная карточка здания не содержащая сколько-нибудь полезной информации. Семьи офицеров служащих в крепости проживали в двухэтажных зданиях расположенных на территории Wyspy Polnocnej (Кобринского укрепления), семьи служащих в Траугуттово (Южный городок) были расквартированы там же. Гипотетически на территории офицерской колонии в центре города могли размещаться семьи командиров вышеназванных подразделений, семьи комендантов города и гарнизона или повета, либо командиров воинских частей расположенных на Граевке. В Северном Городке располагались 82-й пехотный полк им. Тадеуша Косцюшко (с 4 октября 1931) и 35-й пехотный полк (с сентября 1925 II и III батальоны, с осени 1928 к ним присоединился I батальон).

Прямоугольный в плане одноэтажный каменный мансардный жилой дом построенный в «стиле дворковом», состоит из двух двухквартирных секций, накрытых полувальмовой с заломом черепичной кровлей разделенных возвышающейся над кровлей брандмауэрной стеной. По фасадам секции разделены контрфорсами. Более мощные контрфорсы обрамляют углы здания. Парадный вход главного фасада каждой секции выделен высоким мезонином с террасой, опирающейся на две массивные классицистические колонны дорического ордера с бочкообразными энтазисами. Мезонины завершены псевдобарочными фронтонами, тимпаны которых прорезаны небольшими овальными чердачными окнами. Пространство между мезонинами заполнено аттиковым ленточным остеклением, и разделено брандмауэрной стеной. В центре дворового фасада каждой секции расположен трехгранный эркер с балконом, переходящий с уровня развитого венчающего карниза в пятигранный, накрытый пятискатной крышей.

Пространство между эркерами заполнено аналогично главному фасаду. Торцевые фасады здания имеют хозяйственные выходы. Трапециевидные тимпаны боковых фронтонов прорезаны высокими прямоугольными окнами мансарды. Террасы мезонинов и балконы имеют металлическое ограждение, скорее всего изготовленное взамен поврежденного аутентичного. Каждая секция имеет свой изолированный подвал.

Здание было запроектировано как четырехквартирное. К сожалению, в послевоенное время здание неоднократно перестраивалось. Поэтому в данный момент невозможно с достаточной достоверностью установить внутреннюю планировку. Высота жилых помещений первого этажа 3,1 м, мансарде 2,9 м. Вероятно, как и в других домах колоний на территории обнесенного деревянной оградой участка имелось хоз. строение, где для каждой квартиры был предусмотрен сарай и овощной склеп. В 1940 улица Выгуры переименована в улицу Серова. Во время оккупации улица носила название Киндергартенгштрассе. В 1944 получила старое название – Серова.

Позднее слилась со сквером Иконникова. В Бресте сохранился еще один дом, построенный по тому же проекту, но односекционный – столовая УВД по адресу Ленина, 37/1.

После войны здание по Коммунистической, 24 использовалось как санитарная часть МВД. 19 мая 1953 решением горисполкома № 359 передано родильному дому г. Бреста под женскую консультацию. Тогда адрес здания был Ленина, 27(23). В 1972-77 в здании располагалось травматическое отделение Горздравотдела. Впоследствии перешло к Поликлинике №1 как лабораторный корпус, до 2008 неоднократно переименовывалось, но характер использования не менялся.

Историческая справка Николай Власюк (старший)
Фото Юрия Макарчука 2008 год