OZONовый налог: подорожают ли для белорусов зарубежные интернет-покупки после изменений в НК

26  Октября 2021 г.  в 20:56 : Интернет, высокие технологии

В тонкостях новшеств Налогового кодекса в отношении интернет-магазинов разбирается колумнист Sputnik Николай Левчук.

Согласно изменениям в Налоговый кодекс, с 1 июля следующего года вводится налог на добавленную стоимость для иностранных интернет-магазинов, которые продают свои товары белорусским покупателям.

Пока нет официальных пояснений о непосредственном механизме взимания НДС, но ряд СМИ успел объявить о том, что удорожание таких интернет-покупок может составить 20%. Так ли это на самом деле, разбирался колумнист Sputnik Николай Левчук.

Дистанционная торговля

В комментарии Министерства финансов Беларуси об основных изменениях, вносимых в Налоговый кодекс на следующий год, отмечается, что законопроектом предусмотрено введение обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров.

Это направлено на выравнивание условий налогообложения НДС товаров, реализуемых на территории Республики Беларусь. Предполагается устранение диспропорции, когда белорусские магазины уплачивают НДС при реализации товаров, а иностранные продавцы при электронной дистанционной продаже товаров – нет.

Данная норма вступит в силу с 1 июля 2022 г., что позволит налоговым органам заранее информировать плательщиков о необходимости постановки их на учет в налоговых органах и о порядке исчисления и уплаты НДС в бюджет.

Как пояснил министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов, покупая товары в зарубежном интернет-магазине, наши граждане перечисляют деньги его владельцу. Соответственно налоги уходят в бюджет той страны, где зарегистрирован магазин как субъект хозяйствования. А это неприемлемо.

Министр финансов привел сравнение с обычными магазинами, которые уплачивают НДС и находятся не в одинаковой ситуации с теми, кто торгует на зарубежных интернет-площадках. По его мнению, введение НДС в этом случае уравняет условия и подтолкнет к тому, чтобы зарубежные интернет-магазины зарегистрировались в стране как субъекты хозяйствования и платили налоги со своих доходов в белорусский бюджет.

Вероятно, власти хотят добиться регистрации в Беларуси представительств наиболее популярных торговых интернет-площадок. А это Wildberries, Lamoda, Ozon, Joom, AliExpress, Amazon, ряд других.

Впрочем, с Wildberries и Ozon – в хорошем смысле слова особые счеты, поскольку они имеют российскую юрисдикцию. Эти площадки являются плательщиками налогов в России, работая на агентских договорах (договорах комиссии). При этом они платят НДС от своего вознаграждения, а не от стоимости проданных товаров. На них в скором времени распространятся механизмы налогообложения в рамках ЕАЭС, где как раз собираются внести изменения в сфере электронной торговли, в результате чего НДС должен будет уплачиваться в стране потребления товара.

"Лесные ягоды"

Тогда заметного удорожания покупок на Wildberries и Ozon не произойдет. Это будет работать так: если какая-то электронная площадка, зарегистрированная в любом из пяти государств-членов ЕАЭС, будет продавать продукцию белорусским гражданам, то НДС уплачивается в стране, в которой потребляется товар, то есть Беларуси. До июля следующего года, когда вступят в силу изменения в Налоговый кодекс, еще есть время, чтобы верифицировать это нововведение.

В настоящее время заказ товаров из Беларуси на интернет-ресурсе by.wildberries.ru осуществляется с учетом требований российского законодательства. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси признало Wildberries российским магазином, то есть, оформляя заказ на данном ресурсе, белорусский потребитель покупает товар в России.

Исходя из официального пояснения, при осуществлении розничной торговли через иностранный интернет-магазин с доставкой товаров покупателям (физическим лицам) путем пересылки почтовыми отправлениями либо иным способом в Республику Беларусь, местом осуществления деятельности такого интернет-магазина является территория той страны, с которой реализуется товар – в данном случае Российская Федерация, где и уплачиваются все налоги.

