Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Сколько для беженца стоит "трансфер" до границы с Евросоюзом и каково с рождения жить в палатке

5  Декабря 2021 г.  в 11:37 : Виртуальная экскурсия

Жить в полевых условиях без собственного дома многим мигрантам из ТЛЦ в "Брузгах" не привыкать, уезжать из Беларуси они не хотят, потому что попросту некуда.

С каждым днем в центре временного проживания мигрантов ТЛЦ "Брузги" недалеко от белорусско-польской границы становится все меньше тех, кто хочет вернуться на родину – в Ирак, Иран, Сирию или страны Африки. Большая часть постояльцев центра продолжает настаивать на своем – только в Европу, обратного пути нет.

Почему мигранты так настойчиво хотят пересечь границу ЕС, что готовы терпеть непривычный для жителей теплых краев белорусский холод и не самые комфортные условия жизни, узнавала корреспондент Sputnik Инна Гришук.

Дочки не знают, что такое жить в доме

"Мои дочки нарисуют дом, которого у них никогда не было. Главное, чтобы там была кухня, ванная и спальные места, чтобы он стоял в одном месте, чтобы дети ходили в одну и ту же школу, чтобы наша семья перестала каждый год переезжать из одного лагеря для беженцев в другой", – рассказывает мужчина средних лет по имени Ахмад.

Ахмад – из Ирака, с ним и его семьей мы познакомились во дворе лагеря для мигрантов в ТЛЦ "Брузги", когда он искал теплое одеяло для своей семьи и цветные карандаши для двоих дочерей. Одеяло тут же выдали сотрудники Красного Креста, а яркие восковые мелки получилось привезти позже из города.

Восьмилетняя Хансе никогда не жила в собственном доме, всю жизнь живет в палатке под открытым небом

© Sputnik / Инна Гришук

На лицах девочек появилась улыбка. Они написали свои имена, правда, на турецком. Арабского они не знают, потому что никогда не жили в Ираке. Старшую девочку зовут Шурук, ей 10 лет, младшую – Хансе, ей 8.

"Наша семья уже девять лет живет в разных палаточных лагерях в Турции. Меняем лагеря раз в год или полтора. В последнем лагере жили год и три месяца. Девять лет у нас нет дома и постоянного места жительства. Дочки каждый год меняют школу, учатся на турецком, они не знают арабского. Хансе никогда не была в Ираке, она родилась уже в одном из палаточных лагерей, дочки никогда не видели, что такое жить в собственном доме, спать в кровати, а в не брезентовой палатке в спальном мешке", – рассказывает отец семейства.

Возвращаться некуда

В Ираке у семьи Ахмада раньше был дом, работа, но страну пришлось покинуть, так как жить там стало опасно. Мужчина по образованию электрик, показывает диплом, полученный еще в Ираке. Он перечисляет многочисленные турецкие города, где приходилось жить его семье в лагерях для беженцев. Там же он подрабатывал по специальности или на случайных работах, чтобы хоть как-то содержать семью.

Семья Ахмада из Ирака до приезда к польской границе девять лет жила в разных палаточных лагерях для беженцев в Турции

© Sputnik / Инна Гришук

"Мои дочки очень способные. В каждой школе они всегда были лучшими в классе. У них сейчас вынужденные каникулы. Мы готовы это потерпеть, чтобы у них была возможность жить и учиться в одном месте", – говорит отец.

Семья, как и большинство мигрантов, застрявших у белорусско-польской границы, хочет попасть в Германию. Ахмед на поездку семьи из Турции в Беларусь потратил 10 тысяч долларов. Столько ушло на визы, билеты, покупку теплой одежды.

Деньги платил знакомому, который пообещал организовать поездку в ЕС через Беларусь. Какая-то часть этой суммы – это личные сбережения, полученные когда-то от продажи дома в Ираке, что-то взяли в долг у друзей и родственников с расчетом отдать, как только получиться перебраться в Европу. О том, что Польша отгородилась колючим забором, мужчина слышал, но ему пообещали, что есть тропы и маршруты, по которым можно пересечь границу.

Такой рисуют Польшу дети мигрантов

© Sputnik / Инна Гришук

"Теперь нам некуда возвращаться. С Ираком нас давно ничего не связывает. Мои дочки никогда не видели эту страну. Мы жили в палаточных городках под открытым небом. У нас только один путь – в Европу", – говорит напоследок Ахмад.

600 долларов за поездку из Москвы в Гродно

Два чернокожих парня Абиб и Асам из Конго рассказали, как они оказались в лагере у белорусско-польской границы.

