Почему топливо на белорусских АЗС дешевеет? Мнение экспертов

20  Марта 2023 г.  в 20:14 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

По состоянию на понедельник, 20 марта, в 2023 году цены на топливо менялись дважды в сторону уменьшения, притом что в 2022-м горючее дорожало 18 раз (с марта по июнь еженедельно прибавлялось две копейки). Почему сейчас стоимость бензина и «дизеля» становится дешевле? Портал ilex.by перечисляет возможные причины.

В прошлом году стоимость литра топлива приблизилась к 1 доллару. Ранее такое соотношение называли оптимальным для работы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с минимальной рентабельностью. В концерне «Белнефтехим» среди ключевых факторов подорожания топлива указывали рост цен на нефть, изменение курса белорусского рубля, конъюнктуру рынка нефтепродуктов в соседних странах, а также экономические показатели НПЗ (прибыль, загрузка мощностей, экспорт, долговая нагрузка и так далее).

Официальных комментариев по поводу снижения цен на топливо в текущем году не было. Участники рынка и эксперты рассматривают комплекс факторов.

— В большей степени это связано с антиинфляционной кампанией в Беларуси. Цены на топливо не только влияют на транспортные расходы, но и «сидят» в себестоимости производства многих товаров, продуктов, — сказал ilex один из поставщиков нефтепродуктов. — Была установка: курс доллара растёт, цены повышаются. Но если курс снижается, цены тоже должны снижаться. На этом фоне стали задавать вопросы: если курс доллара снижался и нефть дешевела, то почему цены на бензин в 2022 году только росли? Другие факторы в расчёт не принимались. Но если в прошлом году литр топлива в определённые месяцы стоил доллар, то сегодня это 85 центов. Конечно, не все поддержали снижение цен. Поэтому неудивительно, что если в 2022 году стоимость топлива росла с шагом в 2 копейки, то сейчас снижение — на 1 копейку.

Впрочем, в определённые годы государство поддерживало цены на топливо на внутреннем рынке благодаря хорошим доходам от экспорта нефтепродуктов. С 2021 года официальная статистика в этой отрасли не публикуется, поэтому сложно оперировать цифрами. Согласно заявлениям госструктур и бизнеса ситуация с экспортом белорусских нефтепродуктов во второй половине 2022-го стала улучшаться.

В апреле минувшего года власти Беларуси сообщали о снижении вдвое загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Новополоцке и Мозыре. Из-за санкций закрылись поставки нефтепродуктов через порты стран Балтии и на западный рынок, а из-за военных действий — в Украину. В это время НПЗ фокусировались на отечественном рынке.

Во второй половине 2022-го Беларусь стала наращивать объём переработки нефти и налаживать экспортные поставки нефтепродуктов, о чём косвенно свидетельствовало восстановление промышленного производства Витебской и Гомельской областей.

К концу 2022 года «Нафтан» стал получать прибыль. Мозырский НПЗ прогнозирует по итогам I квартала 2023-го прибыльную деятельность. За три месяца планируется переработать 2,5 млн тонн нефти — это будет означать выход на досанкционный уровень загрузки мощностей.

Что касается экспорта нефтепродуктов, то в рамках межправительственного соглашения через российские порты в 2022 году отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов.

По данным комитета экономики Витебского облисполкома, в прошлом году товарооборот области с ОАЭ вырос в 97 раз за счёт экспорта нефтепродуктов полоцким предприятием и составил 2,4 млрд долларов.

В 2022 году возобновились поставки белорусского топлива в саму Россию.

— Благодаря принятому российской стороной решению о распространении на белорусские нефтепродукты демпфирующего механизма для наших НПЗ открылась возможность поставки нефтепродуктов на российский рынок. Достигнуты предварительные договорённости о ежемесячных поставках на этот рынок до 100 тысяч тонн дизельного топлива и до 50 тысяч тонн бензина с применением этого коэффициента, — говорил в ноябре 2022-го вице-премьер Пётр Пархомчик.

В сентябре прошлого года Москва решила помочь Минску с нефтяными субсидиями после гармонизации косвенных налогов (в частности, акцизов на сигареты и алкоголь). По словам Пархомчика, «договорённость с российской стороной о применении формульного ценообразования на нефть позволила приобретать нефть по приемлемой для нас цене».

Многие годы Беларусь закупает российский сорт нефти Urals. Его стоимость была привязана к мировому эталону Brent с небольшим дисконтом. При этом Беларусь ещё имела интеграционную скидку, размер которой последнее время постоянно сокращался в рамках налогового манёвра в РФ. После введения западных санкций в 2022 году дисконт на российскую нефть значительно вырос.

По мнению аналитиков проекта BEROC, расширение дисконта Urals к Brent привело к возвращению нефтяной ренты Беларуси в расчёте на 1 млн тонн сырья в 2022 году к уровням второй половины нулевых. Таким образом, Беларусь вновь покупала нефть по ценам гораздо ниже мировых, а реализовывала продукты её переработки в целом примерно по тем же относительным прайсам, как и в 2021-м. Эти выгоды, вероятно, позволяют компенсировать не только проседание физических объёмов экспорта нефтепродуктов, но и существенную часть потерь поставок других санкционных товаров, полагают аналитики.

Договорённости о налоговом манёвре в нефтяном секторе, достигнутые с Россией, помогают белорусским переработчикам получать, как и российским НПЗ, обратный акциз по единым правилам. В связи с этим бюджет Беларуси в 2023 году может пополниться дополнительными доходами в размере 1,7 млрд белорусских рублей при стоимости барреля нефти в 80 долларов.

— Это ощутимая сумма, которая позволит нашим нефтезаводам, вырабатывая нефтепродукты для внутреннего рынка, иметь такие же условия, как в РФ, и экономически чувствовать себя в приемлемых условиях, — считает министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов.

Напомним, на данный момент предельные максимальные цены на горючее в Беларуси установлены на следующем уровне: АИ-92-К5-Евро — 2,33 руб.; АИ-95-К5-Евро — 2,43 руб.; АИ-98-К5-Евро — 2,65 руб.; ДТ — 2,43 руб.

Источник: AV.BY