Товарный поток из самой Беларуси тоже растет. По данным аналитической службы Wildberries, во втором квартале 2021 года продажи продукции из страны выросли в 4,6 раза в штуках по сравнению с первым кварталом. Наибольшие объемы продаж отмечены в категориях косметики и парфюмерии, нижнего белья, игрушек, товаров для дома и одежды. Это связано с активным выходом белорусских предпринимателей в сегмент e-commerce, где они также продают аксессуары, головные уборы, канцтовары, детское питание в 14 стран мира.

Во втором квартале количество новых регистраций предпринимателей из Беларуси на площадке составило около тысячи, увеличив их общее число на треть. В ходе работы на ней уже не надо везти товар в соседнюю страну – эти хлопоты взяла на себя логистическая служба Wildberries. Более того, чтобы торговать на площадке Wildberries, белорусским предпринимателям даже не требуется открывать юридическое лицо в России.

Очевидно, что обороты интернет-торговли в обозримой перспективе будут только нарастать и требовать дальнейшего усовершенствования налогообложения.

Сортировочный центр

Другой крупнейший российский интернет-ритейлер Ozon к изменению условий работы на белорусском рынке, похоже, подготовился заранее. Эта мультикатегорийная платформа объявила о регистрации юридического лица ООО "Озон Рокет Бел", операционной компании в Республике Беларусь. Новая структура создается для масштабирования бизнеса на территории страны, в первую очередь – расширения логистической инфраструктуры. Значит, компания готова и к уплате НДС в Беларуси.

В руководстве Ozon Беларусь называют стратегически важным регионом, она стала первой страной, где обустраивается специальный сортировочный центр. Как и Wildberries, Ozon начал сотрудничать с "Белпочтой", расширяя сеть пунктов выдачи заказов и упрощая прохождение ими т.н. "последней мили".

Конкуренция подталкивает и к нестандартным решениям: в сотрудничестве с почтовым оператором DPD пункты выдачи заказов открыты на ряде заправок "Белоруснефти". В результате время доставки в Беларусь сократилось в два раза до 3-4 дней.

По данным OpenBusiness, за 3-й квартал число чеков на Wildberries выросло на 40%. Ozon растет в геометрической прогрессии: с начала года среднемесячное число чеков на площадке увеличилось в семь раз. Конкуренция между двумя российскими интернет-ритейлерами на белорусском рынке подстегивает к ужесточению борьбы за покупателей, а распродажи и скидочные акции стимулируют их активность.

Подобные маркетплейсы – это еще и проекты, ориентированные на предпринимателей. Тот же Ozon в апреле 2021 года открыл дополнительный финансовый сервис с ежедневными выплатами за проданные товары, разрабатываются другие программы лояльности. Объявлено о создании специальной витрины с товарами белорусских производителей с услугой доставки до российских покупателей.

В этой конкуренции выиграет не только наиболее клиентоориентированная компания, но и та, что "не заметит" возможных издержек, связанных с налоговыми изменениями.

Так что ценовая конъюнктура в данном сегменте, скорее всего, останется без существенных изменений, а за российскими компаниями подтянутся и китайские, которые будут вынуждены приспосабливаться к новым условиям. На том же Aliexpress любой человек может создать страницу продавца после регистрации ИП или АО, хотя администрация отдает предпочтение китайским бизнесменам. Но пока до конца не понятно, как белорусские власти собираются взимать с них НДС.

Объем интернет-торговли в Беларуси за последние пять лет вырос в два раза и составил в прошлом году около Br 2,3 млрд, а это 5,5% всего розничного товарооборота. Данный показатель будет только расти и в любом случае не останется без внимания налоговых органов.

Эпицентр торговых операций постепенно смещается в сегмент e-commerce, а потребительская психология стремительно меняется. Вчера кто-то из белорусов купил на Aliexpress игрушечный радиоуправляемый экскаватор, а завтра захочет купить настоящий…