Реконструкция пригородного железнодорожного вокзала Бреста. Смотрите, как это было…

9  Января 2023 г.  в 21:40 : История города Бреста

Железнодорожный вокзал Бреста – один из старейших в Беларуси. Предлагаю вам для просмотра снимки 10-летней давности. Тогда велась реконструкция варшавской стороны вокзала. Над путями отправления пригородных поездов, как и прибывающих из-за границы была построена прозрачная крыша. Здание пригородного вокзала, который был построен ещё в советское время, тогда отремонтировали и придали современный вид.

Десять исторических фактов о Брестском вокзале: 1. Наверное, не все знают, что первый жд вокзал в Бресте располагался в другом месте: это была площадка на пересечении улиц Карбышева-Куйбышева с улицей Орджоникидзе. Сейчас это территория завода газовых плит «Гефест». Здание не сохранилось. Именно туда, под возгласы ликующей толпы, 1 ноября 1869 года в Брест-Литовск прибыл первый поезд.

2. В 1871 году была открыта Московско-Брестская железная дорога. Расстояние от Москвы до Бреста поезд прямого сообщения через Минск, преодолевал за 79,5 часов, в начале 20 века – 24 часа. Сегодня - это 13-14 часов. 3. 28 мая 1886 года состоялось открытие Брестского жд вокзала. Роскошное здание возвели за 3 года по приказу императора Александра

3. Оно было похоже на крепость. По тем временам строительство вокзала стоило баснословных денег – более 2 млн рублей золотом. И все ради того, чтобы на Западной границе империи пассажиров встречал роскошный вокзал.

4. Именно наш вокзал первым в Российской Империи был электрифицирован: с 1888 года он освещался 160 лампочками. Здесь в отличие от города были водопровод и отопление. При здании вокзала имелись телеграф, почтовое отделение, буфеты и т.д. 5. У железных дорог на территории бывшей Российской империи ширина колеи 1520-мм (ширококолейка) в то время как в Западной и Восточной Европе стандарт 1435-мм. В связи с этим на Брестском вокзале есть Пункт перестановки колесных пар. Туда первоначально попадает состав следуя на Запад, и наоборот.

6. Брестский вокзал считался одним из самых красивейших в Российской империи. Но в годы Первой мировой войны здание вокзала было разрушено отступающей русской армией. Восстанавливался вокзал уже в польский период – 1920-е гг. На месте старого вокзала-крепости появилось изящное здание в стиле «народовом». Он сочетал в себе черты ренессанса, барокко и традиции белорусско-литовского зодчества.

7. ЖД вокзал был одним из участков сопротивления в годы ВОВ. По имеющимся данным, в подвалах вокзала вечером 22 июня находилось около 70 человек. Оборона длилась до 29 июня.

8. Вокзал, каким мы видим его сейчас, был построен в 1953-57 годах по приказу Сталина. Высокое, массивное, богато украшенное здание в стиле сталинского ампира. В облицовке внутренних помещений и фасадов здания были применены цветные породы мрамора и гранита, доставленные с разных регионов СССР. Шпиль и венчающая его 5 конечная звезда, которые придают сходство зданию с Московским университетом, - одна из высших точек города - 41 метр (13-14 этажное здание).

9. Вокзал встречал много личностей мирового масштаба: императоры Александр 3, Николай 2, Лев Троцкий, Юзеф Пилсудский, Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Климент Ворошилов, Жорж Помпиду, Рауль Кастро, Высоцкий. Кстати, до 1953 года в центральном зале ожидания стоял памятник Сталину.

10. В 1980 г в Бресте был глава северокорейского государства Ким Ир Сен. Он прибыл в бронированном 6 вагонном поезде со своей кроватью и продуктами. Вокзал станции Брест-Центральный – памятник архитектуры РБ, здание внесено в свод памятников Юнеско. В среднем каждый месяц услугами вокзала пользуются около 300 тысяч пассажиров!

 

Автор: Юрий Макарчук
фото автора