"Мы приехали из Москвы, жили там в течение года. В прошлом году знакомый предложил приехать в Россию, пообещал, что поможет уехать в Европу, там у нас живут родственники. Но каждый день говорил, что решит вопрос с поездкой завтра, каждый день был завтра. Мы поняли, что он нас обманул", – рассказали ребята.

Абиб и Асем из Конго до приезда в Беларусь год жили в Москве, в Гродно приехали на такси, заплатили по 600 долларов с человека

© Sputnik / Инна Гришук

По их словам, в течение года зарабатывали на жизнь случайными подработками – в рекламе, на стройке, в магазине. За год немножко подучили русский язык. В конце октября от знакомых узнали, что можно приехать на польскую границу под Гродно и попытаться здесь пройти в Германию.

"Мы ехали из Москвы в Беларусь нелегально. Знакомые дали контакт белорусского таксиста. Он на машине привез нас в Гродно. Нас ехало четыре человека, каждый платил по 600 долларов. Из Гродно мы приехали в палаточный лагерь в "Брузги", – говорит Абиб.

По его словам, год назад из Конго в Россию они добирались через Марокко, потратили по пять тысяч долларов на каждого за путешествие.

Поездка из Беларуси по территории Польши в Германию, если бы границу удалось пересечь, стоила бы по 2 тысячи долларов за одного темнокожего брата. Так обещал тот самый посредник, который направил парней в стихийный лагерь у колючего польского забора. Эти деньги собирались платить их родственники в Европе.

"Мы будем ждать, когда европейские политики откроют границу и разрешат нам пройти. Мы не можем вернуться домой, у нас нет столько денег, наша семья в Европе", – добавляют парни.

Трое детей в Германии, а родители на польской границе

Еще одна семья из ТЛЦ "Брузги" уже почти два месяца живут у польской границы. Это иракцы Набиль и Дало. С ними годовалая дочка, которая несколько дней назад заболела и попала в больницу. До появления стихийного лагеря у польского колючего забора семья примерно месяц жила в лесу и ждала возможности прорваться в Польшу через колючий забор.

"Они не говорят по-английски, я нашел их и привел сначала в нашу компанию, потом вместе мы перебрались в большой лагерь в лесу на границе", – рассказывает сосед семейной пары.

У этой семьи мигрантов из Ирака в Германию успели перебраться трое старших детей с родственниками

© Sputnik / Инна Гришук

С его слов, у Набиль и Дало есть еще трое детей 6, 12 и 16 лет. Они вместе с братом мужа смогли перейти границу и попасть в Германию. Семья хочет попасть к детям и родственникам.

"Они точно не уедут отсюда. Все их родные и трое детей уже в Европе", – объяснил мужчина.

Мигранты: "Спасибо, Беларусь, что не бросила"

"В этом лагере живет почти полторы тысячи человек, у большинства из них нет желания и возможности вернуться в родную страну. Польша держит границу закрытой, политики решают свои вопросы. Если бы не Беларусь, мы бы все умерли у польского забора", – говорит мигрант из Сирии Хевар.

В субботу вечером сирийские мигранты организовывали уголок благодарности Беларуси. Это всего лишь обрывок картона со словами: "Syrian refugees thank Belarusian president, Government and Belarusian people for supporting us" – "Сирийские беженцы благодарят белорусского президента, правительство и белорусский народ за поддержку". Мужчины решили повесили табличку на стене у спальных мест и объяснили, почему решили написать эти слова.

Мигранты благодарят белорусов за приют и поддержку

© Sputnik / Инна Гришук

"Это обращение ко всем белорусским людям, белорусскому президенту Лукашенко, правительству, которые поддержали нас в трудной ситуации. Все сирийцы в этом лагере благодарны, что нас поддержали в трудной ситуации и не дали погибнуть и замерзнуть на границе. Здесь у нас есть еда, вода, крыша над головой, спальные места. Мы желаем, чтобы все европейские страны поступали так же, как Беларусь – не бросали беженце в беде", – объяснил один из сирийских мигрантов цель своей акции.

Мужчины добавили, что у каждого жителя ТЛЦ "Брузги" есть своя история и причины не возвращаться в родные страны – Сирию, Ирак, Иран и другие. И все эти истории полны трагизма.

"Никто не хочет оставаться здесь, никто не рад так долго ждать. Но мы хотим уйти в Европу. Мы не хотим возвращаться на родину. Это опасно, многих после возвращения могут ждать аресты, угроза смерти, многим просто некуда возвращаться. Нам остается только ждать", – добавила одна из мигранток.